Галина Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Иванкина.
zina_korzina

НТР в СССР. Миф или реальность?

  • Сейчас много спорят на тему: какой была советская экономика (как вариант - советская наука)? Отсталой или передовой? Ну нет единого ответа на вопрос. Мой коллега из газеты «Завтра» - Виталий Овчинников написал оптимистичный текст, если, конечно, понятие оптимизм может сопрягаться с ностальгией. Это было-было. А было? Некоторые говорят, что - миф. Впрочем, предоставим слово автору, вспоминающему о Советском Экономическом Чуде, основанном на мощных научных достижениях.

    «...Признав за действительность сам факт существования Советского Экономического Чуда и вытекающей отсюда самой возможности Советской Технической Революции, приходится также признавать и высочайший интеллектуальный уровень Советской цивилизации, намного превышавший интеллект любой существующей на земле другой цивилизации. И это справедливо, потому что интеллект Советской цивилизации являлся интеллектом свободного общества, освобожденного от рабства и эксплуатации. <...> Еще с тридцатых годов, со времен Сталинской индустриализации, в СССР начали создавать государственные структуры для повышения технического уровня проектируемого и изготавливаемого в стране оборудования, начиная с отраслевых НИИ и кончая Всесоюзными технической и патентной библиотеками.



    Для того, чтобы технически мыслить, надо иметь определенный уровень технических знаний в «своей голове», надо стать профессионалом в области своей инженерной деятельности. А профессионалов технарей готовят соответствующие технические учебные заведения страны. За годы своего существования Советская власть создала целую систему для дневного, вечернего и заочного Высшее технического образования. Причем, развитие системы подготовки технических специалистов в СССР осуществлялось в тесной связи с планами развития всех отраслей народного хозяйства. И если в 1914/15 учебном году в России обучалось 127,4 тыс. чел. в 105 вузах, то в 1970 уже около 5-ти млн. студентов в 805 вузах. Причем, каждый выпускник дневного ВУЗа имел гарантированное рабочее место по специальности в нужном для экономики страны «месте» и социальные его льготы в виде статуса «молодого специалиста», которого администрация обязана была обеспечить жильем и не имела права наказывать и увольнять в течении трех лет со дня его приезда по направлению.



    При этом, стремительное развитие Советской экономики в двадцатом веке явилось следствием особой технической политики Советской власти, нацеленной на максимальное развитие творческого потенциала Советского человека, освобожденного от оков эксплуатации стоящим над ним классом собственников. Да и сама Советская государственная система буквально «заставляла» своих инженеров работать на уровне лучших мировых образцов. Заставляла не насильственно, хотя перед войной, в знаменитых «Бериевских шарашках» наших великих конструкторов, таких, как Грабин, Королев, Туполев, Патон и многих, многих других, именно заставляли работать на максимально возможных для их интеллекта возможностей. Но заставляли именно патриотически, материально и психологически, создавая одновременно для них самые лучшие условия для работы...»

  • Остальное - тут.
  • Tags: Обзор Прессы, Опросы, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “СССР” Tag

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 103 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →