Галина Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Иванкина.
zina_korzina

А Репина кормили сеном...

  • Одна из лучших московских выставок последнего времени! В Музее Русского Импрессионизма открыта уникальная экспозиция с лаконичной и — будничной вывеской «Жёны»

    Портрет жены художника — едва ли не самый распространённый мотив общемирового искусства. Это, в конце-то концов, удобно: муза, она же — хозяйка. С утра позирует, потом — идёт варить рассольник. Впрочем, это слишком грубо и упрощённо. В советской мелодраме, которая так и называлась - «Портрет жены художника» (1981) сыгран устойчивый типаж — героиня Валентины Теличкиной буквально растворяется в муже, а у него, как назло, творческий кризис. Депрессия и отрицание. Зависть к молодым и хватким. Что же она? Становится его надёжным «тылом». При том, что сама — яркая личность, но — исполнена ангельского приятия. Он — её вселенная. Она — его отражение. Доводилось читать мнение одного старенького французского культуролога — он сравнивал изображения любовниц и жён.

    Был многословен, будто бы хвастаясь сомнительным знанием альковных тайн, однако, вывод он сделал феноменальный — пассий рисуют приукрашенными, а вот законная половина — чаще всего такая, как есть. Исключения — редки. Любовница всегда «зашифрована» - не всем интересны похождения Рафаэля и Форнарины или, допустим, Брюллова с графиней Самойловой. Увековечены раскрасавицы, но копаться в чужом белье — увольте. Жёны — явлены. Мастер гордо подписывает: «Прошу знакомиться, моя половина». Эти картины, как правило, — тёплые. Домашние. Родные. Хотя, можно ли говорить о тихой семейной идиллии, когда речь заходит о Наталье Нордман-Северовой или Вере Боссе?


  • Илья Репин. Портрет Натальи Нордман-Северовой. 1909.

    Жена Ильи Репина слыла экстравагантной особой — скорее дурнушка, чем Афродита, болтлива, криклива. Наталья Нордман-Северова никогда не стремилась понравиться окружающим и наверное поэтому в неё влюбился гениальный мастер. Кто же она? Посредственная и - бойкая писательница, да к тому же - неутомимый борец за права женщин, детей, животных. Она отказалась от мяса и, как злословили недоброжелатели: «Кормит Репина сеном». Деспотична и жестка, что в сочетании с буйной оригинальностью — та ещё взвесь. Удовольствие ниже среднего. Только любят не за «что-то», а — вопреки. Одевалась Нордман без маломальского вкуса — на выставочном портрете (1909) мы наблюдем грузную и при этом — чрезвычайно живую даму в алом берете и накидке интенсивно-зелёного цвета. Вызывающий облик дополнен платьем из «весёленькой» ткани. Главное тут — сияние глаз - умных и проницательных. Ради таких-то очей Репин был готов на всё — даже кушать пресловутое сено...


  • Николай Судейкин. «Моя жизнь» (1916).

    Не всем нравились добрые ангелы — кому-то подавай фурию и гурию. Вера Боссе — настоящая фамм-фаталь Серебряного века — выразительная фигура, манящие губы. Нимфа шведско-французского происхождения — из весьма обеспеченного семейства, она, кстати - чем только не занималась в своей жизни. Балет и синематограф, искусствознание и философия. Коснуться до всего слегка. Ни в чём не имея особенного таланта, она хотела взять количеством — всем-то сходу загоралась, везде-то жаждала приобщиться. Пару раз бывала замужем. Но! В 1915 году судьба свела её с эксцентричным художником Сергеем Судейкиным. Дива тут же смекнула: быть прекрасной музой этакого мастера — гораздо круче, нежели сниматься в кино. Их союз оказался типичен для эпохи. Богема и самореклама. На выставке предъявлена скандальная вещица «Моя жизнь» (1916), где помимо Веры Боссе изображена и первая супруга — танцовщица Ольга Глебова. Любовный многоугольник средь комедиантов — таков сюжет полотна. Между прочим, Вера Боссе не остановится на Судейкине — потом, уже в эмиграции, она станет госпожой Стравинской, переживёт многих и скончается в 1982 году в городе Нью-Йорке.

  • Остальное - тут.
  • Tags: Belle époque, Выставки, Девочкам на заметку, О Жизни
    Subscribe

    Posts from This Journal “Выставки” Tag

    • К дню солидарности трудящихся.

      В московском музее «Пресня» открылась интереснейшая экспозиция «Будни великих строек», посвященная советской индустриальной живописи 1930–1950-х…

    • Тревожно-пугающая картина.

      Была тут на выставке одной современной художницы. Она, знаете ли, умеет рисовать. Именно талант рисовальщика, что нынче - редкость. Отсюда - мощный…

    • Его просто жалко!

      Статья-настроение о выставке, посвящённой Александру II. На него смотришь - и жалость берёт. Просто один только вид - несчастный. Даже царь-мученик…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    Comments for this post were disabled by the author