Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:
  • Mood:
  • Music:

Славянское язычество в Галантном Веке.



  Попробуйте угадать, кто изображён на картине. Хотя бы время и место. Ни за что не догадаетесь, потому что картина называется "Возвращение Святослава" (а если точнее - "Великий князь Святослав Игоревич, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев" ) , написанная русским историческим художником Иваном Акимовым в 1773 году.
   ...В царствование Елизаветы Петровны впервые в русском обществе возник интерес к дохристианской Руси  и к языческой традиции. Русь, поклонявшаяся идолам, перестала восприниматься, как "позорная страница" в истории страны. Более того, увлекаться этим периодом сделалось bon ton при дворе и в образованном обществе в целом, а Русь Гостомысла и Рюрика заслужила "звание" русской античности
  Причиной этому было желание русских интеллектуалов противопоставить свою богатую традицию навязанному (по существу) наследию Эллады и Рима. Начав работу в этом направлении, учёные ужаснулись скудости материалов по языческой истории Руси. Дошло до того, что академики стали сами реконструировать славянский пантеон, используя ...древнегреческий образец. 

 
Немного о Ломоносове. По воспоминаниям современников, "наше всё" совершенно не напоминал ту милую толстушку, которую мы знаем по учебнику химии. Это был высокий, физически сильный человек с тяжёлым подбородком и небольшими глазами, напоминающими льдинки. При создании фильма "Михайло Ломоносов", авторы использовали именно это описание.
М.В.Ломоносов был русским патриотом и всячески боролся с так называемым "норманизмом" в исторической науке. Ломоносову казалось, что немецкие учёные унижают Русь своими нацистскими выходками, а его покровитель граф Шувалов имел такое же мнение по данному вопросу.Причём, зачастую Михайло Васильич (мужчина видный и эмоциональный) не ограничивался словесными доводами и устраивал в стенах Академии мордобитие.

Кстати первым русским учёным, сделавшим описание находок с острова Рюген, был М.В.Ломоносов в "Древней Российской истории": "Святовид на острове Ругене вырезан был на дерева о четырех лицах, в коротком платье, стоял в капище, в левой руке держал лук, в правой рог с вином; на бедре превеликий меч в серебряных ножнах. При нем висело седло и узда величины чрезвычайной. Четыре лица, как кажется, значили четыре части года. Именем сего идола давал жрец ответы." 

***

 
Слева - А.П. Сумароков.
Справа - иллюстрация к его пьесе "Хорев".


Александр Сумароков. "Синав и Трувор".
Гостомысл в награду за избавление "Града Россов" от смуты, передаёт свою власть князю Синаву.  Помимо передачи властных полномочий, Гостомысл обещает в жёны Синаву свою дочь - Ильмену (нечто среднее между названием "Ильмень" и античной Исменой). Однако девушка любит другого - Трувора, брата Синава...
...Все персонажи довольно активно страдают, мучаясь выбором между счастием и долгом, причём, последний понимается ими в каком-то сугубо самурайском смысле. Синав велит своему брату покинуть Новгород, после чего Трувор предлагает Ильмене бежать с ним. Однако девушка, искренне верящая в то, что живут не для радости, а для совести, отказывает своему возлюбленному. Он уходит пешком из города, чтобы на берегу Волхова заколоть себя мечём. Исполнив волю отца, Ильмена тоже закалывается, причём на глазах у отца. Синав, узнав об этих трагических событиях, тоже пытается порешить себя, причём почему-то шпагой. Однако Гостомысл и воины предотвращают очередное самоубийство. Герои пьесы - люди долга, а кто будет усмирять чернь в случае гибели Синава? 


Так это видели в XVIII веке. Кликабелельно. 

Яков Княжнин. "Вадим Новгородский".
Конунг Вадим возвращается с войны. Однако на полпути к Новгороду он узнаёт, что власть в родном городе захватил тиран Рюрик. Вадим - сторонник демократии - движим идеей скинуть с престола новоявленного монарха. Но к ужасу своему Вадим обнаруживает, что дочь его, Рамида, влюблена в монарха и собирается за него замуж. Тогда конунг обещает свою дочь тому воину, который отличится при свержении Рюрика. Однако один из приближённых Вадима выдаёт Рюрику все планы по свержению. Таким образом, мятеж конунга подавлен, хотя Рюрик и проявлет милосердие к своему несостоявшемуся тестю. Но всё опять закончилось суицидальной поножовшиной - Рамида закололась (не вынеся поражения отца), а Вадим тоже не возжелал быть рабом Рюрика. Так что Рюрик остался "повелителем Севера", но страдать от этого не перестал.
Примечание: трагедия Я.Княжнина  была своеобразным ответом на пьесу самой Екатерины II "Историческое представление из жизни Рурика".


В.Сазонов "Встреча Игоря и Ольги".
Кликабельно.


А.П. Сумароков. "Хорев".
Власть в Киеве захватили братья-узурпаторы  - Кий и Хорев, причём они держат в качестве заложницы дочь свергнутого князя - Оснельду. И пока прогнанный князь собирает войска для реванша, Хорев и Оснельда начинают питать друг к другу трепетные чувства. Кий отправляет Хорева добивать бывшего князя, тогда как Кий начинает терзаться сомнениями - а не примкнёт ли брат к войску противника? В общем, опять вся страдают - от любви, от жалости к папе, от подозрений, от клеветы и прочих бытовых неурядиц. Разумеется, влюблённые опять порешили сами себя, оставив Кия страдать до конца дней.

...Вам, наверное, показалось, что в России "галантного века" процветали суицидальные настроения? Нет, не так. Потому что таков был канон трагедий классицизма - все живут ради долга и страстно желают самоупраздниться ради каких-нибудь "высших соображений".


И.Акимов "Ниспровержение Перуна новгородцами". Показано, как трагедия, а не как радостное мероприятие.
Кликабельно. 

Интересно: в честь взятия русскими войсками Берлина в Петербурге был устроен праздник с фейерверком - "Перунов Триумф", в котором, разумеется, Ломоносов славил Елизавету Петровну: "Разит перуном вниз своим, Гоня противности с бедами". Под "Перуном" подразумевалась молния, послушная императрице, а под противностями, разумеется, потомок Одина, Фридрих Великий.

Интерес к языческим традициям и дохристианскому периоду не только не "увял", но и укрепился в русском обществе при Екатерине Великой: может весь её "патриотизм" был казённым, а кому от этого стало хуже?
Никому.


А.Лосенко "Владимир и Рогнеда".
Tags: XVIII век, Галантный Век, Язычество
Subscribe
Buy for 300 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →