Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Эволюция советской женщины.

  • Итак, бурные 1920-е! Освобождённая женщина – символ эпохи, причём не только в СССР, но и во всех странах мира. На Западе появляется особый социальный тип под названием flapper – девушка-хлопушка от to flap (хлопать). Усиливается маскулинизация женщин – дамы коротко подстриглись, стали курить, освоили мотоциклетные шлемы и приняли развязную манеру поведения. В моду входит плоская фигурка без намёка на грудь и бёдра. Французский романист Виктор Маргерит создаёт своё программное произведение «Моника Лербье» с подзаголовком «Холостячка» - о молодой современной француженке, которая, наплевав на условности, стала вести себя свободно и – совершенно по-мужски. Автор не щадит свою героиню, делая её бытие невыносимым, порочным и – тупиковым. «Теперь вы сравнялись с теми мужчинами, против привилегий которых когда-то так протестовали? Ей захотелось крикнуть: "К чему мне это равенство, когда я из-за него несчастна, одинока и не вижу цели в жизни. Мир мне так противен, что я уже не в силах с ним бороться! А отвратительнее всего для меня - это я сама!"»



    В Советском Союзе девушек-flappers не было, зато стирание гендерных граней приобретало партийно-коммунарский оттенок: женщина – это партийный соратник, а не унылая домашняя клуша, и если «ханжеский Запад» всё ещё пытался бороться за сохранение дамской сути и – дамской прелести, то в СССР воспитание в женщине – «товарища» было санкционировано самим государством. Отсюда - кожанки, юнгштурмовки, сапоги, ушанки и, разумеется, короткая стрижка «под гарсон», то есть – под мальчика. Единственный «женственный» штрих – красная косынка. В тот момент предполагалось, что женщина, как раз-таки не должна быть заморочена бытовыми проблемами. Да! Воспитывать детей должны специально обученные педагоги, которые знают толк не только в политграмоте, но и в таких вещах, как «педиатрия», «диетология» и «детская психология». Они знают, зачем ребёнку нужна гелиотерапия и какое количество углеводов нужно употребить за завтраком. Таким образом, женщину старательно освобождали от ненавистной «второй смены» с её домашними котлетками, детским коклюшем и бесконечной стиркой.



    Однако не всё было так весело – уже к концу 1920-х годов в промышленные центры устремились многочисленные деревенские жители – они приходили со своим привычным «уставом» в студенческие и рабочие общежития, в коммунальные квартиры, в заводские цеха. В их картине мира женщина всё ещё оставалась «хранительницей очага», которая и пироги печёт, и детям рубахи штопает, и …мужу ноги моет. Бывшие сельские хлопцы создавали семьи с городскими пролетарками; парни с рабфака брали в жёны вчерашних деревенских девчонок. Так формировалась новая мораль 1930-1950-х годов, имевшая черты, как индустриального, так и аграрного обществ. То есть с одной стороны, государство призывало женщину к трудовому подвигу и общественному горению, а с другой – общество требовало соблюдения неких традиционных норм: выйти замуж, родить ребёнка, успевать по хозяйству. Я специально употребила глагол «призывать» в связи с государственным регулированием женского труда, ибо никакого железного императива в отношении жён и матерей не было. Никто не привлекал по статье «Тунеядство» неработающих дам, если они честно вели хозяйство и воспитывали детей.



    В своё время – уже на излёте романтических-1960-х – в прессе часто задавался тревожный вопрос: «Почему столь быстро распадаются современные браки?» Среди причин приводилось даже влияние…буржуазной sexual revolution, правда, её там называли неким завуалированным набором слов – «…принятое на современном Западе циничное отношение к половым связям». Но основной причиной оказывалось всё же не это. Представьте себе девушку-скалолазку, которая до последнего верила, что её совместное проживание с аспирантом-физиком будет по-прежнему наполнено стихами, спорами и, собственно, скалолазанием. Тогда как юный и дерзновенный бородач-очкарик, чьи родители пришли устраиваться, к примеру, на МОГЭС с деревенскими котомками, всё так же искренне полагал, что его любимая жена теперь начнёт печь пироги с капустой и …помогать ему писать диссертацию. Случалось и обратное – физик продолжал гореть-полыхать, искать истину и покупать на всю зарплату походно-скалолазное снаряжение, а его раздобревшая супружница била …не его, разумеется, а - остатки посуды с воплем: «Ты вообще в курсе, что у нас родился сын?! Посмотри, как мы живём! Сарай – никакого уюта!»



