Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Как реагировать на такого героя?

  • Что вы думаете о новом фильме Андрея Кончаловского «Рай»? Потом я напишу более развёрнуто - особенно про великолепную стилизацию эстетики 1930-х годов, когда один из персонажей «проваливается» в ностальгию. Вот это сочетание бесконечного солнца и белого цвета - типичное для того периода. Впрочем, в любом советском фильме ранне-сталинской эпохи можно всё это увидеть. Предвоенная эпоха пахнет солнцем и разогретым асфальтом, непостижимая летняя жизнь, когда мир наполнен движением. Белое - в переизбытке. Чистота, спорт, античные - якобы античные - линии. Любование совершенным телом, как в фильме «Строгий юноша», который запретили за формализм, то есть за пустое любование формой. Но вернёмся в «Рай». Не буду пересказывать сюжет и отмечать игру актёров - это уже сделали киноведы и прочие колумнисты. Меня смутил один персонаж - эсэсовец-аристократ Хельмут, который ещё рассказывает, что его предок пал смертью храбрых под Цорндорфом. То есть, в Галантном веке, под знамёнами Фридриха. А потом - понеслось - служба кайзерам и Гитлерам, как и положено...



    Персонаж производит устойчиво-положительное впечатление - он честен с собой и с окружающими, он ненавидит воров и ревностно служит системе. А систему - не выбирают. Такая уж досталась. Предку повезло чуть больше - он ходил в пудренных буклях и служил королю-философу. Хельмута не прокатило на колесе Фортуны - он достался Гитлеру и Гиммлеру (кстати, Гиммлера неожиданно сыграл Виктор Сухоруков, который и Павла I играл в своё время - вот такая глыба, такой матёрый человечище). Так вот Хельмут! Типичное дойч-не_быдло. Изучает творчество Антона Павловича Чехова, любит искусство, «про паровоз поёт». Потрясающая сцена - два интеллигента в форме SS бухают и говорят о Чехове - кто и как его понимал в юности, на учёбе и «...что же будет с Родиной и с нами?» Генеральная тема разговора - несостоявшаяся еврейская невеста Чехова - Дуня Эфрос. Известно, что в 1943 году немцы этапировали Эфрос в Треблинку, где она и погибла.



    Что характерно, Хельмут остаётся нацистом и приверженцем своей идеологии, хотя иной раз его пробивает и он дико сомневается. Однако для него самое главное - служить светлым идеям (видимо, всё равно, каким - лишь бы даль светла). Так, он утверждает, что если бы родился в России, был бы коммунистом и вообще - у этих русских с их убеждённостью всё получится. Но главное - он борется с коррупцией. Он изобличает гада-коменданта в том, что тот ворует не только у Рейха, но и у заключённых. Торгует репой налево. Однозначно - расстрелять. Поневоле проникаешься уважением именно к человеку чести. Так уж устроен наш разум - даже из двух зол принято выбирать меньшее. А тут - свинорылый палач VS дворянин с томиком Антона Палыча. На Страшном Суде (или что там изображено?) Хельмут солнечно улыбается и наверное ни в чём не раскаивается. Он, как его предок в ботфортах и парике, уверен, что прожил ясно и честно. Он - ёлки-палки - верил в это! Но как нам-то на него реагировать? Я оказалась не готова.

    P.S. В советском кино встречались подобные герои, однако, они ВСЕГДА начинали работать на советскую разведку или делали что-то супротив системы. Здесь этого нет. Разрыв шаблона, причём весьма сильный.

    UPD Первый (то есть лучший) комментарий от azart_ude многое проясняет. Спасибо!
  • Tags: Кино, Отрицательный герой, Пруссачество
    Subscribe

    Posts from This Journal “Кино” Tag

    • Это фильм не о девочке и её папе...

      Перестроечный фильм «Авария — дочь мента», как и все молодёжные драмы конца 1980-х, не о разнузданной горе-девочке, которой нравится весь этот…

    • О советской стоматологии.

      Несколько лет назад читала статью о том, что примерно до войны советская стоматология была точно такая же, как на Западе. То есть - карательная.…

    • Первая роль будущего секс-символа СССР.

      Всегда интересно смотреть первую роль будущей звезды. На этот раз - отрывок из фильма 1953 года, где снялся будущий кумир советских девушек и (не…

    • Голливудские штамповки: пародия.

      Илья Ильф и Евгений Петров в «Одноэтажной Америке» высмеяли четыре типа голливудских фильмов — музыкальная комедия, историческая драма, шоу оперного…

    • Офисный планктон в СССР: всё тот же стиль.

      Тема больших, но ничего не делающих коллективов, раздутых штатов была одной из злободневных в СССР. Вот, например, отрывок из интересного спектакля,…

    • Честная Катя.

      Напомню, что Катя прямолинейно выразила то, о чём говорить в обществе было как-то не принято. Мол, хочет иметь спортивную машину, алый шарф и чтобы…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 111 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    фильм еще не видела. А смотрела интервью режиссера. Он говорит, что хотел показать людей, которые убивали других из идейных убеждений - мол, так надо и так правильно. Они не переступали никакую черту, не напивались перед престулением или после него - они были убеждены, что концлагеря для недочеловеков - это правильно. В этом, говорил Кончаловский, весь ужас.
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →