Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Старая песня о главном.

  • Позволю себе поставить свою давнюю статью из газеты «Завтра».

    ...Каждый год 31 декабря Женя Лукашин ходит в баню, и точно так же каждый год в конце августа россияне задают себе риторические вопросы: «Почему проиграл ГКЧП? и — что было бы, если б он вырулил?» Граждане спорят и ругаются, приводят реально-доказанные и конспирологические мотивы, цитируют кого-то умного — насчёт экономической ситуации августа-91 и пытаются рефлексировать. Короче, бурлят. Интересуются. Некоторые — плачут. Иные — вздрагивают, но тут же вздыхают с облегчением. Большинство историков, политиков и аналитиков сходятся во мнении: ГКЧП не мог восторжествовать, хотя бы потому, что большинству людей он ...не понравился. Абсурд? Ни разу. Человечество любит глазами — нужны эффекты. Пусть бы и дефекты. Но лишь не серое. Не единообразно-скучное! Для советского человека образца 1991 года это оказалось ещё важнее: всё, что угодно, только бы не соскользнуть в «номенклатурный» серый!



    Дизайн — убойная сила. От него зачастую зависит победа. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», - распевал мультяшный персонаж Врунгель, только яхту надо ещё и раскрасить. Придать ей стройную линию. Позолотить буквицы. В 1920-х годах советский стиль воплощался дерзким авангардом и прорывной символикой; сталинская эра взметнулась барочным великолепием; Оттепель раскрылась в точёном, западническом минимализме. Брежневский Застой — застыл. Он не создал своего «нормального» постмодерна, увязая год за годом в старческой тяжеловесности. Линялый кумач и портреты членов Политбюро на фоне силикатных проспектов. Наш дивный и могучий СССР на излёте своего бытия катастрофически проигрывал «эстетическую войну». Любая западная вещь оказывалась краше оформлена. После блёклых сборников Политиздата, где даже красный цвет выглядел, как потускневший от скуки, все эти западные буклеты, проспекты, каталоги и — привезённые «оттуда» журналы казались шиком и символами иной, красивой, благоухающей реальности.

    Наши тётки вдыхали аромат глянцевых, тонких страниц и с гордостью носили пластиковые пакеты с ковбоем Мальборо. Стирали их. Сушили. Берегли. Их старшие сыновья коллекционировали банки из-под импортного пива. Младшие — фантики от жвачек. Дочери — тайком вырезали фотографии из каталогов мод и клеили себе в песенник. Наивные буржуи-советологи предрекали гибель красной идеологии из-за джинсов. На деле случилось куда как печальнее — из-за упаковки тех джинсов. Из-за картинки, на которой была моделька в джинсах. Из-за броского лейбла на всё тех же портках из денима. Из-за самой мысли, что они — сии портки — являют собой нечто большее, чем одежда. В нашей — прошедшей цензуру!!! - прессе появлялись статьи о том, что наши товары не плохи, а — ужасно оформлены. Следовал вопрос: кому нужны «крепкие» и ноские ботинки, если они уродливы и не модны? В журнале «Работница» сетовали: импортные помады - актуальных цветов, тогда как наши комбинаты гонят продукцию, утверждённую пять-шесть лет назад. Повторюсь, это советская пресса. Не вражеская. И не «Голос Америки» по ночам.

    ...И вот лето 1991 года. Мы уже начали привыкать к манящему (и обманному) разноцветью кооперативных ларьков, красно-жёлтому пластику Макдональдса, блестящим нарядам певиц, глянцевым разворотам русскоязычной Burda-Moden. Мы уже сглотнули наживку — импортную жвачку со вкусом свободы. Мы не могли, да и не хотели остановиться. И тут на излёте горячего августа - приходят какие-то малосимпатичные, хмурые дядьки и вещают надоевшее. Все — в убого-унылом, напоминающем о партсобраниях «Даёшь стране угля!» и «Свободу Анжеле Дэвис» А мы хотим других свобод. Мы - с Америкой и - в Америку. Туда, где белозубые дивы играют в рулетку, а рядом звучит эстетский джаз. Дискотеку нам! Дискотеку! Майкла с Мадонной, клипы и выкрутасы. Мы не рабы — мы хотим прошвырнуться по Бродвею в импортных кроссовках, которые вот-вот хлынут на прилавки в запредельном количестве. Всех цветов радуги и всех оттенков радости...

  • Полностью текст - здесь.
  • Tags: 1990, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “1990” Tag

    • Неприлично.

      Нашла на ЮТубе клип, который не видела очень давно. Несмотря на то, что музыка тут хорошая, мне уже тогда - в начале 1990-х - это показалось…

    • Однообразно. Но - красиво.

      Вообще, этот художник - однообразен. Хотя, интересен. Все его композиционные приёмы, точнее - один приём - это примерно вот это. Вот так выглядит…

    • Адские 1990-е?

      У меня, конечно, не столь мрачное отношение к 1990-м, как у автора предложенной картины. Тем не менее, его постапокалиптическое осознание - весьма…

    • Карикатуры Перестройки на проституток и ...распущенных девушек.

      Все знают, а некоторые ещё и помнят, что в перестроечном СССР была актуальна тема проституции - именно сама тема. По Интернет-бложикам кочует фэйк о…

    • Издевается или жалеет?

      Такая щемящая безнадёга на этой картине 1993 года. Впрочем, этот художник писал свои сюжеты-карикатуры и конце 1980-х - именно в той же манере. Вот…

    • Повесившийся человек, как символ перестройки.

      Ах, какой лютейший символизм... На этом быстром рисунке изображена Перестройка в виде... повесившегося человека. Я не согласна с такой трактовкой,…

    • Кураев в 1990 году...

      На ЮТубе можно отыскать первые появления знаменитых людей в эфире. Обычно я выкладываю ролики с артистами или юмористами. Но сегодня - Андрей…

    • Супермодель, как ушедшая натура.

      Сейчас почти никто не знает имена молодых фотомоделей (они малоинтересны, как персоны), тогда как с конца 1980-х везде звучали имена Синди, Клаудии,…

    • Дистиллированная пошлость.

      Пару лет назад я поняла, что, в общем-то не знакома с перестроечным и кооперативным синематографом, ибо в те годы смотрела зарубежное кино - от…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 34 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →