Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:
  • Mood:
  • Music:

Трагедия на фоне парфе.



В разное время мне довелось увидеть два потрясающе похожих фильма (разумеется, это моё личное видение, и если Вам так не кажется, это - прекрасно).
Итак советский перестроечный "Пиры Валтасара или Ночь со Сталиным" и французский постмодернистский  "Ватель".  В одном действие разворачивается в 1935 году, в другом - в 1671...
И тот и другой - трагедия человека на фоне барочных форм и вычурно оформленной еды.


Крабы заливные.
В статье используются иллюстрации из "Кулинарии", вышедшей в конце 40-х годов XX века в СССР.



...Популярный абхазский партиец Нестор Лакоба приглашает Сталина отдохнуть в своих "угодиях" (фото слева)...
Не менее популярный французский деятель принц Конде приглашает Людовика XIV сделать тоже самое (фото справа).
Великий Вождь исполнен злой ревности по отношению к любимцу народа - Лакобе, а Король - Солнце знает, что если Конде только "свистнет", Францию ждёт вторая Фронда.
Тем не менее, Лакоба хочет польстить Сталину, а Конде - Людовику - в обеих странах начинается Великий Террор: время ночных арестов и 'Lettre de cachet' - приговоров без суда, исключительно "по воле короля".



У Лакобы для Вождя есть сюрприз -  знаменитый ансамбль танца и его "звезда" Сандро из Чегема, у Конде  - кулинар Франсуа Ватель... И тот, и другой - преданы своему господину и готовы на всё, чтобы праздник для Диктатора удался.




Для людей из окружения Вождя и Короля пребывание на празднике превращается в пытку - одно неловкое движение и ты - в опале. Даже обслуга чувствует себя гораздо более свободной.




За красочностью мероприятий таятся страх и покорность людей, которые не принадлежат себе. Сандро из Чегема, глядя на Сталина, пытается вспомнить, где он его уже видел... Только не в роли Вождя, а в роли...кого? С ужасом он понимает, что встречал Сталина в образе разбойника, грабящего банки "для дела революции". Иосиф Виссарионович тоже узнаёт Сандро, хотя танцор был во время их первой встречи ребёнком.
Ватель видит в одной из фавориток короля свою бывшую возлюбленную: она встречалась с ним тайно, скрывая громкий титул герцогини де Вентадур... Приближённые короля тоже всё понимают.




В конечном итоге, Вателя находят заколотым. Всем объявляют, что он покончил с собой потому, что его блюдо не было готово и он не сумел угодить своим господам.
Но зрители-то понимают, что убили его люди короля, и не без помощи Конде - любовь и снисхождение Диктатора важнее жизни какого-то слуги. Но Конде так и остаётся нелюбим завистливым и мстительным королём.
...Нестор Лакоба "случайно" погибает. Артисты ансамбля тоже куда-то исчезают. Один Сандро остаётся в живых - он  оставляет карьеру танцора до того, как начались репрессии.

В обоих фильмах много великолепных блюд (которые не хочется пробовать), роскоши (в которую не хочется окунаться), сытых лиц (которым не позавидуешь). Цветочные гирлянды, колонны, свет волшебных люстр, южное небо - всё очень похоже. Похожи и люди - элита, забитая своим Фюрером. И судьба "маленького человека", которого случайно затоптали усатые красавцы - вожди...

И кто сказал, что быть сталинским чиновником более страшно, чем виконтом де Бражелоном?! 
Но тем не менее, была Личность и был её Культ.

                                                     ***
Эти блюда могли бы украшать столы обоих Диктаторов.


Салат из рыбы с овощами.


Жаркое.


Индейки жареные.


Шофруа.


Торт "Ананас".


Судак заливной.


Паштет из дичи.


Парфе кофейное.


Крабы, запечённые в кокотницах.

Мелькнула мысль - а не создать ли мне направление "галантный фашизм"?


Tags: Кино, Людовик XIV, СССР
Subscribe
Buy for 300 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →