Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Летающие города и прочие радости советской жизни.

  • В Музее Архитектуры имени Алексея Щусева проходит масштабная выставка «Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции» и кураторы не скрывают, что «...одной из целей проекта является привлечение внимания к проблеме сохранения памятников советского авангарда - ценных объектов архитектурного наследия не только нашей страны, но и всего мира». Иначе говоря: показать властям и обывателям, что это — не «коробки» (потому что без каменных львов на входе и пилястр на выходе), но — изумительные творения русских гениев. «Здравствуй, страна героев! Страна мечтателей, страна учёных». Нам ли стоять на месте? Двигаем!

    ...Солнце новой жизни! Светлое будущее человечества! «От центра, где высились небоскребы статистических отделов, улицы расходились симметричными кольцами, пересекаемые радиальными бульварами. Гигантские голубые и белые здания научных учреждений сверкали отражением солнечного света. Над центром города творческим порывом взлетел в высь аэровокзал. Смелый взлет его башен с причальными мачтами для дирижаблей, стремительный бег пилястр от подножья к колоссальному аэродрому, гигантские своды, как бы пытающиеся раздвинуть стены и слить дыхание с дыханьем пространства, - все это напоминало застывшую симфонию прекрасной эпохи». Это — фрагмент из малоизученного и полузабытого, но — весьма примечательного романа «Страна счастливых» (1931) Яна Ларри (писатель куда как больше известен своей детской сказкой - «Приключения Карика и Вали»). В те годы замышлялись Города-Сады и Города-Солнца. Рушились древние стены, а с «корабля современности» вышвыривался исторический хлам.


  • Парящие города Георгия Крутикова.

    ...Постреволюционное десятилетие. Вихри и сполохи. Буря и натиск. Но — грядёт большая работа. Перед архитекторами поставлены архисложные задачи — переделать среду обитания. От создания общественных построек нового типа — домов-коммун, рабочих клубов, фабрик-кухонь — до вычерчивания фантастических городов, никак не связанных с привычным градостроением. На экспозиции предъявлены самые разные варианты, однако же, наиболее парадоксальным — даже по меркам своего времени — кажется произведение Георгия Крутикова. Молодой гений замыслил проект «летающих городов» и «домов-коммун в стратосфере». Автор предлагал оставить землю для труда и культурного досуга, а жильё перенести в надземные поселения, зафиксированные высоко-высоко в пространстве. Летать же придётся самим жителям таких поселений — в специальной кабине-капсуле. Идея не просто смелая, но - дерзостная.


  • Ещё пара вариантов Георгия Крутикова и - капсула.

    Разразилась учёная полемика, переходящая в газетную шумиху – «летуна» Крутикова горячо обсуждали не только специалисты, но и репортёры, тут же окрестившие его «Советским Жюль Верном». Типичный случай 1920-х — футуристическая рациональность, упование на технику, обожание стратосферы и — технологическое бессилие. Нам бы ликбезы освоить! Нам бы пролетариев расселить из гнилых полуподвалов! Добавлю, что «повзрослев», Георгий Крутиков обратился к иной тематике — сохранению храмовой старины, которую он полагал одним из важнейших символов русской идентичности. Кажется, что путь Крутикова — единичен, странен и вызван какими-то фантасмагорическими подвижками в мировоззрении? Напротив! Русский человек стремится в небо. Точнее — к небу. Так Георгий Крутиков искал город-мечту, но обрёл Град Небесный...


  • Чудо-гостиница Николая Соколова.

    ...Не менее фантастичны проекты гостиниц и курортных зон. В 3-м номере журнала «Современная архитектура» за 1929 год разгорелась дискуссия на тему «Курортный отель: каким ему быть?» Зодчий Николай Соколов остроумно высмеивает «буржуазный» тип отдыха, а заодно некоторые мещанские представления советских филистеров. Также он призывает своих товарищей: «Думайте головой, а не линейкой!» Цель курортной зоны - «дать природу» и Соколов — даёт! Он предлагает поднять круглые в плане (!) жилые ячейки на центральной железобетонной ножке. «Если мы поднимем только их, то стремление дать всестороннюю связь с внешней природой и максимально обеспечить возможность отдыха <...> увенчается успехом». На рисунках, сделанных Соколовым — светящиеся цилиндры посреди пальм и зарослей. Шуточные подписи прямо на чертежах: «Здесь жил Ваня» и «Домик для любимой: о, дорогая, тут нашей любви позавидуют даже голуби». Неслучайно Маяковский утверждал: «Моя страна — подросток!» Они были талантливы и — смешливы.

  • ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.
  • Tags: 1920, Выставки, Ретрофутуризм, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “Ретрофутуризм” Tag

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 1 comment