Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Победа красной эстетики.

  • Это моя старая публикация в газете «Завтра», я не помню, давала ли я вообще на неё ссылку. Просто сейчас у нас 100-летие Революции и всем опять интересно. Так вот, одна из причин проигрыша белых - это вялая эстетика, как ни странно. Впрочем, красные всё проиграли в 1991 году ровно потому же.



    ...Передо мной — белогвардейский плакат, призывавший вступать в ряды защитников Отечества. Большевистская зараза на подходе! Видный, с благородными чертами, солдат обращается к потенциальным воинам: «Отчего вы не в армии?» В этом слышится нечто манерно-интеллигентское, родом из барской гостиной: «Отчего вы не играете на фортепьяно, душенька?» Жест плакатного героя — неуверенный, а поза выглядит шаткой и какой-то «убегающей». Кажется, человек размышляет: прав ли он, зазывая кого бы то ни было в окопы. Текст набран изысканным шрифтом уходящей эпохи — тут всё дышит, если уж не духами и туманами (война всё-таки!), то по крайней мере выспренностью. Краски — маловыразительные, лишённые контраста — стильный набор песочных и коричневатых оттенков, подходящих для гардероба денди, но никак не для громокипящего лозунга. Всё очень тонко и печально.

    Василий Кандинский в своём учении о цвете, полагал, что коричневый - «мало склонный к движению...», а сдобренный жёлтым, он приобретает уютное звучание. Подобное же зрелище обязано быть жёстким, грубым и резким. А вот — красноармейское творчество. Знаменитая на весь мир фабула «Ты записался добровольцем?» Выделен глагол, действие - «записался». Вчерашний пролетарий на фоне отвоёванных заводов. Убедительность фигуры. Длань — утверждающая и властная. Этот человек сознаёт своё право. Он не уйдёт, и уж точно не убежит. Ревущий красный цвет воспламеняет пространство — он, согласно Кандинскому, «экстравертивный и горячий», а чёрный - «...внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мёртвое Ничто после угасания...» Красное забивает чёрное, делая «мёртвое Ничто» - удаляющейся декорацией.

    Буквы — чёткие и ясные, без надуманности. Борьба трубящей новизны с тягомотиной старого режима. Для нас виньетки и открыточные сюжеты Серебряного века представляются чем-то эффектным, сказочным, а тогда — на сломе эпох - милейшая лепота всем надоела. Подавляющее большинство русских авангардистов поддержали Революцию. Их желание творческого обновления полностью совпало с обновлением социально-политическим. Эти люди соглашались ютиться в нетопленых каморках, выступать перед матроснёй и констатировать: «Две морковинки несу за зелёный хвостик». Они могли даже не разделять идей Ульянова-Ленина — им хотелось кидать старьё «с парохода современности». Утверждали: «Прошлое тесно». Выигрывал тот, кто устремлён в грядущее. Прошлое — дряхло. Белогвардейские агитки при всей их тщательности - малоизвестны и вызывают чисто информационный интерес, тогда как большевистский стиль вошёл в западные учебники по ...дизайну и брендингу.

    Вот так надо работать! Вот так надо позиционировать себя! Учитесь у «Окон РОСТа» и русских супрематистов. Сюжет Эль Лисицкого «Клином красным бей белых!» до сих пор считается шедевром современного (!) искусства, а не только пропагандистской поделкой времён Гражданской войны. Эстетика — отражение внутреннего содержания. Утомлённый, разочарованный социум способен выдавать шикарное декадентство — со слезами да розами, приторностью и затхлым будуаром. Оно - чарует. Но такое не может побеждать. Интересная деталь — практически вся эмигрантская проза так или иначе касалась дореволюционной жизни — великий Иван Бунин в мельчайших подробностях воспроизводил ароматы усадеб, дач, гостиных и ресторанов. Тех. Писал в 1940-м году, находясь, безусловно, в 1900-м... Завяз в прошлом.//

  • Остальное - тут.
  • Tags: 1920, Belle époque, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “1920” Tag

    • Чумовые обложки!

      В своё время ходила в библиотеки, вроде Исторической и Ленинской, чтобы читать прессу 1920-х годов (не только её, но по преимуществу). Она до такой…

    • Безумные танчики и грохот тракторов.

      Это о выставке в Музее Москвы. Очень интересно и масштабно. Тут - отрывок про 1920-е годы. ...Постреволюционное десятилетие — эксперимент и…

    • Неуютная красота.

      У меня сложные отношения с аванградом - с конструктивизмом, рационализмом и функционализмом. Так получилось, что я рано с ним познакомилась, но…

    • Один сбежал на Запад, другой - на Восток...

      В Москве есть Музей Русского Импрессионизма, одна из задач которого - популяризация забытых имён, а выставка «Место под солнцем», посвящённая…

    • В СССР не всегда любили футбол...

      Кажется, что в Советском Союзе всегда любили футбол, однако же, это не так. Вот - иллюстрация из цикла «Мы и они». Они - это представители…

    • Русский художник и модель-звезда.

      Этот русский художник учился у Ильи Репина, преподавал в родной Казани и вообще не помышлял о том, что в 1920-х годах станет одним из востребованных…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 11 comments