Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Идти ли на «Довлатова»?

  • Сейчас о фильме спорят. Я пишу статью, но и для блога - несколько слов по поводу.

    Серо-коричневые тона. Слякоть. Наспех одетые, бледные дети пытаются играть во дворе. Их шарфы — криво повязаны, а шапки смотрятся по-нищенски. Точно с помойки. Снег-дождь (или дождь-снег?). Везут агитационные транспаранты — скоро праздник. Не надо быть прозорливцем, дабы понять — красный день календаря будет столь же унылым. Разве что бравурных звуков прибавится. И матросы будут печатать шаг — мимо сгорбленных интеллигентов. «— Эх, Киса, мы чужие на этом празднике жизни», - молвил Остап. Но перед нами — вовсе не жулики в поисках бриллиантов, но - два гения словесности. Бродский и Довлатов. Поэт и прозаик. Оба, как выясняется, не нужны.



    Ленинград в кинокартине «Довлатов» Алексея Германа-младшего — это в круге первом. Несмотря на сырость, мучит жажда. Наверно именно поэтому и молодые, и — не вполне юные персонажи заливают себя дешёвым пойлом. Бесконечно курят. Кто-то непризнанный - порезал себе вены прямо в редакции журнала. Довлатов с Бродским просто уехали. Первая мысль от просмотра — это не мой СССР, а какая-то инородная реальность. Более того, даже время в картине слабо ощущается, несмотря на точные атрибуты, вроде хиппующих девушек и названий модных пластинок — их, разумеется, «толкает» фарцовщик Давид (в рассказах самого Довлатова фигурирует жулик-спекулянт по кличке Фред, однако, Давид Львович, скорее всего, трагичнее — от Фреда тянет баббл-гамом, стиляжьей беспечностью да коктейлями пряными, тогда как Давид — это печально. Давид — давит. Вернее, это его — задавили).



    Книги Довлатова — это ироническая усмешка при любых обстоятельствах. Это — умение лирического героя найти любовницу, выпивку и работёнку. Поговорить, подраться, уйти в ночь, рвануть в Таллин. Умыкнуть ботинки у номенклатурного босса. Подвизаться экскурсоводом, неся безграмотно-фантазийную ересь и, не забывая пить всё, что горит и любить всё, что - женщина. Фильм Германа — беспросветная драма, хотя есть несколько забавных эпизодов — совершенно по-довлатовски. Например, эпопея со съёмками любительского кино, где работники заводской многотиражки посильно изображали Пушкина, Толстого и Достоевского, произнося пламенные речи о торжестве социализма. В первоисточнике сам Довлатов изображал Петра Великого, который случайно попал в современный Питер. Всё действо завершилось очередью за пивом и - очередной абсурдной ситуацией: «Кто-то начал роптать. Оборванец пояснил недовольным: - Царь стоял, я видел. Так что, все законно! Алкаши с минуту поворчали и затихли».



    Перед нами проходит целая череда лиц, отмеченных общей печатью - «неформат». Это история не Довлатова, как такового и не Бродского, который здесь выступает вторым глав-героем. Это — аллегория творческого и морального тупика, чудовищной «не вписанности» в конкретную систему. Довлатов-Бродский выступают в роли Неформата, как данности, а линия поэта-метростроевца Кузнецова (Антон Шагин) вызывает столько горечи, что её хватило бы на три подобных фильма. Довлатов бродит по туманному городу, ища пристанища и внимания. Унылая женщина-редактор хвалит слог, но даже не пытается что-то пообещать: наша литература должна быть солнечной и зовущей. «Напишите что-нибудь светлое!» А у него никогда не получится! Ни в кино, ни по жизни. Созидательный пафос не был ему дан, как другим не даётся чувство юмора. Даже в эмиграции он опять не вписался!



    Возникает закономерный вопрос? Хорош ли фильм Германа? Да! Как самостоятельное произведение искусства он — прекрасен. Актёрский состав играет слаженно и — чётко. Им сказали выдать многолетнюю усталость от «совка» — они и постарались. Милан Марич не просто роскошен своей фактурой — он великолепно страдает в кадре. Артур Бесчастный в роли Иосифа Бродского тонко уловил идею. Сразу веришь. Его Бродский — непостижим, как это было и в реальности. Красавица Светлана Ходченкова достоверна в образе пожухлой дивы, которая годами играет в эпизодиках. Именно ей принадлежит фраза, которую можно считать слоганом кинокартины: «Сложно быть никем, при этом оставаясь собой». Эта реплика связывает Довлатова-киногероя и Довлатова-писателя. «Жизнь очень коротка. Человек очень одинок. Я надеюсь, это всё достаточно грустно, дабы я мог продолжать просто заниматься литературой...». Просто литературой. А кто неформат — оценят потомки.
  • Tags: Житие советского интеллигента, Кино, Литература, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “Литература” Tag

    • Почему сейчас не хочется смотреть «Д`Артаньян и три мушкетёра»?

      Многие блогеры и журналисты, не говоря уже о комментаторах, часто пишут, что фильм «Д`Артаньян и три мушкетёра» сейчас невозможно смотреть — он…

    • Какой чумовой дизайн!

      Какая тонкая дизайнерская работа. Это - иллюстрации Андрея Соколова (1931—2007) к роману Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Дивная линия…

    • До слёз...!

      Я не выясняла, что это за книга - оно не так уж и важно (судя по всему, вещь 1930-1950-х годов). Просто - гениально, аж до слёз. И это надо видеть,…

    • «Исключительно сексуальный роман... Бестселлер».

      Эпизодик маленький, но смешной. Дело происходит на толкучке и в кадре - продавец модной и дефицитной литературы, предлагающий Декамерон» Боккаччо,…

    • Это тоже выпускалось в СССР.

      Я помню, как над этим (то, что будет под cut-ом) смеялись аж в двух советских телепередачах - «Вокруг смеха» и «Весёлые ребята» - была такая…

    • Как вам такие детские стихи?

      Детская советская литература очень сильно отличалась от 1) дореволюционных произведений для детей 2) от последующей советской-детской-темы, у…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 59 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →