Галина Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Иванкина.
zina_korzina

Зигзаг неудачи.

  • Люди в ленте обсуждают вот эту вещь. Поэтому ставлю отрывок из своей статьи - отдельным текстом.

    ...Кинофильм «Зигзаг удачи» каждый раз хочется назвать «зигзагом неудачи», причём не режиссёрской – Рязанов талантлив, не актёрской – в кадре мы видим прекрасную игру, а …всеобщей неудачи. Какое-то унылое безнадёжье (sic!), помноженное на зависть всех ко всем. Не получилось Прекрасного Далёка, вильнули в сторону, но кипучий коллективизм всё ещё бьёт по нервам и требует расправы. В этом фильме чудесно всё – от феерического предновогоднего соцсоревнования до метаморфоз, происходящих с людьми при виде денег. Рязанов всегда был бытописателем, причём таким, который «что увижу – то пою». Поэтому мы и любим нагнетать смыслы, придумывать резоны всем его Женям-Ипполитам – сам же Эльдар Александрович просто писал с натуры. Итак, финал 1960-х – стильная стекляшка фотолаборатории с не менее модерновым названием. Провинция, где откровенно скучно – тоска и унылость буквально разлита в атмосфере кадра. В круге первом. И ничего – никогда.



    Просто влачить вериги скуки и пытаться выполнять план, смысл которого никому не нужен, не понятен, фиолетов и параллелен. Маразм зашкаливает – сотрудники лаборатории обязуются фотографировать сами себя, чтобы дотянуть до показателей. Как тут не вспомнить «Эдем» Станислава Лема, где космонавты находят на одной из планет странное «производство», которое создаёт какие-то штучки ради самих штучек и потом их же – уничтожает, превращая в массу, а из неё, в свою очередь, опять клепаются загадочные штучки. Персонажи картины выглядят жителями такого вот Эдема, точнее – ада. Им невыносимо, но они привыкли. Они – смешные обыватели, которых долгое время приучали к мыслям о высоком, но у них нет к этому никакого природного расположения – оттого и скучища.

    Зато деньги – это стимул. Это нормально, господа. Просто советский Агитпроп хотел из всех состряпать аристократов-бессребреников, а их невозможно стряпать. Ими рождаются. Или притворяются всю жизнь, ради получения всё тех же сребреников. Хорошо, если имеются в виду не библейские 30. На наших глазах милый увалень Орешников превращается в куркуля, а его товарищи – в оголтелую свару. Сюжет построен на какой-то коллективной аномалии – Орешников берёт из общей кассы деньги и покупает себе облигацию. Потом коллектив его осуждает и требует раздела суммы. Выяснив, что местная фифа не сдавала ни копейки в кассу, её тут же, со гневом, выкидывают из числа претендентов… Орешников, влекомый статями фифы, вступается и тогда их изгоняют вместе… Уродливая смесь жанров и смыслов.

    Безусловно, советская новогодняя кинокомедь обязана увенчаться хэппи-эндом, но happy тут не ощущается, в принципе. Все эти люди – безупречно и хрестоматийно несчастливы. Им не нравится жить в провинции (предвкушение денег порождает мысли о Москве). Их не устраивает семейный расклад (фифа презирает мужа-тюфяка и готова пасть в объятия не менее тюфячного мужчины, лишь бы он был побогаче), а уж светлое чувство героя Евстигнеева к героине Талызиной откровенно выглядит как жест отчаяния (с её стороны – тоже). Да и любовь Орешникова к милой, но простоватой Оле – тоже не от безумной страсти (как верно и обратное). Персонаж Буркова и вовсе всё переводит-пересчитывает на количество бухла. Все они хотят иной жизни, просто не знают, что им нужно.

    Ребятки из «Карнавальной ночи» желали смеяться, вершить и стремиться. Интеллигенты из «Иронии судьбы» хотели уютной стабильности. Я не просто так называю два других новогодних рязановских фильма – всё это пунктики социального развития, а точнее, честнее - деградации. Склочно-утомляющий мирок «Зигзага…» уже не может бытовать по правилам «Карнавальной ночи», но пока не смеет жрать, как в «Иронии судьбы». Громыхать и трубить о коллективных доблестях – требуемо, но не нужно. Затоваривать квартиру и хвастаться польтами ещё некомильфотно. Поэтому приходится уличать и подличать… И друг друга фотографировать. Когда человек не знает, чем заняться и куда плыть - он всегда пребывает в тоске. Фильм про зигзаг НЕудачи - талантливое отражение этой социальной кручины. И снег - валит из серых туч, и ни одного солнечного блика. Куда грести?
  • Tags: 1960, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “1960” Tag

    • Свежо, стильно, молодёжно.

      В комментариях к посту об открытках 1950-х возникла тема открыток 1960-х. Свежо, стильно, молодёжно.

    • Интересная советская картина.

      Подобные картины часто писали в 1980-х годах, а тут - 1960-е. Никич-Криличевский Анатолий Юрьевич (1918-1994). «Химия» 1960-е гг. Из коллекции…

    • Советское ню: солнечно и радостно.

      В радостный весенний день - такое же солнечное советское ню. Чудесная девушка 1960-х. Столяренко Петр Кузьмич (род. 1925). «Обнажённая» 1963 год.…

    • Покупка бюстгальтера в СССР.

      В этом замечательном отрывке из советского фильма 1969 года - много интересного. Во-первых, показана типичная давка в отделе дамского нижнего белья…

    • Просто красивая советская картина.

      Советские картины бывают идеологически-выдержанными, парадоксальными, интересными, мощными, а бывают - просто красивыми. Безо всякого…

    • Казахское мини по-советски.

      Тут мы обсуждали эстонских и российских девушек в мини-юбках. Речь шла о рубеже 1960-х- 1970-х годов, то есть о советских временах. В комментариях…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 28 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →