Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Тилль - пожиратель пионеров

  • У Тилля Линдеманна из Раммштайн - особая, точнее болезненная тяга к советскому прошлому. Не своему-ГДРовскому, а к нашему-ленинградскому. Собственно, германская эстетика 1950-1980-х была вторичной и подражательной, разве что военные парады несли на себе 250-летний налёт пруссачества, и камрады из Nationale Volksarmee больше напоминали воинов Старого Фрица, чем наших солдат и офицеров. Но вернёмся к Тиллю и его нездоровой страсти.

    В прошлом году он уже изумил общественность своим клипом Frau & Mann, где вывалил всё, что знал о мехах, в смысле – об СССР. Там были и шахматы в космосе, и гранёные стаканы, и венские стулья на фоне многотомных собраний, и – обшарпанная жестянка питерского бытия. Пикантная Светлана Лобода – выпускница малороссийского бэнда «ВиаГра» - дополнила и усилила эффект.



    Потом случился «Любимый город», где Линдеманн душевно спел знаменитую композицию Никиты Богословского на стихи Евгения Долматовского. Песня впервые прозвучала в кинофильме «Истребители» (1939), где её исполнил Марк Бернес, выкрашенный пергидролем до состояния белокурой бестии - согласно канонам сталинского Grand maniere. У Тилля мило и сентиментально получилось. И произношение вполне приличное – с тем лёгким, неоскорбительным акцентом, каковой, по воспоминаниям современников, имелся у Фике из Цербста – у матушки-Екатерины.

    Клипов сделали два – один с темой самолётов, ибо предназначался, как прелюдия к фильму «Девятаев» (2021), а второй – с видами Эрмитажа. Феерия роскоши, чад кутежа и прочий пир духа – модельного типажа скрипачки – все в белом, психеи, нимфы, Адонис, кусаемый вепрем в нежное бедро, Антонио Каналетто с громадной картиной «Прием французского посла в Венеции», написанной, помнится, по заказу графа де Жержи на излёте 1720-х годов.



    Не прошло и месяца, как наше воображение потряс очередной взрыв эпатажа и брутального рыка. Отечественный режиссёр Сергей Грей создал для Тилля видеоряд к песне с выразительным названием Ich hasse Kinder, что в переводе с прусского на русский означает: «Я ненавижу детей». Зрелище настолько сконфузило, что один мой френд выдал иронически: «Спасибо Раммштайну, а то бы мы до их пор Манижу обсуждали».

    Действие клипа-короткометражки происходит в Советском Союзе конца 1980-х, впрочем, дата здесь – условность, ибо это могло быть и вначале 1970-х – никто не заметил бы различий. Перед нами – некий мужчина в дорогой ушанке, читающий газету «Советский звук» - странное издание, где на развороте помещена плакатная комсомолка 1930-х с классическим «Не болтай!» Рядом – подросток, вызывающий у персонажа волну психопатической неприязни.



    Поскольку это клип, то картины мелькают с поразительной быстротой – вот кабинет следователя и решётки на окнах, а нас погружают в воспоминания. Выясняется, что лирический герой Тилля– серийный убийца, упорно мстивший своим бывшим одноклассникам. Александр Ревва в образе милицейского чина – ещё одна удивляющая находка. Следователь жёстко и смачно бьёт арестованного.

    Затем нас переносят в школьную рекреацию – в здание 1950-х годов с ампирными сводами. Тиль мощно орёт своё ‘Ich hasse Kinder’ и беснуется посреди пионеров, стоящих навытяжку, и будто бы желает их всех сожрать вместе с красными галстуками, синими тужурками и белыми фартучками. И вот нам являют симпатичного ребёнка – это главгерой в детстве. Он – жертва. Его обижают, бьют, запирают, оплёвывают, игнорируют.



    Пронеслись годы, и вот уже взрослый мужик устраивает экзекуции – сбрасывает бывших недругов в лестничный пролёт, разрезает бензопилой, взрывает машины, колет-режет внутренности, проламывает головы. Бюст Ленина плачет кровавыми слезами, как бы символизируя единственного святого в атеистическом государстве.

    Кто же этот мститель? Примерный семьянин и типовой хомо-советикус – чудесная жена (актриса Аглая Тарасова), детки, на стене – узнаваемый ковёр. Всё, как у людей. И такая развязка! Зал суда - советский герб крупным планом. Учитывая нормы тогдашнего УК, это расстрел. В общем, престарелый хулиган Тиль в очередной раз фраппировал своих поклонников и хейтеров. И даже равнодушных. Потому что выступил этаким адвокатом серийных убийц и маньяков – он создал рассказ о том, что жестокость всегда порождает ещё большую жестокость.

    Возникает вопрос: «При чём тут пионеры?»

  • Полностью текст - тут. Написан для газеты «Завтра».
  • Tags: 2020-е, Клипы, Неожиданный музон, Право, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “Право” Tag

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 19 comments

    Bestshebalin

    June 2 2021, 12:30:24 UTC 4 months ago

    • New comment
    потому что — пионеры это про жестокость.
    ну, их (нас) так растили. и такие примеры показывали. романтика жестокости. романтика необходимости жестокости.

    то, скажем, на чём вырос и сам Крапивин — и его персонажи. травля, бойкоты и вот это ощущение когда "весь мир идёт на меня войной".
    и желание — вернуться и отомстить. только если в "книгах" это описывается как торжество правды, но — на деле это обычно оборачивается банальной уголовщиной.

    в сущности — и персонаж этого клипа, и всем нам известный (а многими даже уважаемый) "брат" (из одноимённого фильма) — это всё те же "крапивинские мальчики" с их твёрдой уверенностью и жестокой правдой...

    Posts from This Journal “Право” Tag