Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

О важности и нужности высшего образования.

  • Полемика по поводу высшего образования - это всегда интересно. На сайте газеты «Завтра» - прекрасный материал Юрия Ожигова. Это - полемика с Татьяной Воеводиной, которую я часто упоминаю в своём блоге. Итак, Юрий пишет:

    «...Недавно я прочел статью Т.Воеводиной «Системные неумехи», основная мысль которой сводится к тому, что надо развивать среднее специальное образование, поскольку высшее, якобы, сильно раздуто. Я не стал бы вступать в полемику с этим утверждением, достойным министра образования в царском правительстве где-то в ХIХ веке, если бы это было частным мнением. К сожалению, такие мысли имеют хождение и потому реализация различных проектов «упорядочения» образования в смысле его сокращения способна принести серьезный вред. Высшее образование необходимо любому профессионалу. В особенности оно нужно тем, кто имеет дело с физическими вещами и процессами — высшее техническое или естественно-научное образование. Возьмем водопроводчика. Ему не достаточно уметь сваривать пластиковые трубы и устанавливать сантехнику. Он должен уметь делать — и правильно делать! - целый ряд вспомогательных работ: сверлить отверстия, проводить земляные работы, разбираться в системе электроснабжения, знать свойства материалов и оборудования, а также учитывать природные условия, например, погоду, поведение водопровода при низких и высоких температурах и т.д.



    Для того, чтобы сделать свое дело хорошо, ему не достаточно простых навыков, он должен знать смежные области. Вот ты — электрик. Знаешь только свое ремесло. Установил прибор, но не учел влажности или сейсмичности или сопромат не знаешь. В результате после урагана проводку пробило и пошла искра — дом загорелся и сгорел дотла. «Умельцы» - незнайки хороши только до первой аварии. Так называемое среднее профессиональное образование — это хорошо, но это не достаточно для жизни в современных условиях, где ошибка «простого» исполнителя может обернуться катастрофой... В статье Воеводиной приводится распространенная мысль о том, что, якобы, «умелые» работники должны хорошо выполнять предписания, а вот творить должны «инженеры», то есть особо одаренные — вот для них то и нужно высшее образование. Такое мнение противоречит практике. Творить должен любой профессионал. Бездумные исполнители нигде не нужны, их место уже заняли роботы. Бурлаки не нужны, баржи тянут буксиры. Вот человек окончил ПТУ, получил рабочую специальность. Поработал. А надо расти! Попробуй найди другую работу. Вот тут уже творчество нужно! Если загнать людей в уровень ПТУ — это будет как крепостное право до 1861 года, только прикрепление к стандартному набору операций.

    Но и «творчество» в элитарном загоне — невозможно. Потому что мысль связана тысячами нитей с физической работой. Именно — с мышечным напряжением (каламбур здесь не случаен). Сама эволюция человека — антропогенез — шла параллельно для руки и для мозга, то есть мозг развивался под влиянием ручного труда и наоборот — оказывал на него непосредственное влияние. Если разорвать эту органическуя связь, не будет ни интеллектуального результата, ни физического. Необразованные «умельцы» - миф, выгодный олигархату — умников меньше, управлять легче! И верят в него только те, кто сам не занимался этим самым практическим трудом. «Неумение» происходит не от высшего образования как такового. Оно есть следствие его дефектов. Схоластика, оторванность от реальности и дошедшая до абсурда специализация — вот причины «неумения» образованных людей. Преодоление этого — большая общечеловеческая проблема. И решать ее нужно, не сокращая высшее образование, а наоборот — расширяя его.

    ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ
  • Tags: О Жизни, Обзор Прессы, Педагогика
    Subscribe

    Posts from This Journal “Обзор Прессы” Tag

    • Мисс СССР - 1989...

      Из френдленты, а посему я не в курсе, что за СМИ. Впрочем, если вы не пишете книгу о конкурсах красоты в СССР, то какая вам разница, откуда заметка…

    • Позднесоветский трэш.

      На излёте советской истории было столько всякой ...пакости. И - трэша. В прямом смысле этого слова. Вот, во френдленте Фейсбука попалась дивная…

    • Ностальгия по СССР: почему?

      Моя коллега Татьяна Воеводина написала интересный материал, с которым я согласна в части вывода. Но не согласна ...в целом. Как мне кажется, она…

    • Что советовали пионеру в 1929 году?

      В ленте Фейсбука обнаружила прекрасное - памятку пионеру и школьнику 1929 года. Точнее страничку из него. Да. Многое из этого могло появиться…

    • Имелись ли в СССР фашисты?

      В связи с разговором о неформальных тусовках 1980-х вспомнились такие диковинные персонажи, как советские... «фашисты» («фашики», «нацики»). Эта…

    • Как воспитывали советского ребёнка?

      Прислали тут отрывок из дидактической статьи 1954 года. Как воспитывать детей. Советских. Но вообще, тут нечто, вроде протестантской морали. В…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 50 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →