...Модная тема последнего времени — очереди «за искусством». Агрессивная, заряженная публика, преференции для владельцев электронных билетов, издевательские таблички на лестнице «Осталось примерно 60 минут» - мол, ещё целый час тут проторчите. Я не берусь судить, кого в этой очереди больше — знатоков искусства, любителей разрекламированных и популярных выставок, фанатов Айвазовского или просто тусующейся молодёжи, которой всё равно, где стряпать селфи, ибо толпа — разнородна. Одни пришли пополнить запас впечатлений, другие — услышали, что привезли кого-то знаменитого, третьи — научены встраиваться в любой «хвост» под лозунгом: «Значит дают что-то дефицитное!». У каждого — свой путь и своя причина пойти или не пойти на выставку. «Можно сказать, что за две неполные недели работы выставки её посещаемость превысила по посещаемости известную выставку Серова», — сказал министр культуры Владимир Мединский. Инцидентов в выламыванием дверей пока не наблюдалось. Однако подытоживать рановато — выставка продлится до 20 ноября.

В Советском Союзе подобных очередей (правда, без драк) было ещё больше - на Тутанхамона ломились, на Джоконду - выстраивались. Любая культурная акция сопровождалась толпами и очередями. Но в те годы книжность-заумность-искусствознание - входили в программу-минимум образованного хомо-советикуса. Потом это стало не нужно, а заодно и не модно. Можно. Но не нужно. В 1990-х и 2000-х ажиотажа как-то не наблюдалось. Точнее, популярные экспозиции будоражили (тому пример скандальная «Москва-Берлин»), однако, тему наплыва посетителей в прессе не обсуждали. Что случилось в середине 2010-х? Одни утверждают о нарождении некоей новой духовности, уже не связанной с советским типом духовности. Другие убеждают нас, что быдло попёрлось потому что ему сказали по ящику, что это - круто. А ему - на самом деле - всё равно. Просто бежит отметиться и пофоткаться на фоне.
Так вот, с вашей точки зрения: что это? Возрождение духовности? Стадность? Что-то ещё?
Journal information