Галина Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Иванкина.
zina_korzina

Про «Викинга».

  • Только что посмотрела новый фильм «Викинг». Как правильно на него реагировать я не знаю - это не моя эпоха, я её не изучала. Люди-знатоки ругают. Говорят: всё было не так. Я им отвечаю: «Хорошо, что не про галантный век». В том смысле, что всякие Анжелики мне понятны и я в курсе, что они таких причёсок не носили, да и вообще, даты перепутаны в угоду занимательности сюжета. А вот «Викинга» я смотрела, как некое фэнтази - бородатые мужики в шкурах и тряпках бегают с топорами, орут, что-то рубят и кого-то мочат. Для благодушного восприятия исторического фильма нужно очень мало - быть не в курсе изображаемой эпохи. Нет, когда совсем не в курсе - тогда неинтересно. Уж лучше пойти на очередные «Ёлки». А так, чуть-чуть знать, но не вдаваться в подробности. Вот Егор Холмогоров высказался весьма и весьма круто:



    «Непонятно, отчего фильм о крестителе Руси начинается с эпиграфа из Мао Цзэдуна. Впрочем, и далее «Викинг» позволит зрителю постичь: как видит русскую историю тот, кто её не знает и кому она представляется сплошной грязью. Грязно во рву, куда падает князь Олег Святославич, и в Полоцке, куда Владимир приходит сватать Рогнеду. Грязно на полу, где он насилует ее на глазах у дружинников. Грязно на улице, куда князь бежит затем вытошниться и выспаться (он же «под мухоморами», хотя берсерка из него не вышло). Грязно в захваченном им убогом городишке Киеве. И на языческом капище, где бродят грязные лысые жрицы во главе с грязным глухонемым волхвом. Грязно в клети, где гниет зачем-то обсыпанное мукой тело убитого Ярополка. Единственный раз русские выглядят веселыми и красивыми, когда, убравшись цветами и венками, пытаются совершить грязное дело — принести в жертву своим идолам мальчика-христианина. Даже под стенами Херсонеса становится грязно, лишь туда являются русы — следует феноменальная по глупости сцена: Владимир с дружиной сталкивают на печенегов корабли с горы и этим их побеждают.



    Слава Богу, хотя бы в церкви чисто, есть даже византийские мозаики — «Жертвоприношение Авраама» (мол, и в Ветхом Завете человеческие жертвы приносили, не волнуйтесь). Но творцы фильма и тут грязь находят: священник объясняет Владимиру его грехи, вливая в чистую воду лампадное масло, а потом поджигая его, что символизирует крещение: «Можно теперь пить воду?» «Можно, — отвечает князь, — только вонючая». Остается гадать: считают ли авторы картины «вонючим» одного лишь князя Владимира, крещенную им Русь или же вообще всех, кто принял крещение взрослым, имея личные грехи. Лет десять назад на примере столь же неудачного фильма про славян «Волкодав» я назвал это для себя «эффектом кривых бревен». Наши киношники просто не могут себе вообразить, что в жизни древних русичей хоть что-то могло быть не криво, не убого, не уродливо. Даже бревна на декорациях вытесывают вкривь и вкось, хотя дошедшие до нас памятники древнерусского зодчества поражают гармоничностью и тщательностью отделки.


  • А вот это, как раз, всё то же, но в понимании Галантного Века.
    Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда». 1770-е годы.


    Весь «Викинг» состоит из таких кривых бревен: невозможно поверить, что маленькая заштатная крепостица — тот самый Киев, величественный город, который современники считали ровней самому Константинополю. Пусть до крещения он не был украшен златыми главами, но один храм, Святого Илии на Подоле, там уже стоял. И уж точно древние киевляне, полочане, жители других старинных русских городов, не жили, словно свиньи, каковыми их показали в фильме. Понятно, при таком обонятельном и осязательном отношении к истории точности в фактах ждать тоже не приходится. Кому какое дело, что воевода Свенельд не служил Олегу Древлянскому. Тот убил его сына, за что Свенельд, служивший Ярополку, решил отомстить, подстрекнув старшего брата на войну со средним. То есть в ленте ситуация показана с точностью до наоборот. Кого смутит эпизод, когда Владимир сжигает тело Ярополка, и оно горит ясно и ярко, залюбуешься...».

  • Остальное - тут.
  • Tags: Кино, Язычество
    Subscribe

    Posts from This Journal “Кино” Tag

    • Казахское мини по-советски.

      Тут мы обсуждали эстонских и российских девушек в мини-юбках. Речь шла о рубеже 1960-х- 1970-х годов, то есть о советских временах. В комментариях…

    • Мир без будущего и помойка по-американски.

      Пишу статью, но тут - некоторые наброски о фильме Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Перед нами — помойный, запущенный, грязный мир…

    • Хороший человек не приносит Грюндиг!

      Как уже неоднократно подчёркивалось, советский отрицательный герой маркировался чуть ли не с первого появления в кадре. Вот он приносит фирменный и…

    • Показуха в СССР.

      Дабы понять, что происходит в отрывке из фильма 1973 года, надо прояснить ситуацию. В кадре - так называемый красный уголок, существовавший на всех…

    • Ещё один отрицательный герой...

      Этот социальный тип в 1960-1980-х годах порицался, хотя, и не преследовался по закону. Этих людей было принято изображать моральными уродами с…

    • Куда податься эстооонскому эсэсовцу?

      Сколько же советских фильмов ещё не просмотрено... По крайней мере, в 1960-1980-х наснимали какую-то несметную тучу картин, которые интересны только…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 547 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →