Галина Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Иванкина.
zina_korzina

Русский мир - в авангарде.

  • То было время динамики, новизны и агрессии. Люди, массы и материки пребывали «...в сплошной лихорадке буден». Планов — громадье. Шаги — сажень. Будущее — светло и радостно. Мы уже — там. «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет!» Цвет – красный. Кровь и солнце. Гибель и — рождение. Перекроить мир, а сказку — сделать былью. И пылью — тоже. Сказка — это увод от блистающих реалий дня. Телеграфный стиль — коротко, ясно, жёстко. Они предпочитали аббревиатуру — совпис-комбед-ликбез, и потому Илья Файнзильберг становился Ильфом, Николай Тихонов подписывался — Энтих, а революционная женщина-дизайнер Варвара Степанова брала неудобоваримый псевдоним — Варст. На этом фоне красивое и даже манерное имя – Эль Лисицкий — звучит вполне своевременно. Эль — просто Л. Он — Лазарь.



    Но все помнят его, как El. «Клином красным бей белых!» – этот супрематический плакат — визитная карточка. El Lissitzky – общепризнанный авторитет, а его агитки давным-давно вошли в учебники по искусству дизайна. Русский авангард — наше достояние. Более того, Россия часто ассоциируется с новаторскими течениями 1910-1920-х годов, ибо XX век в полной мере начался в 1917 году, а точка отсчёта — залп «Авроры». Русский мир вырвался вперёд. Наши темпы — завораживали. Впоследствии Лисицкий скажет: «Наше поколение родилось в последние десятилетия XIX века, и мы стали призывниками эпохи нового начала человеческой истории... Для творчества нашего поколения Октябрь был первой молодостью».

    Сейчас в Москве проходит масштабная ретроспектива Эль Лисицкого. Это – совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Музея толерантности. Уникальность замысла: экспонаты размещены сразу на двух площадках, что позволяет нам увидеть образ мастера наиболее отчётливо. Дизайнер, иллюстратор, архитектор и — теоретик нового искусства, он – вровень со своей горячей эпохой. Успеть всё. Гении Ренессанса транслировали: carpe diem — срывайте день. Торопитесь и – создавайте. В 1920-х годах, как и в XV веке, творческие умы охватывали вселенную, берясь за любую работу. Стихотворный лозунг вещал: «Твори, выдумывай, пробуй!» Клином красным — по дебелой мещанской старине! Авангардное искусство было модным во всём мире.



    Однако именно Россия поставила его на службу идеям. Государство поддерживало и кормило супрематистов, конструктивистов и футуристов, делая их своими союзниками и – соратниками. Эль Лисицкий вспоминал: «За время революции в нашем молодом поколении художников скопилась скрытая энергия, которая ждала только большого заказа от народа, чтобы выявить себя. Аудиторией была огромная масса, масса людей полуграмотных. Революция проделала у нас колоссальную просветительскую и пропагандистскую работу». У них там, на мансардах Монмартра, красный клин — это цвет и форма. У нас же: клином красным — во славу Советов!

    На выставочном стенде – знаменитые «фигурины» – механизмы, способные подменить актёров. Замышлялось электромеханическое действо «Победа над Солнцем». То будет ещё и победа над слабым и ничтожным сапиенс, который в 1920-х годах признавался чем-то, вроде тупика мироздания. Будущее — за мудрой и блестящей конструкцией. За электричеством и железными дровосеками. «Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем» – это уже замятинское «Мы», но кого тогда могли напугать слаженные фуэте разумных машин? Грандиозную постановку так и не удалось реализовать. Остался альбом эскизов, где металлические полубоги вот-вот готовы двинуться или взлететь...

  • ДАЛЕЕ - ТУТ.
  • Tags: 1920, Выставки, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “Выставки” Tag

    • Форма для неформала.

      Выставка «Молодёжные "униформы"», которая открылась в Музее Москвы на Зубовском бульваре! Униформы — взято в кавычки, так как персонажи яростно…

    • Красивые и гармоничные советские люди.

      Сейчас в Москве проходит много выставок, посвящённых истории спорта, а потому из запасников вытащили кучу картин, связанных с советскими…

    • К дню солидарности трудящихся.

      В московском музее «Пресня» открылась интереснейшая экспозиция «Будни великих строек», посвященная советской индустриальной живописи 1930–1950-х…

    • Тревожно-пугающая картина.

      Была тут на выставке одной современной художницы. Она, знаете ли, умеет рисовать. Именно талант рисовальщика, что нынче - редкость. Отсюда - мощный…

    • Его просто жалко!

      Статья-настроение о выставке, посвящённой Александру II. На него смотришь - и жалость берёт. Просто один только вид - несчастный. Даже царь-мученик…

    • А Репина кормили сеном...

      Одна из лучших московских выставок последнего времени! В Музее Русского Импрессионизма открыта уникальная экспозиция с лаконичной и — будничной…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 5 comments