Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

А была ли "пролетарская культура" в пролетарском государстве? Аристократический шик эпохи Сталина.

  • ...СССР, как известно, был пролетарским государством, и первые 15 лет внешние формы выражения этой идеи были соотвествующими. Как то - аскетичные (но стильные) "коробки" рабочих клубов, тарелки с трактористами, спектакли-митинги театра "Синяя блуза" и прочие ПРОУНы и ИНХУКи при ВХУТЕМАСе. Пролетариат под руководством купеческих детей - братьев Весниных и поповского сына - Ильи Голосова активно искал себя в искусстве.


  • Слева - фарфор "Крепи колхоз".
  • Справа - композиция Я.Чернихова.

    Слова из "Интернационала" - "до основанья, а затем...!" были понимаемы буквально. Доходило до того, что иные деятели требовали "отмены" всей дворянско-буржуйской культуры и создания своей - с нуля. В результате возникали шедевры, наподобие Летающих Городов Георгия Крутикова или футуристической "производственной одежды" Варвары Степановой.


  • Слева - ткань "Фабрика".
  • Справа - конструктивизм.

    "Искусство ради искусства" было объявлено буржуазным (салонным, упадническим, вражеским, ну и просто - бесполезным). Некоторые мечтатели утверждали, что не пройдёт и 20 лет, как бессмысленная мазня Рафаэля и Репина окажется забыта и станет предметом изучения отдельных академиков.


  • Раритет - пролетарские шахматы.

    Но потом что-то "щёлкнуло" и пролетарский задор уступил место привычному академизму.
    Культура в советской России стала сугубо аристократической...

    Вы замечали когда-нибудь, что в СССР после 1934 (по некоторым данным - уже после 1932) года пестовались образцы сугубо аристократической, дворянской культуры предшествующих веков, тогда как истинно "пролетарские" формы стали именоваться "формализмом", "буржуазным упадничеством" и "музыкой толстых"?


  • Слева - А.Бенуа "Прогулка короля" Нач. XX в.
  • Справа - Н.Крымов. Утро в ЦПКиО им. Горького 1937 г.

    Существует 1001 мнение, почему всё-таки советское искусство, образование, да и мировосприятие "скакнули обратно". Вот некоторые из них:

  • От комплекса неполноценности. Потому что поняли, что "чумазый играть не может" и "синеблузные" конструктивистские навороты ни за что не заменят ренессансных портьер в традиционном "Гамлете", так что давай-ко, Вася, заканчивай свои мистерии-речёвки и учи, 'в чём the question'. Но! Существует и обратное мнение!


  • Слева - К.Сомов "Фейерверк" Нач. XX в.
  • Справа - М.Марков-Гринберг. Народные гуляния. 1950-е гг.

  • От сознания превосходства. Мол, мы их победили, а теперь воспользовались их же художествами, книжками и танцами. И создали свои такие же: эпопеи - в духе "Войны и мира", балеты - в лучших традициях Петипа, станции метро - на зависть Луи ле Во и Растрелли. "Чумазый" играть может не хуже, а даже - лучше.

  • ...Ибо любой радикализм в духе "возьмём и разрушим всё!" никогда не был продолжительным из-за изначальной тупиковости идеи, поэтому революционный стиль жизни хорош поначалу, а потом - всё равно природа возьмёт своё.


  • Слева - Кинотеатр "Победа".
  • Справа - Дворец в Останкино. Конец XVIII в.

  • Имперская идея подменила (вернее, победила) идею мировой революции, а имперскую идею может "обслуживать" только классицизм (с элементами барокко), но никак не ПРОУНы.


  • Проектируя станции Метро, сталинские архитекторы оглядывались не на скучные "андеграунды" европейских столиц, а на Малый Трианон (слева) и прочие королевские гнёзда.

  • Интересная мысль была высказана в одном учебнике по истории архитектуры: "Для русского человека авторитетом привычного обладала традиционность. Особую привлекательность получила парадигма дворца, противопоставленная бедной обыденности. Дворец воспринимался, как воплощение победы и обладания властью."

    ...Далее автор приводит "знаки-символы", существенные для восприятия русского человека: классическая колоннада дворянской усадьбы, купол храма, такие атрибуты дворцовости, как монументальность и симметричность.


  • Искупаться в прудах ЦПКИо советский человек не мог, зато у него тоже были боскеты и ротонда.

  • Носителями культуры в предвоенный и частично - в послевоенный период, в основном, были всё-таки представители поверженного класса (несмотря на). Большая часть архитекторов, художников, литераторов происходила из дворянско-разночинной среды. Столбовой дворянин пишет гимн СССР, графиня Орлова - главная кинозвезда. Устав от пафоса красных буквиц ЛЕФа, интеллигенция вернулась "к себе домой".

    ***


  • Слева - Школьники сталинской России.
  • Справа - Гимназистка. Нач. XX в.

    Когда-то давно, на заре Советской Власти, была провозглашена свобода ученика от диктата старой школы. Отмена ученической формы, введение самоуправления, эксперименты с школьной программой не дали ничего, кроме хаоса. И тогда на смену "школьной вольнице" пришла, вернее, вернулась старая гимназическая традиция - со всеми её плюсами и минусами.


  • Слева и посередине - советские школьники.
  • Справа - Гимназист.

    Воспитание по-сталински точно копировало царскую систему образования. Классно-урочная схема, беспрекословный авторитет учителя, марксизм вместо Закона Божия и крахмальные переднички. Девочки в коричневых платьицах, с непременными косами, целомудренные и честные. Гимназистки румяные. Аристократки духа.

    Выпускные балы (именно так!) выглядели как первый бал Наташи Ростовой с непременным вальсом.


  • Слева - советские девочки.
  • Справа и посередине - гимназистки.

    Человеку с детства прививались чисто дворянские добродетели - верность долгу и слову, честь, совестливость, сострадание (например, к героям "Хижины дяди Тома"), беззаветное служение Отечеству. Буржуазные "позитивы", вроде предприимчивости, сметливости и хитрости считались пороками, а иногда (когда их обладателей всё-таки ловили) наказывались в уголовном порядке. Советский человек воспитавался на музыке, оплаченной курфюрстами и шедеврах, созданных по заказу клана Медичи.


  • Застывшие в реверансе пионерка и синьора (с картины Д.Б.Тьеполо).

    Знаете ли Вы, что первые Дворцы Пионеров размещались в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах аристократии, конфискованных после революции, таких как Аничков дворец в Ленинграде, Дворянское собрание в Харькове (первый в СССР), Воронцовский дворец (Одесса).


  • Надо ли говорить о том, что скаутинг и пионерское движение имели слишком много общего?

    ***

    Отдельного упоминания заслуживает дача. Первые дачи появились в России еще в эпоху Петра I. Изначально это были усадьбы под Петербургом, которые царь даровал своим приближенным за заслуги перед государством. Тогда же и вошло в обиход слово "дача" - производное от глагола "давать". К концу XIX века дача сделалась "культовым" явлением в России... Изящные дамы, сидя в соломенных креслах, пели романсы, на веранде - самовар, в воздухе - гроза.


  • Дача carolinknekt

    В самом начале Сталинской эпохи личные дачи полагались лишь высшему Советскому руководству, известным ученым, деятелям искусств, особо отличившимся стахановцам. Впоследствии власти разрешили создавать так называемые садоводческие товарищества, при этом жестко регламентируя размеры дачных построек.

    Жилая площадь дачного домика не могла превышать тридцати квадратных метров. Но всё равно - у простых трудящихся появилась вполне аристократическая привычка - проводить отпуск на даче (то, что дача для многих стала каторгой, не меняет сути явления).

    В царской России престижными направлениями считались Ярославское и Нижегородское, отчасти - Киевское. В сталинскую эпоху особое значение приобетает западное направление (Жаворонки и т.д.)

    ***


  • Произведения К.Сомова и...отрывок из повести А.Гайдара.

    "Музыка играла все громче и громче. Было еще светло, и с берега пускали разноцветные дымовые ракеты. Пахло водой, смолой, порохом и цветами. Какие-то монахи, рыцари, орлы, стрекозы, бабочки со смехом проносились мимо...
    Вдруг - вся в черном и в золотых звездах - вылетела из-за сиреневого
    куста девчонка. Не заметив меня, она быстро наклонилась, поправляя резинку высокого чулка; полумаска соскользнула ей на губы.
    ...Мы обшарили почти весь сад. Мы взбирались на цветущие холмы,
    спускались в зеленые овраги, бродили меж густых деревьев и натыкались на старинные замки. Вдруг свет погас, померкли луна и звезды, потому что ударил залп и тысяча стремительных ракет умчалась и затанцевала в небе."


    ***


  • Слева - Театр в Останкино. Конец XVIII в.
  • Справа - Сценография к балету "Золушка". 1945 г.

    В литературе, в кинематографе, в архитектуре, отчасти - в живописи царил незыблемый классицизм, названный по ошибке "социалистическим реализмом".

    Классицизм - художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.

    Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма.

    ***

    В живописи иной раз проскальзывали барочные мотивы - праздники урожая не могли обойтись без фламандской эстетики.


  • Барочная избыточность на картинах К.Пластова и П.Рубенса.

    ***

    Но не всё же советскому зрителю наблюдать античные подвиги идеальных коммунистов! Развлекательный жанр в сталинском СССР тоже заслуживает внимания. К примеру, жанр пасторали, который был возрождён в советской культуре со всем размахом.

    Пастораль - это изображение любви пастушков и пастушек (или просто - сельских жителей) на фоне идиллически-прекрасной природы. В схему пасторального действа полностью вписывается кинокомедия "Свинарка и пастух". Близки к жанру и такие шедевры, как "Кубанские казаки", "Трактористы", "Свадьба с приданым"...

    И заметьте - всё это на фоне полнейшего официального неприятия картин коммуниста-антифашиста Пикассо, гонений на музыку угнетённых негров, подмену подлинно-крестьянской культуры позорным стилем "а-ля рюсс", который изобрела Екатерина II...! Ужас какой-то. Собственно говоря, и не рюсс это был, а что-то ещё. Так, царевны во всех сказках носят головной убор 'french hood'.


  • Слева - Василиса Прекрасная.
  • Справа - кадр из фильма про Генриха VIII.

    Так что никакого пролеткульта - я б сказала, то был
    КРАСНЫЙ МАНЬЕРИЗМ.


  • Tags: История моды, Приколы, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 99 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →