...В хрущёвские времена исполнилось пророчество чеховского Лопахина – дачник взялся за лопату («Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...») Выросло множество садоводческих и огородных товариществ, которые были призваны, отчасти, решить продовольственную проблему. Тогда участки выделялись для крупных предприятий и раздавались лучшим работникам. Так в Подмосковье появились товарищества с приметными вывесками вроде «Энергетик» или «Подшипник». Эти садово-огородные участки, как юридически, так и фактически не являлись собственно дачами.
Но люди их «парадигмой вотчины» дружно принялись именовать свои «Подшипники» - дачными посёлками. Не в документах, конечно же, а между собой. Этой связи вспоминается сцена из культового советского фильма «Москва слезам не верит». Жених Тоси везёт девушек на дачу, то есть, на такой вот огород, полученный от производства. Однако ушлая модница Людмила, поняв, что им предстоит провести время не в роскошной «усадьбе» под липами, а в домике, стоящем посреди картофельных плантаций, кричит: «Нет! Нам это не подходит!» Для неё это – не дача. Она же знает вкус красивой жизни.

Со временем, к 1970-м годам, и эти посёлки сделались едва ли не элитными. На 6-8 сотках расцвели яблоневые сады, а дети и внуки огородников стали ощущать себя уже настоящими, подлинными, «чеховскими» дачниками. И всё вернулось на круги своя – гамак, велосипед, купание, шум вечерней электрички, ароматы луга, бабушкино варенье. В эпоху Застоя котировалась негласная формула советского благополучия: «Квартира – Машина – Дача». Дача – непреложно, причём лучше всего - поближе к границам города. Жаворонки, Внуково, Балашиха. У Владимира Солоухина есть знаменательная вещица – «Съезжались на дачу гости». «В первом часу дня начали мало-помалу собираться гости на дачу в Мичуринце; некоторые по зеленой дачной улице с электрички, но большинство на машинах – ‘Жигулях’ или ‘Волгах’». Мичуринец – из той же серии, что и прочие «Энергетики», однако, к моменту написания произведения – место престижной дольче-вита.
Скажите, у вас есть дача? Нравится ли вам дачный отдых в виде прополки и окучивания?
Journal information