Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:

Хрущёвки на советских новогодних открытках.

  • Одним из главных «персонажей» новогодних открыток 1960-х годов были …новостройки. Не люди – они тут схемы. Не зайчики с белочками – они тоже не самые главные. Что говорить? Сам Дед Мороз – лишь гость на этом празднике новоселья! Сейчас эти районы кажутся депрессивными, но тогда… Они сверкали новизной и свежестью. Эстетическое (и коммунально-хозяйственное) наследие хрущёвской Оттепели и 1960-х вызывает горячие споры. Оно мыслится разрушительным и созидательным одновременно. Солнечные города или — серые коробки? Загоны с низкими потолками или же — гениальное решение квартирного вопроса? Рывок в грядущее — или убийство традиции?



    В середине 1960-х Эльдар Рязанов снял комедию «Дайте жалобную книгу». Там хамство ресторанного персонала, несвежие скатерти и убогое меню являлись итогом «неправильного» интерьера: вазонов, колонн и занавесей из плюша. В том, что ресторан — ужасен, оказались виноваты капители и пышные фикусы. Они зримо воплощали всё то, что называлось дурновкусием и отсталостью. Поэтому здесь - наливают водку, орут и потчуют гадостью. Юные энтузиасты с бешеной энергией рушат лепнину и сооружают стильно-молодёжную «стекляшку».



    Уже в 1970-х понятие «хрущёвка» или - «хрущоба» стало носить уничижительно-презрительный характер, а в тот момент, когда панельные дома-близнецы появлялись на месте пустошей и — заселялись теми, кто полжизни провёл в коммунальных битвах, это казалось раем. Неслучайно картины Юрия Пименова с новостройками, свадьбами и девушками в юбках-колокол, нам и по сию пору видятся лиричными и — радостными. Убожество формы полностью искупалось великим содержанием. Поэтому открытки с хрущобами видятся, как настоящие билеты-пропуски в Коммунизм.



    «Мы на край земли придём, / Мы заложим первый дом / И табличку прибьём на сосне», - пелось в знаковой песне. Вводились в строй целые кварталы, а Дмитрий Шостакович спешно ваял мажорную оперетту «Москва, Черёмушки». Важным народнохозяйственным свойством хрущёвок была не столько дешевизна, сколько — быстрота возведения. От таблички на сосне до новоселья - с космической скоростью! И опять же никто не рассчитывал, что эти дома — навечно. Им давался честный срок годности — 25 лет. То, что они простояли в два раза больше – респект строителям.



    С одной стороны, эти открытки символизировали торжество личного пространства – отныне кухня и санузел будут исключительно «своими», без общего коридора и склок тёти-Люси с дядей-Колей. Огоньки в окошках, там готовится праздничный стол. Но, с другой стороны, возрос интерес к «тусовкам», к тем самым кафе и турбазам, куда стекалась активная молодёжь. Вот это ощущение «личного» и «общественного», как дополняющих друг друга, а не конфликтующих сторон бытия – лучшее выражение 1960-х. И это – самый важный мотив творчества – в том числе открыточных иллюстраций. «А снег идёт, а снег идёт, и всё вокруг чего-то ждёт…», - пели по радио и так тепло становилось. И до сих пор становится.



  • В тексте были использованы открытки с https://www.pinterest.ru/ а также из личной коллекции, выложенные в своё время на разных сайтах и хостингах.
  • Tags: 1960-е, Открытки, СССР
    Subscribe

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 37 comments