Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

  • Mood:
  • Music:

Предвкушение войны.


  • C плакатов призывали к обороне...

    В прессе, на телевидении и в ЖЖ часто ведутся споры на тему -
    "А был ли СССР готов к войне?" А если был, то к какой именно - к оборонительной или к наступательной? Я не берусь отстаивать какую-либу точку зрения, ибо "высокая политика" - не мой жанр. Я люблю картины быта - мне они говорят о большем, нежели заумные тексты маститых учёных. (Да простят меня умные люди!)


  • Обратите внимание на определение фильма - "оборонный"...


    В книгах, фильмах и фотографиях 1930-х явственно ощущается тревога. Даже в самых весёлых кинокомедиях - предгрозовое ощущение. Наиболее полно это отражено в книгах Аркадия Гайдара. Он - создатель эстетики предвкушения войны.

    В обычном описании Москвы в книге "Военная тайна" есть какое-то странное - радостное и при этом - гнетущее чувство: "Был час, когда люди возвращались с работы. Неумолчно гремели грузовики и трамваи. Но все это нравилось Натке - и людской поток, и пыльные желтые автобусы, и звенящие трамваи, которые то сходились, то разбегались своими путаными дорогами к каким-то далеким и неизвестным ей окраинам: к Дангауэровке, к Дорогомиловке, к Сокольникам, к Тюфелевой и Марьиной рощам и еще и еще куда-то...


  • Слева - Дангауэровская слобода, справа - район Дорогомиловки (там, рядом). Нач.1940-х годов.

    ...Погода менялась. Дул ветер, и с горизонта надвигались стремительные, тяжелые облака. Натка долго смотрела, как они сходятся, чернеют, потом движутся вместе и в то же время как бы скользят одно сквозь другое, упрямо собираясь в грозовые тучи."

    Когда смотришь на эти фотографии, кажется что сейчас далеко, за домами, на окраине города начнёт полыхать пожар...


  • Слева - значок участника парада физкультурников.
  • Справа - значок "Готов к труду и обороне".

    ...Два фильма - "Если завтра война" и "Моряки", созданные в конце 1930-х, по сути, об одном и том же - мирную советскую жизнь нарушают империалисты. Но, поскольку, от Тайги до Британских морей сильнее всех сами знаете, КТО, то и результат короткой и победоносной войны предсказуем с первых же кадров.

    "Если завтра война, если завтра - в поход, будь сегодня к походу готов!" - пела вся страна. И, спев, тут же подхватывала другое:
    "Гремя огнем, сверкая блеском стали
    Пойдут машины в яростный поход,
    Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
    И первый маршал в бой нас поведет!"


    Тут уже не гипотетическое "если", а вполне прогнозируемое "когда". Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин? Ну, когда же?!
    ...Человек так устроен, что коли ему постоянно что-нибудь повторять, он в это начинает верить - на этом свойстве человеческого восприятия и построена вся реклама. Таким образом, агитпроп 1920-1930-х гг. сделал отличную рекламу войны. Все знали, что война будет, и что мы в ней обязательно победим.

    "Мы войны не хотим, но себя защитим-
    Оборону крепим мы недаром.
    И на вражьей земле мы врага разгромим
    Малой кровью, могучим ударом!"


  • Фильм "Моряки" можно посмотреть тут.
    Выложил svoloch77.


  • Дети довоенной поры.

    В обиходе советского человека появлялись словосочетания, которые было невозможно игнорировать - парад (а не праздник или, скажем, шоу) физкультурников, "Готов к труду и обороне!", "Ворошиловский стрелок". Человек с самого раннего детства уяснял для себя неотвратимость грядущей Большой Войны. В моде военные - лётчики (особенно - полярные), моряки, пограничники. Никакой учёный и тем паче - бухгалтер (смешно даже) не мог тягаться с мужчиной в форме.


  • Слева - Лётчик Анатолий Серов.

    Более чем парадоксально выглядит ситуация из рассказа "Голубая чашка":
    "И как раз, когда собирались мы втроем идти гулять, пришел к Марусе ее товарищ - полярный летчик. Они долго сидели в саду, под вишнями. А мы со Светланой ушли во двор к сараю и с досады взялись мастерить деревянную вертушку. Когда стемнело, Маруся крикнула, чтобы Светлана выпила молока и ложилась спать, а сама пошла проводить летчика до вокзала."
    То есть пока жена - с полярным лётчиком, законный супруг не смеет пикнуть из-за сарая. Он может только досадовать.
    С пиитетом относится к лётчикам даже малолетний бандюк Юрка из "Судьбы барабанщика": "А фотографы - это для меня не люди... а тьфу! То ли дело летчики!"


  • "Сердца четырёх".

    ...В фильме "Сердца четырёх" идеальная блондинка-математик (!!!) Галя влюбляет в себя породистого офицера Колчина, оставляя непутёвой сестрице Шурке "своего бывшего" - хилого, смешного зоолога. Зритель понимал - зоологу нечего делать рядом с идеальной женщиной. Оно понятно - в преддверии войны сильный мужчина должен оставить первоклассное потомство. Зоолог отдыхает...


    Мальчиш Кибальчиш... Мальчик-самурай, мальчик-рыцарь, мальчик-янычар. Такой персонаж мог появиться где и когда угодно. В истовости мальчишей есть что-то от красивого фанатизма участников т.н. Детского Крестового похода начала XIII века...



    - Эй, вставайте! - крикнул всадник. - Пришла беда, откуда не ждали.
    Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин.

    Констатация факта - напал буржуин. Все, кто слушал сказку Натки, понимали, что буржуин всё равно нападёт. Именно буржуин, а не фашист. По опыту борьбы с интервенцией грозы ждали из чопорной Англии и танцующей Франции.
    -А что, Толька, если бы налетели аэропланы, надвинулись танки, орудия, собрались бы белые со всего света, и разбили бы они Красную Армию, и поставили бы они все по-старому? Мы бы с тобой тогда как?
    -Так бы наши им и поддались! Ты знаешь, какая у нас Красная Армия? У нас советская... На весь мир.

    Именно так - на весь мир.


  • Рабочие-спортсмены приветствуют членов Коминтерна в Москве.

    Кстати странное дело - дети из книг Гайдара не просто готовятся к войне - они хотят, чтобы она началась. Гайдаровские отроки полагают, что в её очищающем пламени возникнет из пепла Новая Жизнь. Сам Аркадий Петрович (судя по всему) долго жить не собирался - вся его натура требовала красивой смерти в молодом возрасте. Live fast - die young.
    Хотите? Получите...


  • Иной раз парад физкультурников (слева) выглядел просто устрашающе...

    -А жаль! Я бы и то куда-нибудь там... в бой, в атаку. Пулеметы
    на линию огня! - восклицает Женя из "Тимура и его команды".
    -Разве уже война? - разочарованно спрашивает не успевшая подготовиться к бойне Светланка из "Голубой чашки".
    -Может быть, куда-нибудь полечу. Или, может быть, будет война. - Прикидывает Нина Половцева из "Судьбы барабанщика".
    Заметьте - это всё девочки...


  • Девушки с картин А.Самохвалова могли бы завалить БТР...

    "Эй, вратарь, гововься к бою!" - призывал поэт-песенник и стадионы ему подпевали. Предвоенный спорт воспринимался как подготовка к будущим сражениям. "Ты представь, что за тобою полоса пограничная идёт!". Это уже не просто футбол или, скажем, бокс, это - манёвры.
    "Физкульт - ура!
    Физкульт - ура!
    Ура! Ура!
    Будь готов,
    Когда настанет час бить врагов
    Со всех границ ты их отбивай,
    Левый край, правый край, не зевай!"



  • Полетаем?

    Тогда же был создан кинофильм "Вратарь", посвящённый футболу - спортсмены, как и военные, были в фаворе у властей и у женщин. Пока ты не бьёшь по мячу - ты не мачо.
    Недаром в фильме присутствует комическая фигура толстого-и-красивого инженера Карасика - он в некотором роде антипод футболиста Антона Кандидова (лирического героя).


  • Кадры из фильма "Вратарь".

    Плакатный блондин опять-таки влюбляется в узкобедрую блондинку, причём оба готовы не только к любви, но и к битию врагов, что им одинаково приятно.
    Кульминацией фильма "Вратарь" является матч, вернее - бой с английской командой "Чёрные буйволы". Ну, Вы-то поняли, что буйволы оказались разбиты и опозорены.


  • Артисты Большого (слева) и Малого театров изучают - кто противогаз, кто оружие...

    Помните, в "Золотом телёнке"? "Но в эту минуту набежала группа людей в таких же противогазах, и среди десятка одинаковых резиновых харь уже нельзя было найти Корейко...
    -Товарищ! Вы отравлены!
    -Кто отравлен? -- закричал Остап, вырываясь. - Пустите!
    -Товарищ, вы отравлены газом! - радостно повторил
    санитар.
    -Вы попали в отравленную зону. Видите, газовая
    бомба."

    Памятуя о газовых кошмарах Первой Мировой войны, во всём мире проводились манёвры, имитировавшие газовую атаку. Никто ещё не знал, что отравляющие газы в грядущей войне будут выполнять иную функцию.



    Немного мистики... Грядущая Война вторгалась в мир и явь человека, помимо его воли. Читая всё того А.Гайдара, иной раз делается страшно - его персонажи как будто видят картины будущего, которое случайно "пересеклось" с настоящим. Оно существует само по себе, возникая в форме видений:

    "...и мы увидели, что пустое и тихое поле разом ожило, зашумело и зашевелилось. Из-за кустарника, из-за бугров, из-за канав, из-за кочек - отовсюду с винтовками наперевес выскакивали красноармейцы. Они бежали, прыгали, падали, поднимались снова. Они сдвигались, смыкались, их становилось все больше и больше; наконец с громкими криками всей громадой они ринулись в штыки на вершину пологого холма, где еще дымилось облако пыли и дыма. Потом все стихло. Это сцена из "Голубой чашки".


  • Станция "Площадь Революции"

    Или из "Судьбы барабанщика": "Я подошла к киоску выпить воды. Вдруг - трах! бабах! - труба...пальба... Бегут какие-то солдаты - все в стороны, все смешалось; я туда, я сюда, а наших нет и нет..." Помните -солдаты вдруг появились в сцене маскарада, выписанного в духе Галантного Века. Откуда и куда они бежали?!

    Станция "Площадь Революции" ...Недавно прочитала статью о мистической сути этой станции (автор статьи - Андрей Субботин, журнал "Ностальгия" за май).
    Скульптуры в нишах отражают историю СССР от событий 1917 года до 1938, от солдат и революционных матросов - до юных пионеров, устремлённых в будущее. Под будущим подразумевалась станция "Стадион имени Сталина", которая так не была построена. Впрочем, и сам стадион был недостроен (его остов в своё время послужил базой для ненавистного Измайловско-Черкизовского рынка).


  • Станция "Площадь Революции"

    То есть (как пишет А.Субботин), если ехать из центра, то перед глазами проносится поступательное движение от воюющих солдат - к резвящимся пионерам и далее - в Светлое Будущее, а вот если с окраин - то наоборот - от пионеров - к солдатам. Что и произошло. Пионеры превратились в солдат, а станция "Стадион имени Сталина" превратилась в памятник павшим бойцам - в метро "Партизанская". По стенам - барельефы, изображающие оружие, памятники партизанам и какой-то могильный холод...



    Но пока всё мирно и спокойно. Граница на замке, Риббентроп дружит с Молотовым, а русские и прусские занимаются очередным разделом Польши (как в далёком XVIII столетии).
    Над московскими новостройками, сквозь грозовые тучи всё ещё светит солнце. Мальчик, названный в честь самого жестокого солдата Азии, рисует на заборах красные звёзды. В кинотеатрах идёт "Волга-Волга". Девушки шьют платья из цветастого ситца. Вы полагаете, всё это будет носиться?
    Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте... ("Тимур и его команда").


  • Окраина Москвы. 1941 г.
  • Tags: СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 128 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →