...На картине Татьяны Назаренко «Московский вечер» (1978) изображён типичный концерт-«квартирник» эпохи Брежнева – молодые люди задумчиво музицируют, витают где-то, грезят о возвышенном и рассматривают антикварные журналы. Фоном выступает старая Москва — особняки, соборы и — кремлёвские башни безо всяких звёзд. Мыслимо ли, чтобы советская художница проигнорировала государственный символ? Да. Ибо звёзды запорошены снегом — они есть, но их нет. В комнате — фантастическая гостья — призрак дамы Галантного Века с типичной для 1770-х годов высокой причёской а-ля Мария-Антуанетта.

Манерная аристократка в кружевах на равных перемигивается с прямыми наследниками дворянской культуры – с пролетарской интеллигенцией 1970-х. И ни малейшего соцреализма! Никаких плакатов и красных полотнищ. Вселенная закольцована и замкнута — обещанный Коммунизм выглядит смешным фантомом, тогда как женщина с веером обретает плоть и — смысл. Эта многомерная картина являет собой точку сборки экспозиции «Ненавсегда», посвящённой эпохе Застоя. Но было ли это именно застоем, болотом, вязким безвременьем или настала пора переосмыслить долгую и — по-осеннему красивую паузу 1968 — 1985? Да. Это — изысканный закат. Выставка «Ненавсегда» - попытка деконструкции того унылого мифа, что подавался нам, как обязательный тезис. «Ненавсегда» - это своеобразное «Ни за что!» Закат - не есть застой.
Journal information