Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:

Советский. И даже слишком советский.

  • На сайте газеты «Завтра» отмечается 75 лет со дня рождения советского художника Константина Васильева. Пишу о нём... Тут - фрагменты. Под cut-ом неожиданная ранняя работа 1960-х, когда он был абстракционистом.

    Васильев — слишком советский! Сверх-советский. Такой, каким должно быть певцу рода хомо-советикус и достославных предков. Он и Александр Дейнека — два полюса нашей имперской эстетики. Любое значимое искусство рождается от слияния двух начал - дионисийского и аполлонического. У Дейнеки — преобладало первое. У Васильева — второе. Оба писали античных, идеальных сверхлюдей — новую генерацию — она-то и должна покорять пространство и время. Васильев — археофутурист. Герои — не только из прошлого; они удивительным образом транслируют лики грядущего. Того Светлого Будущего, от которого мы отказались. Это — люди Ивана Ефремова — умиротворённые в своём совершенстве. И — готовые к битве со злом. С тем самым «...прозрачным взглядом голубых, как земное небо, глаз под крылатым взмахом длинных бровей». Ницшеанский Сверхчеловек - высший биологический тип - он относится к человеку так, как тот относится к обезьяне. Это — персонажи из «Туманности Андромеды». Это — образы Васильева.



    ...3 сентября ему исполнилось бы 75 лет. Мы не знаем, как сложилась бы его творческая судьба - он погиб на взлёте — блеснул и канул. Пересказывать биографию мастера — скучное, бессмысленное занятие. В двух словах — у него было прекрасное художественное образование, как у всех наших корифеев. Ранние опыты — дань моде на сюрреализм, абстракционизм и прочие хитрые «-измы». «Струна» (1963) «Апостол» (перв. пол. 1960-х), «Вознесение» (1964) созданы в подражание Сальвадору Дали. Нет своего почерка, лишь юношеская бравада вкупе с гениальным стилизаторством. Намеренное уродование изображаемой натуры, мягко-пластилиновые скругления, нарочитость, эпатаж. Желание-жажда сделать красивое — страшным, а чудовищное — привлекательным. «Абстрактные композиции» (1963) — проба линий. Тоже — пока не Васильев, а мальчик-шестидесятник, ныряющий в актуальные течения. Экспрессивный «Прометей» (нач.1960-х) — не менее лихая абстракция (см.иллюстрацию). Обилие алого и рдяного, ломаные формы, любовь к геометрии. Дух времени.



    Во второй половине 1960-х наступила закономерная усталость от экспериментов и бунтарского модернизма. Подходила к своему финалу Оттепель — начиналась осенняя эра, когда мечты о будущем сменились воспоминаниями о прошлом. Успокоенность. Миросозерцание. Поиски непреложной константы. Художники обратились к историческим образцам - и к Вечности. Гармонию теперь находили у старых мастеров, писавших герцогов и кардиналов. Другие - уходили в деревенскую глушь - постигнуть высоту неба и чистоту воды. Третьи — зарывались в древние рукописи. Пребывал ли Васильев на пике славы и общесоюзной популярности? Чтобы во всех журналах, учебниках, календарях — его богатыри и девы с косами? Нет. Его тотальная известность и даже - культовость — увы, посмертная. Сейчас это покажется странным, но его по-настоящему оценили, открыли во времена Перестройки — тогда же начались панегирики, журнальные развороты, масштабные экспозиции. Почему он «выстрелил» именно в 1980-х? В те годы была потребность в образцах железного героя, мускулистого и — отстранённого, как Конан Варвар и супермены Бориса Вальехо... Но это случится много позже, а пока - на дворе конец 1960-х.



  • Остальное - тут.
  • Tags: 1960, 1970, Музеон, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “Музеон” Tag

    • Интересный интерьер 1984 года.

      Это не страничка из каталога и не фотография типичного интерьера. Это - картина. Причём подробная. Сразу видно пространство творческого человека.…

    • Чего ждут? Нет, я имею в виду - глобально!

      Весьма депрессивная, и - со смыслом картина. Люди ждут плавсредство. Собственно, картина та и называется «Ожидание». Однако, дата 1982-1983 навевает…

    • Интересно, ей сюда хотелось?

      Любимая тема для фельетонов и сатирических кинолент 1950-х годов: некая дева не желает ехать на периферию по распределению. Особенно - в колхоз. Их…

    • Когда в душе ты Микеланджело, а рисовать приходится завод...

      Это именно тот случай, огда с детства учишься рисовать (точнее - срисовывать) Давида работы Микеланджело (и вообще всего остального Микеланджело),…

    • Интересная мода начала 1970-х.

      Интересная картина. Девушка с книгой. 1973 год. Одета по моде. Тогда были популярны такие чёрные мини-платья или костюмы с мини-юбкой, но в…

    • Совсем уже Венера.

      Все в курсе, что позднесоветские художники тырили всё заимствовали многое у мастеров Ренессанса, и не только они - эра Постмодернизма сама…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • 6 comments
    • 6 comments

    Comments for this post were locked by the author