Галина Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Иванкина.
zina_korzina

О важности и нужности высшего образования.

  • Полемика по поводу высшего образования - это всегда интересно. На сайте газеты «Завтра» - прекрасный материал Юрия Ожигова. Это - полемика с Татьяной Воеводиной, которую я часто упоминаю в своём блоге. Итак, Юрий пишет:

    «...Недавно я прочел статью Т.Воеводиной «Системные неумехи», основная мысль которой сводится к тому, что надо развивать среднее специальное образование, поскольку высшее, якобы, сильно раздуто. Я не стал бы вступать в полемику с этим утверждением, достойным министра образования в царском правительстве где-то в ХIХ веке, если бы это было частным мнением. К сожалению, такие мысли имеют хождение и потому реализация различных проектов «упорядочения» образования в смысле его сокращения способна принести серьезный вред. Высшее образование необходимо любому профессионалу. В особенности оно нужно тем, кто имеет дело с физическими вещами и процессами — высшее техническое или естественно-научное образование. Возьмем водопроводчика. Ему не достаточно уметь сваривать пластиковые трубы и устанавливать сантехнику. Он должен уметь делать — и правильно делать! - целый ряд вспомогательных работ: сверлить отверстия, проводить земляные работы, разбираться в системе электроснабжения, знать свойства материалов и оборудования, а также учитывать природные условия, например, погоду, поведение водопровода при низких и высоких температурах и т.д.



    Для того, чтобы сделать свое дело хорошо, ему не достаточно простых навыков, он должен знать смежные области. Вот ты — электрик. Знаешь только свое ремесло. Установил прибор, но не учел влажности или сейсмичности или сопромат не знаешь. В результате после урагана проводку пробило и пошла искра — дом загорелся и сгорел дотла. «Умельцы» - незнайки хороши только до первой аварии. Так называемое среднее профессиональное образование — это хорошо, но это не достаточно для жизни в современных условиях, где ошибка «простого» исполнителя может обернуться катастрофой... В статье Воеводиной приводится распространенная мысль о том, что, якобы, «умелые» работники должны хорошо выполнять предписания, а вот творить должны «инженеры», то есть особо одаренные — вот для них то и нужно высшее образование. Такое мнение противоречит практике. Творить должен любой профессионал. Бездумные исполнители нигде не нужны, их место уже заняли роботы. Бурлаки не нужны, баржи тянут буксиры. Вот человек окончил ПТУ, получил рабочую специальность. Поработал. А надо расти! Попробуй найди другую работу. Вот тут уже творчество нужно! Если загнать людей в уровень ПТУ — это будет как крепостное право до 1861 года, только прикрепление к стандартному набору операций.

    Но и «творчество» в элитарном загоне — невозможно. Потому что мысль связана тысячами нитей с физической работой. Именно — с мышечным напряжением (каламбур здесь не случаен). Сама эволюция человека — антропогенез — шла параллельно для руки и для мозга, то есть мозг развивался под влиянием ручного труда и наоборот — оказывал на него непосредственное влияние. Если разорвать эту органическуя связь, не будет ни интеллектуального результата, ни физического. Необразованные «умельцы» - миф, выгодный олигархату — умников меньше, управлять легче! И верят в него только те, кто сам не занимался этим самым практическим трудом. «Неумение» происходит не от высшего образования как такового. Оно есть следствие его дефектов. Схоластика, оторванность от реальности и дошедшая до абсурда специализация — вот причины «неумения» образованных людей. Преодоление этого — большая общечеловеческая проблема. И решать ее нужно, не сокращая высшее образование, а наоборот — расширяя его.

    ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ
  • Tags: О Жизни, Обзор Прессы, Педагогика
    Subscribe

    Posts from This Journal “Обзор Прессы” Tag

    • Распределение после вуза? Шо? Опять?

      Статья не моя, но моей коллеги Татьяны Воеводиной, которая пишет интересно, ярко, на мои любимые темы, но... не так, как сказала бы я. Поэтому и…

    • Как представляли себе перспективные направления связи в 1940-х?

      Нашла тут на одном форуме статью из журнала «Техника-молодежи» за 1943 год. В общем, прекрасный ретрофутуризм. Тема - новые виды связи.

    • Тихо помер символ 90-х...

      Моя коллега из газеты «Завтра» - Татьяна Воеводина написала статью - не столько о Мавроди, сколько о самом духе 90-х. Итак,... ...Умер, ещё не…

    • Макаревич снова отметился...

      В своё время я писала статью о том, что люди очень бурно реагируют, когда какой-нибудь деятель искусств - то Райкин-младший, то Серебряков, то…

    • Причина советского дефицита.

      Статья, написанная для газеты «Завтра» - не моя, а Татьяны Воеводиной, которую часто цитирую в своём ЖЖ. Могу быть с ней не согласна, однако,…

    • Эротика тогда лидировала?

      Мне вот всегда интересно: почему советские граждане так быстро переоделись? Так скоро и так дружно скурвились? В своё время - ещё в юности - меня…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 53 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →