Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Music:

"Стильный галстук мой..." Похвальное слово стилягам.


Стильно одетые молодые люди. Начало 1950-х.
Внимание! Все картинки в данном постинге - кликабельны!

Их называли "плесенью" и "мусором". Их выгоняли из ВУЗов за ношение американских штанов и "неуставные" танцы. Им говорили, что они - враги советской власти наравне с вредителями и ворами. А они не были против советской власти, они были целиком аполитичны и просто хотели жить, как им нравится.


"Стильный галстук мой..."
Галстуки стиляг. Взято с сайта http://www.schkura.ru/


Итак, если уж по-научному, то Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.



Кадры из фильма "Серенада Солнечной Долины".

Считается, что основной причиной появления субкультуры стиляг явилась психологическая защита определённой части молодёжи от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью кино-мира, запечатленного в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан»,«Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.


Слева - Карикатура.
Справа - Предметы роскоши. Взято с сайта http://www.schkura.ru/


Кроме того, вернувшиеся из Европы, победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти, вышедшие из моды, предметы и стали основой для создания гардероба первых стиляг.

Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.


Стиляги. Середина 1950-х.

***

Установить, когда возник этот термин, невозможно, однако, существует мнение, что он пришел из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно, термин переносится на самого исполнителя — «стиляга».

«Стиляга» — это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).


-Слева - молодые люди, одетые в так называемом "американском стиле".
-В центре - стиляги, рассматривающие витрины.
-Справа - стильно и дорого одетый молодой человек.


В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил»(№7) появился фельетон Д.Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался вечер в студенческом клубе, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пестрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов.

Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.


-Слева - модно одетый артист И.Дмитриев. Конец 1940-х гг.
-Справа - студент-джазмен. 1950 гг.


Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с америкнского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях».


-Слева - стиляга образца 1940-х гг.
-Рядом - журналы мод 1940-х гг.


Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д.Г. Беляева:
«В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки...»

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук – «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик – тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты».


Американские игральные карты 1950-х гг.

В качестве обуви в среде стиляг приветствовались ботинки на высокой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности.

Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль pin up), редкие в то время авторучки.


Коктейль-холл.

***

Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже подпадали под определение «безродных космополитов» : в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством перед Западом».


-Слева - реклама московского Коктейль-Холла.
-Справа - карикатура.


Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».


Картинки из "западных" журналов 1940-1950-х гг.
Справа - 'Playboy'.


На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники (добровольные помощники милиции), а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья.

Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительноти.


Карикатуры на стиляг.

Стилягам было важно не только выделить себя из толпы при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот слэнг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг:

Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне — Тверская). Там же располагался знаменитый Коктейль-Холл (культовое место московских стиляг).
В Ленинграде Бродвеем был Невский проспект, в Баку — улица Торговая. Свои «Бродвеи» были в каждом городе или даже — городском районе.

Чувак — молодой человек.
Чувиха (чува) — девушка.

Хилять — ходить, фланировать.

Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть - себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду».

Чуча — песня из культового фильма «Серенада Солнечной Долины» («Chattanooga Choo-Choo...»)


Жвачка, Кока - Кола - символы "западной" жизни.

***

А что же произошло потом? Потом пришли романтические шестидесятые, за ними - циничные семидесятые. Партийных и комсомольских деятелей всё меньше и меньше раздражали танцующие люди в цветных пиджаках.

...А в середине восьмидесятых вдруг возникла кратковременная мода на "ретро-стиль", который диктовала группа "Браво" с её романтизированным представлением о стилягах. Нет. Не так. С романтизированным представлением о той эпохе, в которую жили стиляги. Потому что очень уж много в песнях группы "Браво" солнца, синего неба и некой совершенно недосягаемой dolce vita...

Tags: 1940, 1950, История моды, СССР, Стиляги
Subscribe
Buy for 300 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →