Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Кино и немцы.

...Одной из ошибок советского агитпропа, безусловно, является абсолютная идеализация "истинных арийцев". По-простому это звучит следующим образом: подтянутым немцам из фильма в фильм противопоставлялся неказистый "ванёк", который, тем не менее, того немца победил. На уровне пропаганды такой ход неплох, а на уровне психологического восприятия? Некоторые "любят" глазами.
  • Так уж устроен человек, что он способен влюбляться в плохого-и-красивого, оставляя без внимания человека "правильного". А если уж плохой-красивый оказался ещё и сильным, жестоким, циничным, то любовь определённой части населения ему обеспечена!
    Так, в детстве далеко не все любят замызганную, добрую Золушку - некоторым нравятся её расфуфыренные стервы-сестрицы. И уже не так важно, кто из них, в конечном итоге, захомутал Принца...


  • Вячеслав Тихонов и Олег Янковский.

    В своё время известная журналистка Наталья Радулова сформулировала это следующим образом: "...Но как мужчины меня привлекали именно фрицы. Их было не жалко. А русских было жалко..." Полный текст этого заявления - тут.

    Я, разумеется, не согласна с таким плотско-примитивным, эпатажным восприятием, но это - персональное мнение, и оспаривать его было бы неправильным.
    ...Но действительно, "своих" почему-то было принято изображать "по правде" - в мятых линялых гимнастёрках, в стоптанных грязных сапогах, с многодневной щетиной на пыльных лицах. А их - свежими, подтянутыми и чистыми, как будто они сидели в фешенебельных окопах и кормили других, высококультурных вшей. А все были одинаково запылёнными и одинаково усталыми...


  • Одноглазые, толстые, всяко-разные, но в чёрной коже...

    ...Так было не всегда - образ фашиста эволюционировал от карикатурного уродца до лощёного подлеца. То есть "золотую середину" проехали, даже не заметив.


  • Кадры из довоенного фильма "Семья Оппенгейм". 1939 г.

    В довоенном кино нацисты были отвратительно-жалкими. Неказистые, злые и коварные, как сказочные черти, они будто бы мстили всему остальному человечеству за свою невзрачность. Вся их деятельность сводилась к еврейским погромам и душению свободы на всех уровнях. Так, в кинокартине "Семья Оппенгейм" фашисты носят форму не по размеру, корчат рожи и орудуют увесистыми дубинками. Особо выдающимся наци в вышеуказанном фильме можно назвать гимназического учителя - большого фаната Фридриха Великого.
    В таких фрицев не способен влюбиться даже извращенец со стажем.

  • Краткое содержание фильма - трагическая судьба большой и дружной еврейской семьи в 1933 году. Фильм снят по роману Лиона Фейхтвангера.


  • Кадр из фильма "Профессор Мамлок". 1938 г.
  • Кадр из фильма "Рваные башмаки". 1933 г.

    В детском фильме "Рваные башмаки" (1933 г.), повествующем о жизни пролетарских детей Германии, также показаны фашисты. И тоже невкусно. Как тот странноватый мальчик из Гитлерюгенда, который похож на кого угодно, кроме как на "тевтонского зверя". Столь же малоаппетитные, гнусные штурмовики фигурируют в антифашистской драме "Профессор Мамлок" (1938г.) - их хватает только на унижение пожилого учёного.
    Кто будет любить такую гадость? Да никто.


  • Сергей Мартинсон "Подвиг разведчика". 1947 г.
  • Лидия Вертинская - фильм "Киевлянка". 1958 г.

    Изображение "фрицев" в кинофильмах военной поры - это отдельная тема, и я её касаться не буду - шла самая страшная война, и враг на экране должен был выглядеть однозначно - безмозглым зверем. Знаменитая немецкая брошюра 'Der Untermensch' из той же серии...

    ...В послевоенном блокбастере "Подвиг разведчика" (1947 г.) наш разведчик Федотов (Павел Кадочников) переодевается в ненавистную фашистскую форму - это был, по существу, первый фильм, где кино-красавец нарядился в фуражку с высокой тульей и прочие фетишистские (как некоторые считают) шмотки. Выглядел Кадочников безупречно, особенно, по сравнению со своими "нордическими" оппонентами в исполнении комедийного актёра Сергея Мартинсона и режиссёра фильма Бориса Барнета, сыгравшего одну из "фашистстких" ролей.


  • Павел Кадочников и Сергей Мартисон "Подвиг разведчика".

    А как он издевался над немцами - уродцами, дурачками, нахалами: "Терпение, Штюбинг, терпение. Еще чуть-чуть, и ваша щетина превратится в золото…" Кадочников, он НАШ, но больше половины фильма он разгуливает в мундире цвета feldgrau. Персонаж одинаково хорош в советской и в немецкой форме.


  • Премьерная афиша фильма.

    В кинофильме "Молодая гвардия" (1948 г.) безобразным фашистам противопоставляются красивые юные герои-комсомольцы в исполнении Н.Мордюковой, И.Макаровой, В.Тихонова, Г.Юматова, и др. Война представлялась не только как народный подвиг, но и как столкновение Добра и Зла, Красоты и Безобразия.


  • Афиша. 1948 г.
  • Сцена допроса подпольщиков. "Молодая гвардия". 1948 г.

  • САЙТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ОРГАНИЗАЦИИ "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ".

    В кинофильмах 1950-х гг. фашистов было принято изображать максимально далёкими от "нордического эталона", как бы подчёркивая всю беспочвенность чванства всех этих недо-пруссаков. Лично меня в своё время шокировала фотография восточной жэнщыны Лидии Вертинской в образе эсэсовки (фильм "Киевлянка").

  • Но вот наступили шестидесятые - время осмысления. Постепенно немцы из карикатурных уродов и зверей "превратились" в интеллектуально-холёных врагов. В конце 60-х - в начале 70-х откуда-то появились сомневающиеся бароны-абверовцы, милашки-бригадефюреры, юморные гестаповцы и прелестные эсэсовочки.

    В фильме "Щит и меч" (1968 г.) фашисты уже не те... Это уже не те орки и тролли, которым форма велика в плечах и не сходится на животе. Они циничны, жестоки, аморальны, но при этом - хороши собой. Просто заблудшие эльфы какие-то! И Станислав Любшин в роли русского разведчика Саши Белова (он же Йоганн Вайс) прекрасен - то абверовском, то в эсэсовском мундире.


  • Кадр из фильма "Щит и меч". 1968 г.

    Олег Янковский, сыгравший роль Генриха Шварцкопфа, до сих пор считает своё участие в этом фильме чисто "декоративным". Это был его первый кино-опыт, и весьма удачный: юноша весьма импозантен. Помимо нордической красоты, у персонажа есть совесть и даже - искания. Молодой Шварцкопф в поисках истины бухает, скандалит и даже засыпает на банкете, устроенном в честь фюрера. Так сказать, Дориан Грей с душой Рогожина...


  • Валентина Титова. "Щит и меч".

    Помимо красивых мужчин в этом фильме есть и красивые женщины. И тоже в форме. В первой же серии мы встречаемся с фройляйн Ангеликой в исполнении аристократичной Аллы Демидовой. Изящная, как Твигги и "железная", как Отто фон Бисмарк, Демидова-Ангелика цинично излагает свои виды на будущее: "И мы имеем право мстить за это. Да, мстить." Даже Рената Литвинова в каком-то интервью созналась, что не могла от неё глаз отвести.

    Помимо эсэсовки Ангелики в фильме фигурируют шлюховатая ефрейторша (Людмила Чурсина) и завербованная Вайсом девушка в исполнении Валентины Титовой.


  • Альгимантас Масюлис - вечный пруссак советского кино.

  • Этого литовского артиста мы постоянно видели в немецкой форме. Его основное амплуа - прусский аристократ, ревностно служащий режиму. Масюлис постоянно "в чинах" - не ниже штандартенфюрера. У него - манеры, лоск, некрасивое, но благородное лицо и презрение к унтерменшам. Сам артист в юности хотел сыграть Дон Кихота и вообще полагал, что его герой - милый, искрений неудачник. Но Судьба распорядилась иначе... Сначала он тяготился, потом - втянулся. Сейчас пожилой артист мечтает сыграть...ветерана войск СС, вспоминающего свою молодость.


  • Приключения Штирлица и его друзей.

    И вот, наконец, главный фильм "про фашистов" - "Сенадцать мгновений весны" (1973 г.) - фильм, овеянный легендами. Фильм - анекдот, фильм - фетиш, фильм - явление. В этом фильме всё - кич, всё - опрететта. И только одно неясно - зачем Штирица сделали дворянином? Этот "ляп" почему-то никто не замечает. Дело в том, что немецкое дворянство тех лет - достаточно сплочённое, закрытое сообщество и "пролезть" в него незаметно - весьма рискованное занятие...


  • "Семнадцать мгновений весны". 1973 г.

    Этот фильм наглядно показал притягательность эсэсовской формы. В ней любой мужчина, будь хоть простоватый Афоня - Куравлёв, неказистый Броневой или интеллигентный Прокопович выглядят как жестокие боги войны. А уж Олег Палыч Табаков в сцене встречи Карла Вольфа на аэродроме смотрится просто феерически. Даже в Мерлезонском балете (локоны, парча и шляпа с перьями) Табаков не был столь прекрасен...
    Что уж говорить о Тихонове, мужчине, сыгравшем самого Андрея Николаевича Болконского, тоже дворянина...?


  • И во всём такая красивая инфернальность...

    Немцы в киноэпопее Татьяны Лиозновой, разумеется, враги, но враги умные, достойные и в отглаженных штанах. С такими воевать не стыдно. А приятно. И наш товарищ Исаев воюет, и форма на нём сидит не хуже, чем на фашистах, а даже - лучше. Некоторыми "любителями" считается, что этот фильм - "наглядное подтверждение мистической сути Третьего Рейха". Мол, эстетика зла, красота насилия и всё такое. Никакой мистики, просто красивое сочетание чёрного с серебряным выглядит несколько зловеще...


  • "Семнадцать мгновений весны". 1973 г.

    А все эти байки про родственников Шелленберга, якобы, написавших письмо Табакову с выражением благодарности? А письма латышских школьников Леониду Броневому с обращением: "Дорогой геноссе Мюллер!" Это всё не на пустом месте.


  • Ольга Сошникова - Барбара Крайн.

  • Образ, без которого фильм не оказался бы столь ярким - девушка из женских вспомогательных частей SS - Барбара Крайн. Она почему то носит звание унтершарфюрера, хотя у женщин были свои звания. Девушка с милым славянским лицом постоянно оттопыривает нижнюю челюсть - положение обязывает. И потом, зачем шатенке Ольге Сошниковой столь бездарно выкрасили локоны? Неужели авторы фильма полагали, что в эсэсовских частях служили только блондинки?!
    ...Барбара - стерва, хотя и не лишённая женского начала: "Рожать и кормить - вот задача женщины, всё остальное химера."

  • САЙТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ФИЛЬМУ "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ".

    После этого фильма некоторые советские дети бросились играть "в Штирлица" - делали себе "личные дела", вскидывали руку в партийном приветствии, рисовали в тетрадочках свастики (почему-то всегда не в ту сторону). Причин тому много и красота формы - только одна из них.

    Вот некоторые:

  • "Запретный плод". Фашизм, свастики, немецкая форма до сих пор остаются чем-то запретно-неприличным. Одни подростки тайком курят, другие - целуются, третьи - заплывают за буйки. Четвёртые - изображают из себя антигероев. Большинство, игравших в фашистов, полагали, что делают плохо. Часто это бывали измученные повышением успеваемости отличники из приличных семей - им был нужен отрыв, но не такой, как у всех...

  • Нонконформизм. " Ах, они - гады? Ах, их любить не положено! А я - буду!!!!"

  • Как ни странно - жалость к побитому. Что любить победителя? Его все любят! А вот того, которому разбили кочан... это возвышает.

  • Писатель Михаил Веллер сформулировал это явление так. Когда подросток сознательно отождествляет себя с сильным и жестоким врагом, он как бы получает от него "энергию силы" и ему (подростку) уже ничего не страшно.

    ...Думаю, что каждый человек, который задумывался над этой проблемой, назовёт с десяток своих причин.

  • Вы хотите спросить, откуда мой интерес к Третьему Рейху? Дело в том, что я ещё в 6-м классе увлеклась Фридрихом Великим, и каково же было моё детское удивление, когда я узнала, что этот вольтерьянец в напудренном парике и есть - главный кумир нацистов... Было весьма прикольно находить имя "Фридрих Великий" в книжках, типа "Рыцари свастики" или "Нюрнбергские призраки"... Так что, будь у Гитлера иной идеал, я вряд ли когда-нибудь посмотрела бы в сторону Штирлица...


  • Слева - чудом сохранившийся огрызок статьи 1986 года. Газета "Комсомольская правда".
  • Справа - карикатура из журнала "Крокодил", отражающая проблему. 1989 год.

    В конечном итоге, игра a Штирлица породила интерес к нацистской Германии... То есть фильм, не имеющий ничего общего с реальным Третьим Рейхом (Ю. Семёнов и Т. Лиознова слабо знали бытовые подробности жизни немцев), сделал для его возвеличивания больше, чем сделал бы сам Геббельс.

  • СТАТЬЯ О ТОМ, КАК СОВЕТСКИЕ ДЕТИ ИГРАЛИСЬ В ФАШИСТОВ...

    ***

    Ну, ладно. А что там у нас на Западе? Помимо серьёзных лент, типа "Штайнер - "Железный Крест", "Сталинград", "Подводная лодка", "Бункер", 'NAPOLA' (в российском прокате - "Академия смерти"), "Список Шиндлера", создавалось и создаётся много мишуры и поделок, не все из которых так уж безобидны...


  • Английская комедия "Мистер Питкин в тылу врага".1958 г.
  • Французская комедия "Большая прогулка". 1966 г.

    Так, в послевоенную эпоху в Европе было создано большое количество стёбных комедий о войне - "Бабетта идёт на войну", "Мистер Питкин в тылу врага", "Большая прогулка", "Ас из асов" и прочие. Немцы в этих фильмах, разумеется, - тупые, некрасивые, порочные, ну и просто - поганые. Их так смешно пинать, обманывать и выливать им на головы что-нибудь вязкое и вонючее...


  • Ральф Файнз "Список Шиндлера". 1993 г.

  • Вот, кто действительно хорошо сыграл, так это британский артист Ральф Файнз в "Списке Шиндлера"! Такого отвратительного фашиста лично я сроду не видела - сука какая: все на фронте, а он измывается над безоружными.
    ...А ведь Файнз, он, хороший. Онегина сыграл. Теперь мечтает о дяде Ване, об Обломове, о князе Мышкине. Он же свой в доску.

    Но самым омерзительным изобретением западного "антифашистского" кинематографа следует назвать так называемые "эксплоативные фильмы" 1960-1970-х гг.: в них нацисты изображались как сексуально-опечаленные ублюдки, для которых самым сладким зрелищем является расчленёнка. Начало этой кино-вакханалии положили итальянские режиссёры Лукино Висконти ("Гибель богов". 1969 г.) и Лилиана Кавани ( "Ночной портье" 1974 г.). В первом фильме показано тотальное мужеложство штурмовиков, в другом - романтическая поё*ка эсэсовцем своей жертвы.


  • "Ночной портье" 1974 г.

    И...понеслась звезда по кочкам. Немецкий фашизм однозначно заклеймили как "супер-сексуальное событие XX века", а Гитлера объявили виднейшим фетишем всех времён и народов. На свет выползла и нечисть по имени Тинто Брасс - создатель "Салона Китти" и `Senso`45' - фильмов, рисующих Третий Рейх как государство-бордель. Что странно, главных эсэсовских мачо сыграли существа, славящиеся своими гомосексуальными связями. А что? Некоторым нравится.


  • Крашеная "муза" Тинто Брасса - Габриэль Гарко.

    А женщины - фашистки в этих фильмах, напротив, мужеподобны, агрессивны, но, разумеется, безупречно-сексуальны. Слабые мужчины просто тащатся от жестоких самок в чОрных фуражечках. На этой базе возникло гадостное явление под названием "гламурный фашизм", которое не имеет отношения ни к гламуру, ни, тем более - к фашизму.


  • Безобразные бабищи в чёрном... Какой-то гнусный у них там антифашизм

    Короче, ребят, смотрите лучше Штирлица. Там, по крайней мере, играют нормальные мужики, и они никого не пялят. Особенно друг друга.

    Так о чём я, собственно? О том, что мы из фильма в фильм знакомимся с несуществующим, мифическим Третьим Рейхом - он может быть инфернально-прекрасным, как в картине Т.Лиозновой, может быть похабно-отталкивающим, как у Тинто Брасса. Но суть - одна. Это не тот враг, с которым воевал СССР. Его нам придумали. Ни те, ни другие не были ангелами / дьяволами. По обе стороны сражались за своих вождей рабочие, школьные учителя, клерки, крестьяне. И русский солдат, он не безобидно-затурканный мужичок, которого просто разозлили, он - победитель.

    ***

  • А что думаете Вы?

  • Tags: История моды, Кино, Пруссачество, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 340 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →