Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

О классовой сущности Василисы Прекрасной.

В прошлый раз я писала о том, что, по существу, в пролетарском государстве не было пролетарской культуры.
Сегодня у меня обратная задача - я расскажу, как при помощи...детских киносказок в сталинской России проводилось воспитание "классового чутья".
...Мы часто обвиняем Голливуд за то, что деятели фабрики грёз так перекраивают сюжет оригинала, что его уже почти невозможно узнать.
В Америке всё делается в угоду карману, в СССР - в дидактических целях.
В результате мы имеем самостоятельные шедевры, как бы два варианта одного и того же сюжета - "Золушку" Перро и "Золушку" Шварца и Кошеверовой, "Конька-Горбунка" Ершова и советский вариант в трактровке Роу и Швейцера.
Таким образом, есть основание говорить о жанре
советской народной сказки.

  • Кадры из фильмов "Золушка" и "Василиса Прекрасная".

    Внимание! Под lj-cutом много цинизма, то есть персонального IMHO.



  • Василиса Прекрасная. 1939.

    По сюжету сказка ближе всего к "Царевне-Лягушке", но разве можно было оставить слово "царевна" в названии советского фильма? И, собственно, с какой стати - царевна? Василису в порядке перековки срочно сделали "крестьянской дочерью". Да и бывшего царя-батюшку, как известно, пославшего своих сыновей искать невест, тут же превратили в беднейшего (а потому - сознательнейшего) крестьянина. Если Вы помните, жилище бывшего царя, а ныне - трудящегося, держалось на честном слове и на одном столбе, а кушали братья-нецаревичи тоже, отнюдь, не бланманже.



    Но самое интересное заключается, как Вы понимаете, в том, что эти замечательные пейзане берут себе в жёны...дворянскую и купеческую дочь. Причём, обе барышни взяты в хибару на испытательный срок. Мол, это дико круто - жить с немытыми мужиками в разваливающемся "chalet" и по ночам вязать снопы! Разумеется, всю эту работу удаётся выполнить Лягушке, которая в идеале была, как мы помним, Царевной.



    Особый интерес представляет дворянская дочь - она одета в готичную рванину, по виду, в стиле бургундской моды XV века. Приезжает на "убитой" тачке во всём своём бургундском секонд-хэнде...


  • Одна из девушек, явно, "готка".

    Но в целом, если не задаваться вопросом - зачем всем этим женщинам понадобились такие мужики и при такой жилплощади, то фильм, разумеется, смотрится на "ура" и вообще - спецэффекты получше первого "Кинг-Конга".

    ***

  • Золушка. 1947.

    Самая красивая киносказка сталинского периода, близкая по ощущениям к фильму Жана Кокто "Красавица и Чудовище" 1946 года. Но если фильм знаменитого француза - это только эстетичная картинка с романтическим привкусом, то русская Золушка - это ещё и энциклопедия советской жизни...



    ...Сказка Шарля Перро начинается следующим образом: Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой высокомерной женщине, какой никто и никогда и не видывал. Знатный, понимаете? Не знатный комбайнёр или, скажем, оленевод, а просто - знатный. Маркиз или что-нибудь в том же роде. Никому почему-то не приходит в голову, что героиня Перро не была "родом из народа" и её свадьба с Принцем - не есть что-то удивительное.



    В советском варианте предлагается Лесничий, которого тиранят Мачеха и её дочки. В этой сказке уже появляется Король-интеллигент и его сын-Принц - наивный, робкий и не стиляга. Правда, Король тяготится своим статусом (кидается короной и грозится уйти в монатырь), а Принц пускает самолётики, но это - частности (настоящие-то короли такое творили!!! Не к столу будет сказано...)



    Как и в "Василисе Прекрасной", представители высших сословий ни во что не ставят свою знатность и мечтают породниться с теми, кто попроще: "Если вы бедная, незнатная девушка, то я только обрадуюсь этому". Принц не лукавит: лучшие девушки у нас - из ткачих и доярок, а, если учесть, что Золушка даже на бал принесла иголку с ниткой, то Принцу крупно повезло. Гораздо больше, чем Золушке - с ним.



    Истинной мещанкой (в советском значении этого слова) выступает Мачеха - Раневская. Она хвалится своими полезными знакомствами, а в отношениях с мужем-лесником действет по принципу: "Муля, не нервируй меня!"
    Весьма примечательна фраза, сказанная Мачехой Королю: "А ещё корону надел!" Эта фраза, взятая целиком из тогдашнего обихода, звучала немного иначе: "А ещё шляпу надел!" Адресовывалась она интеллигентам и начальникам, ибо считалось, что только они носят шляпы.


  • Слева - работа над декорациями.

    ***

  • Новый Гулливер. 1935.

    Самый парадоксальный фильм сталинского периода. В нём авторы умудрились скрестить всё, что можно и нельзя скрещивать - пионерское лето в "Артеке", Англию начала XVIII века и классовую борьбу пролетариата.



    Пионер Петя, обчитавшись книгой Джонатана Свифта, засыпает и оказывается в странном обществе - в нём парадоксальным образом соседствуют вельможи в напудренных париках и джазовый коллектив с хитом "Моя лиллипуточка", грузовики с полицией и парусный флот, а также - угнетённые пролетарии, проживающие в каком-то "Метрополисе". Во всём этом фьюжне остро ощущается отсутствие фашистов, которые были бы тут весьма кстати.



    Таким образом, произведение Свифта, бывшее когда-то (на заре демократии), политической сатирой, превратилось в изумительный фарс о победе мировой революции - мальчик Петя помогает пролетарским лиллипутам сбросить своих "угнетателей" с их париками-аллонжами и пошлейшим джаз-бандом.



    "Новый Гулливер" - первый в мировой кинематографии полнометражный фильм, созданный средствами объемной мультипликации с невероятными по тем временам комбинированными съемками, сочетанием игрового и кукольного кино. В картине задействовано 1500 кукол.

  • Статья с сайта канала "Культура" о фильме.

    ***

  • По щучьему велению. 1938.



    Со сказкой про Емелю советским кинематографистам крупно повезло - им не надо было превращать боярина или маркиза - в деревенского дурака, ибо дурак уже был в оригинале. Напротив, из хитрож*пого дурня русских сказок советский Емеля превратился в единственную опору престарелой матери. Разумеется, что Царевна Несмеяна, устав от беспросвета царских застенков хором, бежит с Емелей на его авто-печке в родной Емелин колхоз...



    ***

  • Кащей Бессмертный. 1944.

    Фильм, снятый по мотивам русских народных сказок и советского агитпропа, был приурочен к победе...над фашизмом. Кащей тут выступает не просто в качестве отдельно стоящего злодея - у него в подчинении целая орда, при помощи которой он захватывает некий славянский вольный город.



    Во главе вольного города стоит некая дама Марья Моревна - без признаков какого бы то ни было статуса. Ну, будем читать, что это Мать Отечества (как Екатерина Вторая). К ней все сватаются, а она задаёт всем загадку: "Что самое дорогое на земле?" Ответ очевиден для любого советского ребёнка - Родина.



    В процессе своей борьбы с Кащеем, главный богатырь Никита освобождает красивого восточного мужчину (с лицом и манерами Макса Линдера). Это следовало понимать, как помощь отсталым народам в борьбе против колониального владычества.

    Ну, в конечном итоге, богатырь убивает Кащея и женится на своей Марье, чего и следовало ожидать.

    Но что интересно - идеологии больше нет, а фильм смотреть можно.

    ***

  • Конёк Горбунок 1941.



    От первоначальной затеи П.Ершова советские кинематографисты оставили очень мало - общую канву, да и её основательно покоцали. Так, Царь-Девицу привычно лишили короны и превратили в некую Зарю-Заряницу. К тому же основательно поработали над образом. Помните, у Ершова - "А ножонка-то, ножонка! Тьфу ты! словно у цыпленка!" В обществе, где женщина - коня на скаку и 110 сверх плана, такая ножонка просто не может существовать, как факт. Заря-Заряница в фильме довольно упитанная барышня с плакатными статями... Зато и в оригинале, и в фильме Царь - сволочь и это не могло не радовать.

    ***

    Ну, вот , в процессе ворчания, у меня возник вывод. Советскую идеологию ("плохую" или "хорошую" - не суть) нашли возможным вплести в контекст сказки и получить самостоятельный шедевр. Их и теперь крутят по всем каналам.
    В настоящее время у нас нет российского детского кино. Тем более - нет сказок. Ужасающие экземпляры, типа мультов "Незнайка на Луне" или продолжения "Бременских музыкантов", разумеется, не в счёт....

  • Tags: Кино, Приколы, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 157 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →