Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Людовик XV и его любовницы в кинематографе.

  • Король Франции Людовик XV известен обывателю не своими делами или (например!) выигранными/проигранными войнами, а лишь благодаря его женщинам. В общем-то маркиза де Помпадур гораздо более «на слуху», чем тот, кто её вывел в люди. Все точно знают, что она была любовницей некоего Луи, но вот номер, как правило, где-то «теряется». Какая разница, что за число? Если Король-Солнце Людовик XIV прославился сам по себе, а его дамы – лишь красивая декорация, то у Людовика XV всё наоборот – личность никакая (с точки зрения исторического процесса), но похождения – феерические. Отношение к нему кинематографистов – снисходительно-доброе, как к нелепому, но очень уж симпатичному персонажу. Итак, Людовик номер 15 в синематографе.


  • Людовик XV и маркиза де Помпадур. Фрагменты портретов.

    1. «Мадам Дю Барри» (1919). Этот сюжет – о поздней любви короля к развратно-изобретательной простолюдинке Жанне Бекю-Дю Барри, весьма востребован у создателей кино и эта «Мадам Дю Барри» не единственная (есть ещё штук 10). Но считается шедевром – в роли мадам снялась Пола Негри - фамм-фаталь 1910-1920-х и немецкий актёр Эмиль Яннингс, умевший выдавать и комедию, и трагедию, причём одномоментно (напомню, что он был партнёром Марлен Дитрих в «Голубом ангеле»). Кроме того, он часто играл монархов – Генриха VIII, Фридриха-Вильгельма I, Петра Великого. Людовик XV тут изображён довольно нелепым, обалдевшим увальнем, коему привалило счастье в виде молодой девицы.


  • Кадры из фильма «Мадам Дю Барри» (1919). Источники - https://www.kino-teatr.ru/ и cкан из книги «Звёзды немого кино». М.1968.

    «Мадам Дю Барри» 1919 года – типичное немое кино с эффектными сценами, воздеванием рук и сильно раскрашенным лицом главгероини (крупным планом). Сюжет таков – искренняя, но неумная и разболтанная Жанна подминает под себя короля, заставляя его унижаться и швырять деньги на её прихоти. Известно, что Дю Барри была казнена в ходе Французской Революции, через много лет после смерти Людовика XV. По факту Дю Барри на момент казни была 50-летней тёткой, но этот нюанс опущен – в немом синематографе любят и умирают юные-прекрасные. Закон жанра! Да, ещё там есть бывший возлюбленный Жанны – красавец Арман, ставший санкюлотом и попытавшийся её спасти от соратников. Но – тщетно.


  • А это принцесса Анриетта, в которую по сюжету влюбился Фанфан. Работы Жана-Марка Натье. 1740-е гг.

    2. «Фанфан – Тюльпан» (1952) – роскошная кинокомедия, имевшая широкий прокат в СССР и странах социализма. Жерар Филип и Джина Лоллобриджида в главных ролях! Эпизод войны за Австрийское наследство. Франция воюет с германцами (они показаны дурацкими). Авантюрист Фанфан верит гаданию, что его полюбит королевская дочь. Но – увы. Его уровень – дочь вербовщика (благо, Аделина много красивее принцессы Анриетты). Людовик XV тут изображён легкомысленным и самовлюблённым, но добрым и щедрым. Где-то порядочным. Сыграл его Марсель Эрран, часто снимавшийся в костюмных ролях, но и не только – он был театральным артистом и режиссёром.


  • Кадры из фильма «Фанфан - тюльпан» (1952). Скрины экрана.

    Фабула такова, что галантный король решает заполучить очередную любовницу и пытается соблазнить красотку Аделину (ну, Джина Лоллобриджида же!) Та не выдерживает наглых приставаний и даёт… нет, даёт пощёчину. Это восторгает Людовика, привыкшего к простым решениям и таким же лёгким победам над дамскими сердцами. В кадре мы видим также маркизу де Помпадур, которая честно признаётся Аделине, что и сама давно мечтает побить Людовика. Ещё бы. Странно другое – Помпадур изображена, как наставница/подруга принцессы Генриетты (в реале принцессы ненавидели фаворитку). Историческая деталь: у Анриетты была сестра-близнец, ставшая герцогиней Пармской, а сама Анриетта умерла в возрасте 24 лет от оспы.


  • Кадры из фильма «Тайны Версаля» (1954). Скрины экрана.

    3. «Тайны Версаля» (1954) – рассказ о Версальском дворце от закладки первого кирпича до …начала 1950-х, а потому Людовик XV и маркиза де Помпадур здесь не главные герои, как, впрочем, и все прочие. Главгерой тут Версаль. Фильм во многом экспериментальный и это не вполне исторически-документальная вещь. Скорее, это байка о Версале. В образе Людовика XV выступил Жан Марэ – актёр «плаща и шпаги» с устойчивым амплуа «воина в кружевах». Поэтому странно было наблюдать мускулистого, несколько брутального Жана Марэ в роли человека, предпочитавшего балы и утончённые ужины. «Он умел нравиться всем и в то же время его личные качества остались тайной», - говорит закадровый голос.


  • Судя по всему, Брижит Бардо изображала Луизу О`Мэрфи (картина Франсуа Буше, 1750-е гг.) - одну из многочисленных возлюбленных стареющего короля.

    Несмотря на ироническое повествование, фильм даёт точные оценки всем персонажам. «Я не люблю сталкиваться с людьми, которых я избегаю», - произносит Людовик и это правда. Король недолюбливал помпезный Версаль, где всегда толпилось много народу и предпочитал крохотные павильоны - там он мог быть самим собой и общаться с избранным кругом. Да, в роли одной из многочисленных любовниц короля блеснула Брижит Бардо, ещё не оформившаяся, как сильная актриса и пока игравшая только хорошеньких кукол (Бардо пришла в мир кино из модельного бизнеса). Тема Людовика XV завершается очень смешно: королева и Помпадур наблюдают, как их общий мужчина водит хороводы с девочками и девицами. В общем-то ему нужны были не приключения, а …жизненная энергия очередной пассии.


  • Один из самых красивых и знаменитых портретов маркизы де Помпадур работы Франсуа Буше. 1750-е гг.

    4. «Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур» (2006) – обстоятельный двухсерийный байопик с тщательной прорисовкой деталей. Никакого «современного» макияжа и чрезмерно-ярких цветов. Попытка сделать «всё, как было» в эпоху рококо. Но сместили акценты в другом, точнее – в главном. Людовика XV играет Венсан Перес. Любопытно, что до этого он выступал в роли Дени Дидро («Распутник» (2000)) и в ремейке «Фанфана-тюльпана» (2002) – собственно, сам Фанфан. На Людовика XV этот многогранный актёр более чем не похож – ни лицом, ни живостью характера. Людовик был скучающим меланхоликом, которому постоянно требовалась подпитка в виде секса или иного сильного ощущения.


  • Кадры из фильма «Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур» (2006). Скрины экрана.

    А тут мы видим довольно энергичного парня, обладающего сангвиническим темпераментом. Понятно, что ум его неглубок, а знания – поверностны. Сюжет строится вокруг тяжкого бытия Жанны де Помпадур, которая искренне любит государя – ради него самого, а не «за деньги», что, конечно, очаровательная ложь – короля всегда обожают за его статус. Но тут Жанна любит-любит и страдает. Тогда как Людовика окружают льстецы, гады и подонки, готовые в любой момент сделать пакость. А Луи – такой приятный и честный мужичок – всем хочет понравиться, никого не обидеть. В общем-то он таким и был – но не от широты сердца, а от нежелания рыпаться (другого слова не подберу). Фильм вообще грустный и минорный, несмотря на чарующие виньетки и нежную гамму рококо.


  • На этой фантазийно-фривольной картине XIX века автора Cesare Augusto Detti изображено общение Людовика с дамами...

    5.«Чёрное солнце» (2009) – единственный байопик, посвящённый не фавориткам, но самому Людовику. Непонятным представляется название – больше подошло бы «Затмение», так как идёт сравнение короля-солнце Людовика XIV и – совершенно никакого Людовика XV. К тому же в самом начале малолетнему королю показывают природное диво – солнечное затмение. Чёрное солнце – нечто зловещее (это - эзотерический оккультный символ, использовавшийся в германском неоязыческом и нацистском мистицизме!), а тут – печаль и осознание собственного бессилия, как монарха. В главной роли – Стэнли Вебер, тоже часто появляющийся в костюмных ролях Джованни Борджиа в сериале «Борджиа», графа де Сен-Жермена в сериале «Чужестранка», герцога Орлеанского в сериале «Пустая корона» и т.д.


  • Кадры из фильма «Чёрное солнце» (2009). Слева - фрагмент обложки DVD и - скрин экрана.

    «Чёрное солнце» не столько интересен, сколько эстетически-выверен, красив, наполнен воздухом. Чудесные виды Версаля, шикарные платья, симпатичный Людовик – снова не похожий на портреты. По большому счёту, фильм «на один раз» - посмотрел и забыл. Авторам не удалось показать личность короля. Или… наоборот – удалось чересчур хорошо. Ибо Людовик-15 и сам не очень понимал, каков он и на что способен. Да и способен ли? Это как раз тот случай, когда человеку даётся больше, чем он в состоянии донести. Наверное поэтому сюжет получился скучноватым. И да - это именно байопик, без фантазий и выдуманных героев. Авторы постарались вместить всё в полуторачасовой формат...
  • Tags: XVIII век, Галантный Век, Кино
    Subscribe

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 22 comments