
Шли годы. Я прочитала «Гиперболоид…» Алексея Толстого – потрясающую историю, настоянную на типичных грёзах межвоенного периода – мировое господство, разделение на расы, волшебное оружие, страх и надежда. В 1920-е любили пугать этаким не_светлым будущим – технократы загонят вас (и нас, и всех) в ещё большее рабство, чем было в античные эпохи. При этом, они станут и сами рабами своих чудовищных изобретений.
Большую же часть населения Гарин собирался и вовсе избавить от земного существования, иначе говоря, убрать: «Впечатление ужасов очистки земли от лишнего населения сгладится очень скоро. Зато какие перспективы для гения! Земля превращается в райский сад. Рождение регулируется. Производится отбор лучших. Борьбы за существование нет. Вырабатывается красивая и утонченная раса - новые органы мышления и чувств».

Идеи, продвигаемые Третьим Рейхом и поставленные ему в вину на Нюрнбергском процессе, витали задолго до того, как задымили печи Освенцима и даже до того, как родился Гитлер. Австрийский недо-художник – скромный ученик британских теоретиков. Это – евгеника викторианской эры, английская мечта. К 1920-м годам это сделалось модой среди учёных, и среди русских - тоже. Напомню, что наш любимый профессор Преображенский тоже занимался евгеникой, о чём прямо и говорит.
В книге, которую я перечитывала и в юности, и в зрелые лета, меня всегда интересовала тема Золотого Острова. Сладкие мечты высокомерной прелестницы Зои Монроз, будущей владычицы благоуханно-кристального чертога посреди brave new world: «Наяву и во сне чудились какие-то дивные острова, мраморные дворцы, уходящие лестницами в океан... Толпы красивых людей, музыка, вьющиеся флаги, и она повелительница этого фантастического мира...».

Теперь вспоминаем фильм – никакого Золотого Острова! А ведь это – квинтэссенция повествования. Да. В СССР из-за нелюбви цензуры к трюкачеству и фантазиям, часто снимали «философские притчи» там, где замышлялись головокружительные приключения, однако, надо быть Андреем Тарковским, чтобы это получилось шедевром и не раздражало, тогда как Леонид Квинихидзе – создатель волшебных мюзиклов «Небесные ласточки» (1976) и «Соломенная шляпка» (1974) создал унылую ретро-композицию с потугами на философствование.
Journal information