Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Коня на скаку? Идите на фиг.

   ... Меня часто спрашивают, почему я люблю образы канувшего в Лету СССР? На этот вопрос я отвечу в следующий раз. Сегодня я хочу осветить несколько иную тему - что меня, как раз-таки, не устраивало в советской действительности?    По существу, два момента - "дружба народов" (я не хотела дружить с народами в силу своей природной необщительности) и - "место женщины в советском социуме".
    По первому вопросу я не слишком-то заморачивалась, а вот второй мне казался гораздо более серьёзным и едва не повлиял на мою личную жизнь.

   
...Я отчаянно не желала быть дерзновенной труженицей и одновременно - усердной жёнушкой / домохозяйкой. То есть Примерной Советской Женщиной, чей образ тиражировался всеми печатными изданиями СССР.  

   Мои детские и тинейджерские годы пришлись на так называемую "эпоху застоя" с последующей за ней Перестройкой.  К этому времени в нашем народе сложился устойчивый алгоритм дамского поведения: "Дом  => Работа  => Дом=>..." От женщины требовали все - и Государство (провозглашавшее не только право на труд, но и обязанность трудиться) и Общество (считавшее незамужнюю / бездетную женщину - социальным мусором).

   Кроме того, женщины не освобождались ни от "борьбы за мир", ни от "культмассовых мероприятий", ни от прочих бесполезных телодвижений, объединённых под совокупным названием "общественная работа". Короче говоря, советская фемина была обязана усердно трудиться, рожать детей и рисовать стенную газету: "Нет ядерной бомбе!"


Фото из журнала "Работница" за 1986 год.
Я это успела застать лично.

Немного из истории вопроса.

Когда-то очень давно, на заре Советской Власти, никто и не думал, что всё так скверно обернётся. Новая мораль не требовала от женщины ни домашних пирожков, ни новых варежек для свекрови. Напротив, женщину активно гнали с дымных кухонь - на производство. 

Идея так называемого "нового быта" полностью освобождала работницу от ведения домашнего хозяйства, предоставляя ей право самореализовываться. Было ли это правильно - так измываться над самой сутью женщины? Разумеется, нет. Но в лозунгах 20-х хотя бы чувствовалась логика: женщина работает на заводе, но не работает дома.



Женщина могла не связывать себя узами брака, не рожать детей, да и вообще, общаться с мужчинами только по работе или на маёвках...
Аборты были тоже разрешены (в силу отказа от строгой половой морали), что, разумеется,  подорвало здоровье целого поколения молодых девушек. 
Но вся эта "идиллия" в духе Утопий Томаса Мора и прочих ужасов господина де Сен-Симона разбилась о...крестьянский менталитет.
Дело в том, что именно в те годы из деревень хлынул, никем не сдерживаемый,  поток сельских жителей. Все они активно рвались в города, особенно в Москву и в Ленинград; заселяли общежития и коммуналки; женились на городских девчатах и оседали на новом месте...со своими представлениями о жизни. В деревне женщина в обязательном порядке трудится дома. То есть, приходя с фабрики, супруга бывшего пейзанина вставала к плите.

В результате, идея фабрик-кухонь, общественных столовых и прочих "домов пролетарского быта" изжила себя и нам в наследство остались только замызганные кулинарии, да ужасающие по ассортименту "диетические столовые". 

 

Со временем, и мораль советского человека претерпела важнейшие изменения: вернулись традиционные - исконные ценности, а отсутствие у невесты девственной плевы могло повлечь за собой скандал в благородном семействе. Женщины сталинской эпохи уже не рассекают по петроградским улицам в скрипучих кожанках, с папиросками в зубах и семечками - по карманам. Они женственны и статны, они одеты в развевающиеся приталенные платься по моде Art Deco, от них даже пахнет духами "Сирень" и "Ландыш"... Как и женщины Третьего Рейха, они созданы для построения крепких семей... Всё бы хорошо, но зачем-то эту прекрасную коммунистическую Афродиту снова понуждают маршировать в колоннах, "давать стране угля" и учиться по вечерам политграмоте!!!

Увы, и ах! В отличие от немецких фрау, наши дамы опять оставляют "на потом" семейные обеды, отдаваясь возвышенной стихии социалистического строительства. 
После войны, когда мужчин в стране осталось катастрофически мало, женщины ещё в большей степени стали привлекаться на различные (часто - тяжёлые и несовместимые с женской физиологией) работы. Постепенно происходило следующее - маскулинизация дам и...феминизация кавалеров, ибо одно без другого попросту немыслимо.



Постоянно ставился вопрос об "ещё большем раскрепощении женщины" по сравнению с Западом. Ибо, если в буржуазном мире фрау - мадам расрепощалась только тогда, когда хотела этого сама, то в СССР её раскрепощали в принудительном порядке. Что, разумеется, не снимало с неё обязанностей стирать мужу носки и читать сыну на ночь "Рассказы о Ленине".

Примерно до 1970-х годов мужчина тоже имел по дому многочисленные обязанности - стругал, забивал гвозди, таскал картошку с дачи и ремонтировал велосипед. Потом что-то "щёлкнуло" и советский мужчина резко сник. Причина этому проста - если бабы ВСЁ могут сами (во всяком случае, именно так оно представлялось обществу), то почему бы мужикам не полежать на диване?

 
На картинах 1960-х мужчины пока ещё похожи на мужчин...

Эта порочная тенденция подкреплялась кинематографическими образами. Из "ящика" на женщину смотрел "неброский, скромный, но ужасно милый недотёпа", которого ежедневно и еженощно спасали и вытаскивали (жалели, убеждали, побеждали) красивые сильные бабы в исполнении Гундаревой, Прокловой, Муравьёвой, Гурченко...

Меня удивляло только одно в этой ситуации - женщины совершенно безропотно принимали эту программу. Они с детства знали, что лет в 18 они с Васей поженятся, что после училища она пойдёт на комбинат, что жить она будет примерно 1 месяц в году, когда Вася будет вывозить её в Сочи, что... Другого попросту не бы-ва-ет!




О времени и о себе.

   После школы я пошла работать. Не потому что хотела поскорее стать trueвой комсомолкой, а потому что меня никто не стал больше содержать. На "межгороде",  где была 100%-ная женская "аудитория", мне довелось познакомиться с описываемым тут образом жизни. Устававшие, как каторжники, тётки после смены бежали по магазинам, а на выходные планировали "постирушку" или "мега-уборку". 
   Фраза: "Наконец-то вымою всю посуду."
Разумеется, что, насмотревшись на всю эту идиллию, я не спешила замуж, а если точнее - не собиралась вообще. Меня осуждали, говорили что-то о сладости половых сношений и прелести семейных ужинов в присутствии доброго свёкра. Не убедили.


Тип офисной леди начал потихонечку пробираться в наше сознание с конца 1980-х...

Я видела, во что после свадьбы превращаюся взрослые сёстры моих подруг. Я искренне верила, что после 40 лет наступает старость (глядя на тёток с межгорода). Я понимала, что нужно выбирать - или статус домохозяйки, или производственно-общественный аврал. Потому что я не двужильная лошадь и даже не Терминатор с запасными батарейками.


Замороженный хрен - это реально ТРУ, то есть, разумеется - TRUE.

...Кстати замуж я, всё-таки, вышла, но это было уже при капитализме.
 
Tags: Девочкам на заметку, СССР
Subscribe
Buy for 300 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 158 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →