Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Ковши, братины и безумная ваза...

  • Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась новая постоянная экспозиция, раскрывающая этапы становления русского стиля середины XIX – начала XX веков. От византизма-историзма — к романтической грёзе Модерна.

    ...В XIX столетии пресыщенная и всё повидавшая Европа вдруг заинтересовалась истоками, дохристианской мифологией, сказаниями, фольклорным ритмом. (Кстати, это породило шквал подделок и мистификаций, когда какой-нибудь ушлый персонаж вдруг «обнаруживал» рукопись-летопись XI столетия или же артефакт достославных времён. Публика, жадная до сенсаций, рукоплескала, журналисты – подхватывали). Греко-римская античность — точка сборки, но теперь захотелось различий. Век девятнадцатый — железный! Жестокий. Дым, пар и деньги. Настал черёд благородного эскапизма — уставшие от гвалта всепожирающей индустрии, люди обращались к светлой и живой легенде. Преодолев многовековое равнодушие к народному творчеству, господа потянулись к малоизысканной и сермяжной правде. Крестьянская одежда сделалась предметом изучения. Люди во фраках зарисовывали узоры деревенских рубах, а потом – спорили на кафедрах о зашифрованных «посланиях» к языческим богам.


  • Полочка «Богатыри», (Талашкино, 1900-е гг.)

    Картины с боярышнями и поселянками, новеллы и оперы о временах Иоанна Грозного, храмовые постройки – в подражательной манере, печной изразец – как было у предков, кубки а-ля Борис Годунов, братины – в духе домонгольской эры, столешницы с богатырём и чудо-птицей, – всё складывалось в единую копилку национальной гордости. Русский (как и любой другой национальный) стиль – это чаще всего эстетизация и буйное фантазирование. Но – сразу! – проникновение в душу народа. В стилизованном и где-то поверхностном «Князе Серебряном» обнаруживаются глубокие рассуждения, вряд ли доступные бесстрастным этнографам: «Грустно и весело в тихую летнюю ночь, среди безмолвного леса, слушать размашистую русскую песню. Тут и тоска бесконечная, безнадежная, тут и сила непобедимая, тут и роковая печать судьбы, железное предназначение, одно из основных начал нашей народности, которым можно объяснить многое, что в русской жизни кажется непонятным. И чего не слышно еще в протяжной песне среди летней ночи...!» Это попытка приручить вечность.


  • Братина Петух. Автор эскиза Головин А.Я. Художественная гончарная мастерская Абрамцево. Конец 1890-х гг.

    ...Имеются на выставке и довольно-таки претенциозные экспонаты. Например, декоративная ваза (Москва. Фирма Павла Овчинникова. Конец XIX-начало XX вв). Сопряжение всего, что ...нельзя поставить рядом. Роскошество. Купеческий размах и броская аляповатость — как раз во вкусах московских негоциантов и, как говаривал герой Александра Островского: «Райских птиц нарисуем, сиренов, купидонов разных – поглядеть только будут деньги давать». Материалы – сапфир, аметист, турмалин, гранат, сердолик, серебро; слияние различных техник –золочение, литье, эмаль по скани. И всё ради того, чтобы создать яркое, нелепое диво на барочных ножках, с витиеватыми ручками. В центре композиции — богатырь с палицей, побивающий трёхглавого змея, но рептилия выглядит неубедительно и скучно, поэтому в первый момент кажется, что витязь замахнулся на солнце, которое мигом бросается в глаза. Авторы вазы будто бы взяли на себя обязательство — не оставить свободного местечка. Тут и лебедь белая, и цветы диковинные, и загогулины ренессансные, и всяка-разная лепота беспримерная. Фирма «П.А. Овчинников» была славна и пышна, да и сам Павел Акимович — изумительный человечище...


  • Декоративная ваза (Москва. Фирма Павла Овчинникова. Конец XIX-начало XX вв.

  • Остальное - тут.
  • Tags: Belle époque, XIX век, Выставки
    Subscribe

    Posts from This Journal “Выставки” Tag

    • Такого Дейнеку вы точно никогда не видели.

      В Советском Союзе был настоящий культ тела. Именно — тела как реальности. Как идеи. Эстетика здоровья, труда и спорта: прекрасное — целесообразно.…

    • Совершенно чумовая ностальжи-выставка - про СССР!

      Дети 1960-1980-х пребывали в особой — ни с чем не сравнимой — атмосфере. Именно её — эту атмосферу добра, любви и опеки — постарались воссоздать…

    • Инфернальная выставка.

      Московский музей современного искусства и ЦПКиО открыли выставку «Парк Горького: Фабрика счастливых людей». Выставка совершенно чумовая. О ней -…

    • Самая красивая выставка в Москве. Сейчас.

      В Государственном Историческом Музее сейчас проходит выставка «Жемчуг: сокровища морей и рек». У женщин — свои причуды и уайльдовская Мейбл…

    • А сейчас это кажется утончённым шиком...

      В 1950-1960-х годах стиль Ар деко считался признаком дурного вкуса — чрезмерный, крикливо-напыщенный, перегруженный деталями и — подробностями.…

    • Форма для неформала.

      Выставка «Молодёжные "униформы"», которая открылась в Музее Москвы на Зубовском бульваре! Униформы — взято в кавычки, так как персонажи яростно…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 1 comment