Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Победа красной эстетики.

  • Это моя старая публикация в газете «Завтра», я не помню, давала ли я вообще на неё ссылку. Просто сейчас у нас 100-летие Революции и всем опять интересно. Так вот, одна из причин проигрыша белых - это вялая эстетика, как ни странно. Впрочем, красные всё проиграли в 1991 году ровно потому же.



    ...Передо мной — белогвардейский плакат, призывавший вступать в ряды защитников Отечества. Большевистская зараза на подходе! Видный, с благородными чертами, солдат обращается к потенциальным воинам: «Отчего вы не в армии?» В этом слышится нечто манерно-интеллигентское, родом из барской гостиной: «Отчего вы не играете на фортепьяно, душенька?» Жест плакатного героя — неуверенный, а поза выглядит шаткой и какой-то «убегающей». Кажется, человек размышляет: прав ли он, зазывая кого бы то ни было в окопы. Текст набран изысканным шрифтом уходящей эпохи — тут всё дышит, если уж не духами и туманами (война всё-таки!), то по крайней мере выспренностью. Краски — маловыразительные, лишённые контраста — стильный набор песочных и коричневатых оттенков, подходящих для гардероба денди, но никак не для громокипящего лозунга. Всё очень тонко и печально.

    Василий Кандинский в своём учении о цвете, полагал, что коричневый - «мало склонный к движению...», а сдобренный жёлтым, он приобретает уютное звучание. Подобное же зрелище обязано быть жёстким, грубым и резким. А вот — красноармейское творчество. Знаменитая на весь мир фабула «Ты записался добровольцем?» Выделен глагол, действие - «записался». Вчерашний пролетарий на фоне отвоёванных заводов. Убедительность фигуры. Длань — утверждающая и властная. Этот человек сознаёт своё право. Он не уйдёт, и уж точно не убежит. Ревущий красный цвет воспламеняет пространство — он, согласно Кандинскому, «экстравертивный и горячий», а чёрный - «...внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мёртвое Ничто после угасания...» Красное забивает чёрное, делая «мёртвое Ничто» - удаляющейся декорацией.

    Буквы — чёткие и ясные, без надуманности. Борьба трубящей новизны с тягомотиной старого режима. Для нас виньетки и открыточные сюжеты Серебряного века представляются чем-то эффектным, сказочным, а тогда — на сломе эпох - милейшая лепота всем надоела. Подавляющее большинство русских авангардистов поддержали Революцию. Их желание творческого обновления полностью совпало с обновлением социально-политическим. Эти люди соглашались ютиться в нетопленых каморках, выступать перед матроснёй и констатировать: «Две морковинки несу за зелёный хвостик». Они могли даже не разделять идей Ульянова-Ленина — им хотелось кидать старьё «с парохода современности». Утверждали: «Прошлое тесно». Выигрывал тот, кто устремлён в грядущее. Прошлое — дряхло. Белогвардейские агитки при всей их тщательности - малоизвестны и вызывают чисто информационный интерес, тогда как большевистский стиль вошёл в западные учебники по ...дизайну и брендингу.

    Вот так надо работать! Вот так надо позиционировать себя! Учитесь у «Окон РОСТа» и русских супрематистов. Сюжет Эль Лисицкого «Клином красным бей белых!» до сих пор считается шедевром современного (!) искусства, а не только пропагандистской поделкой времён Гражданской войны. Эстетика — отражение внутреннего содержания. Утомлённый, разочарованный социум способен выдавать шикарное декадентство — со слезами да розами, приторностью и затхлым будуаром. Оно - чарует. Но такое не может побеждать. Интересная деталь — практически вся эмигрантская проза так или иначе касалась дореволюционной жизни — великий Иван Бунин в мельчайших подробностях воспроизводил ароматы усадеб, дач, гостиных и ресторанов. Тех. Писал в 1940-м году, находясь, безусловно, в 1900-м... Завяз в прошлом.//

  • Остальное - тут.
  • Tags: 1920, Belle époque, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “1920” Tag

    • А сейчас это кажется утончённым шиком...

      В 1950-1960-х годах стиль Ар деко считался признаком дурного вкуса — чрезмерный, крикливо-напыщенный, перегруженный деталями и — подробностями.…

    • Женщина-мальчик: 1920-е годы.

      Мода на плоскую фигуру, не исключавшую, впрочем, соблазнительности и оголения – в моде телесные чулки, показывающие ноги во всей красе, обнажённые…

    • Как вам такая советская картина?

      Советское искусство бывало, ну, очень разным. Как вам, например, такая аллегория? Соболев Пётр Львович. «На память мировому капиталу». 1926 год.

    • Почему на них всегда были бусы?

      Гений Ар деко - мистер Фицджеральд писал и восторгался: «Её загорелая спина походила на атласную мантию, украшенную жемчужным ожерельем...» или…

    • Забавно!

      В своём блоге На Яндекс-Дзен я буду писать маленькие заметки о каких-нибудь забавных явлениях в истории костюма, как, например, вот эти каркасные…

    • Что это может быть???

      Чего только не печатали в Советском-то Союзе. Из журнала '30 дней'. 1927 год. Взято у lobgott

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 11 comments