    Любовная, точнее - романтическая лодка всё чаще и всё трагичнее разбивалась о быт. 1970-е! Женщины – уставали; мужчины – уходили. Иной раз даже в запой. Стабильные-семидесятые оказались эпохой разводов и одиноких красавиц, которым «слегка за 30». Вспомните наше культовое кино тех лет – везде будет фигурировать какая-нибудь НИИ-шная «брошенка» с томиком поэзии. Или мать-одиночка, а заодно - крутая начальница. Или просто крутая начальница, она же – Мымра. А можно и так - красотка-учительница с гитарой. Но без мужика. Потом они находили себе достойную пару в лице недотёпы с мятым лицом и у них тут же начиналась семейная сага с «домашними котлетами» и дачными «галерами» по выходным. И – снова бесконечные статьи с рефреном «Как наполнить бочку Данаид?» (см. в журнале «Здоровье» (№5, 1978 год) Напомню, что дочери царя Даная были осуждены за преступление и потому их обязали заполнять бездонную бочку. А за что и почему оказались «наказаны» все наши женщины?



    В указанной статье автор приводит совершенно чёткое мнение ряда мужчин по этому поводу: «…И конкретно: «Обязана жена готовить мужу обед, завтрак, ужин?» Он считает: кроме тех случаев, когда она больна, когда готовить не из чего, не в чем или не на чем (видите, все аварийные ситуации предусмотрены с почти юридической детализацией), обязана. Обязана - и точка!» И, безусловно, покорная жена не смела даже надеяться на «тунеядское» сидение дома. С какой стати?! Карикатуристы 1980-х часто использовали такой сюжет – многорукая, как индийское божество, дама стирает-готовит-печатает на машинке (вероятно диссертацию для милого-любимого), вытирает ребёнку нос, а мужчина лежит на диване с газетой. В тапках. И просит: «Дорогая, сделай потише телевизор!» На эту тему можно говорить очень долго, хотя бы потому, что проблема никуда не улетучилась...



    ...А с приходом капитализма ещё и усугубилась – мутным потоком хлынули статьи об эталонно-деловитой женщине в костюме супер-босса, которая умело совмещает совет директоров со SPA-салоном и - с «полезным для тонуса» промискуитетом, а примерно в возрасте сорока лет (когда успешно состоялась, как офисная профи) – рожает единственного ребёнка, чтобы…тут же отправить его на обучение в Англию. Таким образом, вредный, но хотя бы величественно-пафосный советский идеал оказался заменён ещё более нездоровым образом... Такие вот пироги-пирожные к празднику. Но есть и хорошие новости! Современная женщина может не создавать семью - общественного давления нет и быть не может...
  • Tags: Девочкам на заметку, Женские типы, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “Девочкам на заметку” Tag

    • Почему Оля не выбрала Герберта?

      Фильм «Зимняя вишня» изумляет хотя бы тем, что его героиня Ольга Ивановна — дамочка без мозгов и совести. Одновременно. И при этом — вызывает…

    • Махровая эгоистка.

      Принято считать её положительной героиней. Больше того — жертвой, которой мешают эти отвратные взрослые. Милая и доверчивая, тонкая, аки былинка,…

    • Дамские сайты: пародия.

      Вопреки распространённому мнению, на «дамских» сайтах и в глянцевой прессе подвизаются вовсе не богини разврата и гламура: все авторши довольно-таки…

    • Розовый, как антипод чёрному.

      Принято считать, что антипод чёрного цвета - белый. Ничуть не так, ибо антипод чёрного - розовый. Чёрный и белый - это предельная серьёзность, это…

    • О старой и новой Анжелике.

      Это мой старый текст с одного сайта. Узнала, что продолжения, возможно, и не будет. То ли дорого, то ли - бесполезно. А сейчас я просто переношу все…

    • Советская старшеклассница влюбилась во взрослого мужика... А что же он?

      Эта короткометражка интересна тем, что здесь - много знаковых имён. Дипломная работа Динары Асановой. Музыка - Евгения Крылатова. В главной роли -…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 28 comments