Галина Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Иванкина.
zina_korzina

О фильме «Время первых».

  • Посмотрела тут в кои-то веки хорошее кино российского производства. Написала статью для газеты «Завтра». Начало - тут. Остальное - на сайте газеты. И да - там самое умиляющее - как всегда, комментарии. Паства любой идеи становится всё более тупой и агрессивной. И - не умеющей читать. По пока - о фильме и о времени.

    ...Прелюбопытная особенность: наиболее удачными российскими кинопроектами являются те, которые обращены... в советское прошлое. «Легенда №17», «28 панфиловцев», «Битва за Севастополь», «Территория» - славные вехи дедушкиного поколения. Герои не нашего времени. Богатыри — не мы! И даже насквозь лживая «Таинственная страсть» - о мятущихся инфантилах-шестидесятниках — смотрелась «на ура». Почему? Там есть события, повороты, динамика. Там всегда брезжит некое Будущее. Развилка. Свет в конце тоннеля. Советский человек — будь он пламенный коммунист или же диссидент с капустой в бороде — мыслил о грядущем. Фантазировал, прикидывал, мечтал. Сие настроение — вольно или невольно – передаётся и фильмам «про СССР». О современной реальности выплясываются только заунывные сериалы, в которых много безлико-хорошеньких актрис, криминального жаргона и рекламы внедорожников. Легче всего списать на привычную ретро-ностальгию, цитируя мнение Александра Сергеевича: «Что пройдёт, то будет мило». А настоящее — уныло. Пушкин сказал. И точка. На деле всё куда как интереснее устроено.



    Оглядываемся назад — и не каменеем. Победа, космос, наука, индустрия, московское метро, высотные здания, доброе кино и «самое лучшее в мире мороженое». Всевозможные опросы «Чем гордятся россияне?» - тоже в тему, потому как снова — Победа, космос, наука... Полагаете, виноваты «старики» советского пошиба, которые слаще эскимо ничего в юности не кушали? Нет, констатируют и молодые, рождённые в кошмарных-девяностых. Вот и смотрим киношку о том, что построили и запустили не мы, а тем более — не они. Живём и ходим, повернувшись назад, а это — неудобно. Бесперспективно. Почему детский фильм «Гостья из будущего» сделался культовым именно после развала СССР? В нём заложено то светлое грядущее, от коего мы отказались в конце 80-х. От неба в алмазах. Это не тоска о прошлом – это ностальгия по Будущему. Отсюда — бесчисленные медиа-продукты на тему «Как это было в СССР?».

    ...Новый фильм «Время первых» (2017) — из той же ностальжи-категории. Пафос и немножко горечи. Создан с невероятным тщанием. С любовью. С надеждой. Поехали! 18 марта 1965 года. СССР лидирует в технологической гонке, советский космонавт Алексей Леонов выходит в открытый космос. Америка — тащится в хвосте. Пока. Оттепельная тематика в моде: выставки, статьи, программы, сериалы. Десятилетие солнечных надежд и великих свершений. Понедельник начинался в субботу. Физики полемизировали с лириками, но брали гитару и тут же сами превращались в лириков. Новая программа КПСС 1961 года читалась как фантастический роман: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Эпоха, когда наш человек гордился собой, страной и тем, что он делает. Оказывается – мы были первыми. Весь мир, затаив дыхание, наблюдал за грандиозным социальным экспериментом — западная молодёжь симпатизировала комми и «левым». Покорялось пространство и время. «Антенна упиралась в мирозданье», - писал Евтушенко. Никак не меньше. «Я верю, друзья, караваны ракет / Помчат нас вперёд от звезды до звезды», - пели и действительно верили.

    Авторам фильма предстояла нелёгкая задача: изобразить не только продвинутое «железо» и вид из космоса, но и ту самую веру. Технологии можно прокачать и достигнуть вершин, а вот эмоции — дело тонкое. Один из самых сильных моментов — детские впечатления космонавта Леонова: белокурый деревенский мальчик видит не просто звёзды, а хрестоматийное небо в алмазах. Вечная грёза и непостижимая тайна Русского мира. Александр Проханов писал: «Русский мир по существу — ... это даже звёзды на небе, которые высыпают в русской ночи». Правда, в отличие от чеховской героини, Леонов не собирается «отдохнуть» - он летит. Он делает невозможное. Жанр киноленты определить сложно: в ней есть элементы байопика и фильма-катастрофы (когда герои попадают в экстремальную ситуацию и пытаются спастись). На некоторых киносайтах отмечено, что «Время первых» — вовсе ...триллер. Впрочем, это реалии нашего времени — жанровое и стилистическое смешение. Фильм сделан в лучших традициях современности: каждый кадр содержит в себе драйв и непредсказуемость. Мы доподлинно знаем, что Леонов и Беляев остались живы, но тем не менее сидим в напряжении.

    «В фильме есть моменты, когда даже мне страшно, – поделился впечатлениями сам Алексей Леонов после просмотра картины. – В реальной обстановке я выполнял задачу, не сильно задумываясь об опасности». Уже сейчас «Время первых» сравнивают с грандиозной голливудской лентой «Гравитация» (2013), но, как говорится, есть нюанс. Наш фильм, не уступая в области спецэффектов, куда больше нагружен смыслами. И это неудивительно. Любой байопик — разговор по существу, и никакие придуманные супергерои не могут сравниться с реальными космонавтами. Основная идея — быть первыми. Навязчиво звучит рефрен: нельзя позволить американцам догнать и перегнать. Это обернётся не только технологическим провалом, но и социально-политическим коллапсом. Увы, так оно и вышло — проиграв лунную гонку, советский человек постепенно отвернулся и от... социализма. Досужие «историки» любят что-то стрекотать о недостатке джинсов и колбасы в СССР, однако первопричина разочарования - «лунные события» конца 60-х. Мы – не первые? Тогда — зачем?

  • Всё остальное - тут.
  • Tags: 1960, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “1960” Tag

    • Просто красивая советская картина.

      Советские картины бывают идеологически-выдержанными, парадоксальными, интересными, мощными, а бывают - просто красивыми. Безо всякого…

    • Казахское мини по-советски.

      Тут мы обсуждали эстонских и российских девушек в мини-юбках. Речь шла о рубеже 1960-х- 1970-х годов, то есть о советских временах. В комментариях…

    • Кого она ждёт?

      Какая хорошая и тёплая советская картина. Только интересно: кого, что она ждёт? Явно не жениха или кавалера, мужа... - у неё в руке уже есть букет.…

    • Хотели бы туда?

      Нашла тут запись советского эстрадного концерта 1967 года. Очень понравились, точнее - удивили вступительные слова. Точнее, я забыла, что так -…

    • Советская еда и - советская женщина!

      Ну, за искусство! Вот прекрасная картина, где можно увидеть сразу - и советскую еду, и советскую женщину. Хотя, название будничное - просто «Лето».…

    • Благость и очарование советского утра...

      Какая очаровательная картина! Вот, где - стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Эльза Хохловкина «Утро». 1969 год.

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 32 comments