Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

«Движение вверх».

Это очень грустный фильм. Точнее — страшный. После него — пустота, вместо воодушевления. Казалось бы, в кадре — светлый, открытый, хотя и неидеальный мир, где люди верили в идею, стояли за правду и брали золото на Олимпиадах потому что иначе — не могли. Перед нами — спортсмены, рассуждающие о чести и верности, дружбе и чувстве локтя, а не о том, сколько долларов капнет им в кармашек и на каком элитном курорте модно (и можно) всё это прогулять. «Команда молодости нашей, команда, без которой нам не жить», - как пелось в одной советской песне, когда человек — человеку был друг, товарищ и брат, а не шакал, как нынче (lupus est — не заслужили) и не партнёр по бизнесу. Нормальные лица. Красивое состязательное горение. Оно и вызывает депрессию. Почему?! Да потому! Всё это — в далёком прошлом, а в настоящем — подлый гешефт заместо физкультуры и рассуждения о том, что выступать под белым флагом — это нормально. Почему?! Да потому!



Всё это — в далёком прошлом, а в настоящем — подлый гешефт заместо физкультуры и рассуждения о том, что выступать под белым флагом — это нормально. Кого взрастили — того и получили на выходе. В Интернете можно отыскать издевательский демотиватор - обшарпанное мозаичное панно 1970-х с космонавтами и подпись: «На территории России всё чаще находят артефакты более развитой цивилизации». Фильм «Движение вверх» — ровно о том же. Название картины — символическое и дело не в баскетбольных прыжках. Движение вверх — это рывок советского человека в небо. Стремление превозмочь себя и — победить. За три секунды, как это сделали герои фильма. Честь страны, а не миллион бабла.

В центре повествования — поединок сильнейших команд мира на Олимпиаде 1972 года. Американские парни — лидеры в баскетболе с 1930-х годов - наконец-то встретили достойного противника и, как сказал тренер Гаранжин (Владимир Машков): «Американцы однажды должны кому-то проиграть. Я подумал — лучше нам». Битва титанов. Схватка великих держав. Спорт, как всем хорошо известно, крепко связан с политикой, и олимпийское соперничество — не только лишь бросание мячика. Это — демонстрация силы и возможностей общественного строя. Знак качества. Победить американцев на спортивной арене — это показать всем, что такое наш советский человек.

Фильм «Движение вверх» по композиции, настрою и характеру конфликтов напоминает «Легенду номер 17». Снова харизматичный супер-тренер, преодолевающий косность в общем-то неглупого, но перестраховывающегося начальства (любимая в СССР тема борьбы хорошего — с лучшим); изматывающие тренировки, снятые мощно и со вкусом; непременная лав-стори (как обычно - лишняя) и - блистательный триумф! Даже сцена у телевизора, когда нам показывают самых разных болельщиков — от хулиганов до профессоров медицины — совпадает с аналогичной в «Легенде». Тут — не плагиат и не попытка применить удачно сработавшие детали, но - создание целого жанра, типа, формата - «ретро-спорт-фильм», разве что в «Движении вверх» мы наблюдаем не самородка-гения, но целую команду. Без, которой нам не жить. Вместе с тем, команда — это люди, притом - дети разных народов. Республиканские звёзды.

Но! Игра актёров — в целом посредственная. Выделяется только главгерой — тренер Гаранжин в исполнении Владимира Машкова. Остальные выполняют функцию «запчастей» и дополнительных винтиков. Сплошные амплуа и маски. Умный Чиновник и Глупый Чиновник. Верная Жена. Что с командой? Вместо коллектива мы видим набор людей-пунктиров, различаемых только по этническим признакам: русский, литовец, белорус, грузины и так далее. У каждого — набор жестов и реплик. Этот — простодушный. Тот — русофоб и позёр. Вон те — хорошие ребята. А тут — личная драма. Картон и верёвочки. «То ли люди — то ли куклы», - как пелось в одном старом хите «Машины времени». Тягомотная любовь-морковь Александра Белова с Александрой Свешниковой вмонтирована в сюжет по принципу «Какое же современное кино без постельной сцены?!»

  • Остальное - тут.
  • Tags: 1970, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “1970” Tag

    • За что Глеб ненавидел Груздева?

      У каждого из нас есть ненавистные типы людей, к которым мы относимся заранее плохо. И нам подсознательно хочется, чтобы представитель «плохих»…

    • Замечательная атмосфера!

      На этой картине - типичная блондинка 1970-х годов в короткой юбке, с военнослужащим. Вспомнился кинофильм про «Семь невест ефрейтора Збруева», да и…

    • Герои мультфильма «Винни-Пух» - типовая советская интеллигенция.

      Общеизвестно, что советские киносказки всегда отражали настроение эпохи и делались в расчёте на взрослых зрителей тоже, и авторы могли встраивать в…

    • Важнейшее из искусств в позднем СССР.

      Какая прикольная (не побоюсь этого слова) тётечка за вязанием. Важнейшее из искусств - для интеллигентной женщин позднего СССР. Большакова Ирина…

    • Милейшая буфетчица.

      Вообще, буфетчиц в СССР не любили и - за дело. Как правило, они были хамоватые, размалёванные, толстые, но главное - обсчитывали и неправильно…

    • Какой-то странный образ...

      Вот тут и художник более чем известный (правда, не всеми уважаемый), и написано интересно, однако, для 1979 года оно как-то мрачно и не узнаваемо.…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • 104 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    • 104 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →

    Comments for this post were locked by the author