Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:

Автор самого странного проекта в истории советского искусства.

  • Музей архитектуры имени А.В. Щусева, как обычно радующий нас проектами и открытиями, на этот раз представляет выставку «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом». Ленинградский архитектор Александр Гегелло (1891 – 1965) не так известен, как Борис Иофан или, например, Алексей Щусев, однако, его работы оказались знаковыми, а творческий путь — символичным. Например, все знают его творения, но мало кто помнит фамилию автора. Гегелло отлично вписался в постреволюционную тему, создав, пожалуй, самый нетривиальный архитектурный монумент, какой существует в мире искусств. Что же это?


  • Памятник шалашу Ленина. 1927 год.

    Удивительная эпоха 1920-е годы - наравне с машинно-электрическим подходом, транслировались мистические установки: «Ленин всегда живой!» Увековечение памяти вождя имело столь гротескные формы, что мы до сих пор не знаем, что делать с Мавзолеем (шедевр великого Щусева!). А вот Александру Гегелло поручили создать памятник ...шалашу в Разливе, где скрывался Ильич летом 1917 года. На выставке представлены различные вариации нетривиального монумента. В конечном счёте, выбрали устрашающее сооружение в древнеегипетском духе, разве что поменьше и поскромнее.


  • Ещё варианты памятника, которые показались автору не слишком выразительными.

    Сам Гегелло вспоминал об этом уже в начале 1960-х: «Моя мысль работала в следующем направлении. Ленин укрыт — шалаш, где он скрывался, поставлен не на виду. Ленин под надежной защитой партии и петроградских рабочих — шалаш закрыт: с одной стороны — основным объемом вертикального параллелепипеда, с другой — стеной, которые как бы символизируют партию и петроградский пролетариат. Параллелепипед и стена прочно объединены каменными уступами, как бы говорящими о нерушимой связи партии с рабочим классом».


  • Малоэтажный жилмассив на Тракторной улице для рабочих Нарвской заставы

    Однако существовал наиважнейший квартирный вопрос, который, как известно, испортил москвичей. Ленинградцев он испортил ещё круче — с 1917 по 1927 год количество жителей выросло до такой степени, что люди жили в нечеловеческой тесноте. Питерские коммуналки, в отличие от столичных, вызывали трагикомические ощущения. Михаил Зощенко с насмешливой горечью констатировал в одном из своих рассказов: «Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. Дрались, конечно, от чистого сердца.


  • Дома на Тракторной улице должен был украшать такой вот профиль Ленина в обрамлении деталей производства.

    А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно. Тесно. Кругом кастрюли и примуса. Повернуться негде. А тут двенадцать человек впёрлось. Хочешь, например, одного по харе смазать — троих кроешь. И, конечное дело, на всё натыкаешься, падаешь»
    . Встал вопрос: куда селить рабочих и служащих крупных предприятий? Раздавались робкие «контрреволюционные» голоса в прессе: мол, пролетарии стали жить ещё хуже, чем при тёмном и кровавом царизме. За что боролись? Подраться и то негде.


  • Жилмассив на Тракторной улице для рабочих Нарвской заставы. Довоенное фото.

    Так родился малоэтажный жилмассив на Тракторной улице для рабочих Нарвской заставы. Уютная малоэтажность и море зелени! Ансамбль состоял из 16 трёх- и четырёхэтажных домов с двух- или четырёхкомнатными квартирами для одной или двух семей. Шла жёсткая полемика урбанистов с дезурбанистами, а также с теми, кто, подобно Гегелло, пытался совмещать оба направления. Подобные «городки» для рабочих уже строились в Германии и Швейцарии, а потому творческая группа (помимо Гегелло в неё включили Александра Никольского, Григория Симонова и др.) опиралась на прогрессивный зарубежный опыт.


  • Дом технической учёбы (1930-1932) сразу после ввода в эксплуатацию и через несколько лет.

    Поражает Дом технической учёбы (1930-1932), в котором лапидарность граничит с диковатой фантазией. В те годы уже накопилась тоска от однообразных конструктивистских догм, и сама жизнь требовала изменений. В начале 1930-х все увлекались гигантоманией и попытками «скрасить» рацио хотя бы чем-то безобразным. На контрасте выступает ренессансного вида школа на улице Робеспьера, выстроенная в середине 1930-х, когда в моду опять вошли колонны и портики. На стендах мы можем видеть разные версии этого здания, окончательно оформленного лишь после войны.


  • На контрасте выступает ренессансного вида школа на улице Робеспьера, выстроенная в середине 1930-х.

  • Далее - тут.
  • Tags: 1920, 1930, Выставки, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “1930” Tag

    • 20 суток он... Ого!

      Тоскуете там? Гречку скупаете? Туалетной бумагой замотались и ждёте Апокалипсиса? Нехорошо. Вот прекрасная заметка 1936 года (газета - региональная…

    • Кадры из мультфильма 1934 года о Москве будущего.

      Общеизвестно, что мультипликация в СССР интересно (именно так - интересно) развивалась в 1920-1930-х годах, но не считалась важной-серьёзной,…

    • Инфернальное Ар Деко в советской сказке.

      Во всём мире с середины 1920-х до начала Второй Мировой войны царил изысканно-пугающий, шикарный стиль Ар Деко, названный так после нашумевшей…

    • «Строгий юноша» - пугающе-прекрасный сюр.

      Фильм «Строгий юноша» - это не только один из самых странных и до конца не понятных советских фильмов, это ещё и манифест предвоенной эстетики.…

    • Сталин и Ворошилов - супермены.

      Вообще, в довоенной детской прессе можно отыскать такое, что потом долго пытаешься ответить - самой себе - на вопрос: «Как?!» Как такое печатали?…

    • Это фэйк или ...что?

      Сейчас производится так много фэйков и забавных подделок, что уже невозможно отличать историческую реальность от чьих-то приколов. Вот это, как вы…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 2 comments