Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Довоенная кинофантастика СССР

  • Все знают фильм «Аэлита» (1924), считающийся мировым шедевром – не из-за режиссуры и актёрского мастерства, а главным образом, благодаря дизайну и антуражу в стиле русского конструктивизма, почитаемого на Западе, как прорыв креативности. Однако советский синематограф межвоенной эпохи выдал ещё три фантастических фильма, о которых стали вспоминать лишь в начале 1980-х годов. Отмечалось, что для своего времени там были и сюжеты, и спецэффекты – на уровне!


  • Кадр из фильма «Луч смерти» (1925).

    1. «Луч смерти» (1925) – фильм снят корифеями советского кино – Львом Кулешовым и Всеволодом Пудовкиным. Это не просто фантастика, но политический детектив. В центре внимания – «луч смерти», изобретённый советским учёным. Налицо сходство с «Гиперболоидом инженера Гарина» Алексея Толстого, который написал роман в конце 1920-х, видимо, под влиянием этого фильма. Тогда весь мир бредил новыми видами оружия и массового поражения.


  • Постеры к фильму «Луч смерти» (1925).

    По сюжету агенты вражеской разведки (страна не указывается, это некий обобщённый буржуазный Запад, более всего напоминающий Англию) ...выкрадывают советский аппарат и с его помощью пытаются разгонять забастовки рабочих. Но торжествует социальная справедливость – пролетарии завладевают лучом и направляют его на своих угнетателей. Этот экспериментальный фильм не был принят ни критикой, ни зрителями.


  • Кадр из фильма «Луч смерти» (1925).

    В изначальном тексте «Двенадцати стульев» Илья Ильф и Евгений Петров высмеивали эту фабулу: «Они принялись писать оперу под «отличным интригующим» названием «Лучи смерти». Советский изобретатель изобрел луч смерти и запрятал чертежи в стул. И умер. Жена ничего не знала и распродала стулья. А фашисты узнали и стали разыскивать стулья. А комсомолец узнал про стулья и началась борьба». Сейчас эту вещь интересно смотреть, как памятник эпохе.


  • Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935).

    2. «Гибель сенсации» (1935) – ещё одна история, связанная с ужасами и язвами буржуазного общества. Действие происходит в англоязычной стране. Учёный Джим Рипль создаёт роботов, способных заменить рабочих. Наивный технарь полагает, что в этом случае товары подешевеют и жить станет лучше, веселее и сытнее. Да, снят фильм по повести Владимира Владко «Ідуть роботарі» - украинского журналиста, писателя, а впоследствии - главного редактора киевской «Литературной газеты».


  • Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935).

    После Карела Чапека с его пугающе-красивой идеей роботов, начался вал робото-фантастики. Но вернёмся к «Гибели сенсации». Джим управляет своими чудовищами …при помощи игры на саксофоне. Потрясающе и страшно снят фрагмент грандиозного джаз-танца ожившего, безмозглого железа. Это и сейчас выглядит жутковато, а тогда это вызвало шок. Однако злые буржуи смекнули, что можно перебить работяг и оставить человеко-машин. Но для начала можно сделать из железных парней своих прислужников.



    Джим, ужаснувшись тому, куда уводят мечты, пытается воспрепятствовать походу гигантских робокопов против забастовщиков, но погибает – машины не слушаются его команд. Но умные пролетарии находят способ перехватить управление роботами. Опять же красивая сцена «пожирания» роботами врагов человечества - капиталистов и офицеров. Несмотря на разницу в декорациях, тут примерно тот же смысл, что в «Луче смерти» - наши берут верх над гадами при помощи великого изобретения.

  • И ещё один...
  • Tags: 1920-е, 1930-е, Кино, Ретрофутуризм, Фантастика
    Subscribe

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 9 comments