Так, в детстве далеко не все любят замызганную, добрую Золушку - некоторым нравятся её расфуфыренные стервы-сестрицы. И уже не так важно, кто из них, в конечном итоге, захомутал Принца...
В своё время известная журналистка Наталья Радулова сформулировала это следующим образом: "...Но как мужчины меня привлекали именно фрицы. Их было не жалко. А русских было жалко..." Полный текст этого заявления - тут.
Я, разумеется, не согласна с таким плотско-примитивным, эпатажным восприятием, но это - персональное мнение, и оспаривать его было бы неправильным.
...Но действительно, "своих" почему-то было принято изображать "по правде" - в мятых линялых гимнастёрках, в стоптанных грязных сапогах, с многодневной щетиной на пыльных лицах. А их - свежими, подтянутыми и чистыми, как будто они сидели в фешенебельных окопах и кормили других, высококультурных вшей. А все были одинаково запылёнными и одинаково усталыми...
...Так было не всегда - образ фашиста эволюционировал от карикатурного уродца до лощёного подлеца. То есть "золотую середину" проехали, даже не заметив.
В довоенном кино нацисты были отвратительно-жалкими. Неказистые, злые и коварные, как сказочные черти, они будто бы мстили всему остальному человечеству за свою невзрачность. Вся их деятельность сводилась к еврейским погромам и душению свободы на всех уровнях. Так, в кинокартине "Семья Оппенгейм" фашисты носят форму не по размеру, корчат рожи и орудуют увесистыми дубинками. Особо выдающимся наци в вышеуказанном фильме можно назвать гимназического учителя - большого фаната Фридриха Великого.
В таких фрицев не способен влюбиться даже извращенец со стажем.
В детском фильме "Рваные башмаки" (1933 г.), повествующем о жизни пролетарских детей Германии, также показаны фашисты. И тоже невкусно. Как тот странноватый мальчик из Гитлерюгенда, который похож на кого угодно, кроме как на "тевтонского зверя". Столь же малоаппетитные, гнусные штурмовики фигурируют в антифашистской драме "Профессор Мамлок" (1938г.) - их хватает только на унижение пожилого учёного.
Кто будет любить такую гадость? Да никто.
Изображение "фрицев" в кинофильмах военной поры - это отдельная тема, и я её касаться не буду - шла самая страшная война, и враг на экране должен был выглядеть однозначно - безмозглым зверем. Знаменитая немецкая брошюра 'Der Untermensch' из той же серии...
...В послевоенном блокбастере "Подвиг разведчика" (1947 г.) наш разведчик Федотов (Павел Кадочников) переодевается в ненавистную фашистскую форму - это был, по существу, первый фильм, где кино-красавец нарядился в фуражку с высокой тульей и прочие фетишистские (как некоторые считают) шмотки. Выглядел Кадочников безупречно, особенно, по сравнению со своими "нордическими" оппонентами в исполнении комедийного актёра Сергея Мартинсона и режиссёра фильма Бориса Барнета, сыгравшего одну из "фашистстких" ролей.
А как он издевался над немцами - уродцами, дурачками, нахалами: "Терпение, Штюбинг, терпение. Еще чуть-чуть, и ваша щетина превратится в золото…" Кадочников, он НАШ, но больше половины фильма он разгуливает в мундире цвета feldgrau. Персонаж одинаково хорош в советской и в немецкой форме.
В кинофильме "Молодая гвардия" (1948 г.) безобразным фашистам противопоставляются красивые юные герои-комсомольцы в исполнении Н.Мордюковой, И.Макаровой, В.Тихонова, Г.Юматова, и др. Война представлялась не только как народный подвиг, но и как столкновение Добра и Зла, Красоты и Безобразия.
В кинофильмах 1950-х гг. фашистов было принято изображать максимально далёкими от "нордического эталона", как бы подчёркивая всю беспочвенность чванства всех этих недо-пруссаков. Лично меня в своё время шокировала фотография восточной жэнщыны Лидии Вертинской в образе эсэсовки (фильм "Киевлянка").
В фильме "Щит и меч" (1968 г.) фашисты уже не те... Это уже не те орки и тролли, которым форма велика в плечах и не сходится на животе. Они циничны, жестоки, аморальны, но при этом - хороши собой. Просто заблудшие эльфы какие-то! И Станислав Любшин в роли русского разведчика Саши Белова (он же Йоганн Вайс) прекрасен - то абверовском, то в эсэсовском мундире.
Олег Янковский, сыгравший роль Генриха Шварцкопфа, до сих пор считает своё участие в этом фильме чисто "декоративным". Это был его первый кино-опыт, и весьма удачный: юноша весьма импозантен. Помимо нордической красоты, у персонажа есть совесть и даже - искания. Молодой Шварцкопф в поисках истины бухает, скандалит и даже засыпает на банкете, устроенном в честь фюрера. Так сказать, Дориан Грей с душой Рогожина...
Помимо красивых мужчин в этом фильме есть и красивые женщины. И тоже в форме. В первой же серии мы встречаемся с фройляйн Ангеликой в исполнении аристократичной Аллы Демидовой. Изящная, как Твигги и "железная", как Отто фон Бисмарк, Демидова-Ангелика цинично излагает свои виды на будущее: "И мы имеем право мстить за это. Да, мстить." Даже Рената Литвинова в каком-то интервью созналась, что не могла от неё глаз отвести.
Помимо эсэсовки Ангелики в фильме фигурируют шлюховатая ефрейторша (Людмила Чурсина) и завербованная Вайсом девушка в исполнении Валентины Титовой.
И вот, наконец, главный фильм "про фашистов" - "Сенадцать мгновений весны" (1973 г.) - фильм, овеянный легендами. Фильм - анекдот, фильм - фетиш, фильм - явление. В этом фильме всё - кич, всё - опрететта. И только одно неясно - зачем Штирица сделали дворянином? Этот "ляп" почему-то никто не замечает. Дело в том, что немецкое дворянство тех лет - достаточно сплочённое, закрытое сообщество и "пролезть" в него незаметно - весьма рискованное занятие...
Этот фильм наглядно показал притягательность эсэсовской формы. В ней любой мужчина, будь хоть простоватый Афоня - Куравлёв, неказистый Броневой или интеллигентный Прокопович выглядят как жестокие боги войны. А уж Олег Палыч Табаков в сцене встречи Карла Вольфа на аэродроме смотрится просто феерически. Даже в Мерлезонском балете (локоны, парча и шляпа с перьями) Табаков не был столь прекрасен...
Что уж говорить о Тихонове, мужчине, сыгравшем самого Андрея Николаевича Болконского, тоже дворянина...?
Немцы в киноэпопее Татьяны Лиозновой, разумеется, враги, но враги умные, достойные и в отглаженных штанах. С такими воевать не стыдно. А приятно. И наш товарищ Исаев воюет, и форма на нём сидит не хуже, чем на фашистах, а даже - лучше. Некоторыми "любителями" считается, что этот фильм - "наглядное подтверждение мистической сути Третьего Рейха". Мол, эстетика зла, красота насилия и всё такое. Никакой мистики, просто красивое сочетание чёрного с серебряным выглядит несколько зловеще...
А все эти байки про родственников Шелленберга, якобы, написавших письмо Табакову с выражением благодарности? А письма латышских школьников Леониду Броневому с обращением: "Дорогой геноссе Мюллер!" Это всё не на пустом месте.
...Барбара - стерва, хотя и не лишённая женского начала: "Рожать и кормить - вот задача женщины, всё остальное химера."
После этого фильма некоторые советские дети бросились играть "в Штирлица" - делали себе "личные дела", вскидывали руку в партийном приветствии, рисовали в тетрадочках свастики (почему-то всегда не в ту сторону). Причин тому много и красота формы - только одна из них.
Вот некоторые:
...Думаю, что каждый человек, который задумывался над этой проблемой, назовёт с десяток своих причин.
В конечном итоге, игра a Штирлица породила интерес к нацистской Германии... То есть фильм, не имеющий ничего общего с реальным Третьим Рейхом (Ю. Семёнов и Т. Лиознова слабо знали бытовые подробности жизни немцев), сделал для его возвеличивания больше, чем сделал бы сам Геббельс.
***
Ну, ладно. А что там у нас на Западе? Помимо серьёзных лент, типа "Штайнер - "Железный Крест", "Сталинград", "Подводная лодка", "Бункер", 'NAPOLA' (в российском прокате - "Академия смерти"), "Список Шиндлера", создавалось и создаётся много мишуры и поделок, не все из которых так уж безобидны...
Так, в послевоенную эпоху в Европе было создано большое количество стёбных комедий о войне - "Бабетта идёт на войну", "Мистер Питкин в тылу врага", "Большая прогулка", "Ас из асов" и прочие. Немцы в этих фильмах, разумеется, - тупые, некрасивые, порочные, ну и просто - поганые. Их так смешно пинать, обманывать и выливать им на головы что-нибудь вязкое и вонючее...
...А ведь Файнз, он, хороший. Онегина сыграл. Теперь мечтает о дяде Ване, об Обломове, о князе Мышкине. Он же свой в доску.
Но самым омерзительным изобретением западного "антифашистского" кинематографа следует назвать так называемые "эксплоативные фильмы" 1960-1970-х гг.: в них нацисты изображались как сексуально-опечаленные ублюдки, для которых самым сладким зрелищем является расчленёнка. Начало этой кино-вакханалии положили итальянские режиссёры Лукино Висконти ("Гибель богов". 1969 г.) и Лилиана Кавани ( "Ночной портье" 1974 г.). В первом фильме показано тотальное мужеложство штурмовиков, в другом - романтическая поё*ка эсэсовцем своей жертвы.
И...понеслась звезда по кочкам. Немецкий фашизм однозначно заклеймили как "супер-сексуальное событие XX века", а Гитлера объявили виднейшим фетишем всех времён и народов. На свет выползла и нечисть по имени Тинто Брасс - создатель "Салона Китти" и `Senso`45' - фильмов, рисующих Третий Рейх как государство-бордель. Что странно, главных эсэсовских мачо сыграли существа, славящиеся своими гомосексуальными связями. А что? Некоторым нравится.
А женщины - фашистки в этих фильмах, напротив, мужеподобны, агрессивны, но, разумеется, безупречно-сексуальны. Слабые мужчины просто тащатся от жестоких самок в чОрных фуражечках. На этой базе возникло гадостное явление под названием "гламурный фашизм", которое не имеет отношения ни к гламуру, ни, тем более - к фашизму.
Короче, ребят, смотрите лучше Штирлица. Там, по крайней мере, играют нормальные мужики, и они никого не пялят. Особенно друг друга.
Так о чём я, собственно? О том, что мы из фильма в фильм знакомимся с несуществующим, мифическим Третьим Рейхом - он может быть инфернально-прекрасным, как в картине Т.Лиозновой, может быть похабно-отталкивающим, как у Тинто Брасса. Но суть - одна. Это не тот враг, с которым воевал СССР. Его нам придумали. Ни те, ни другие не были ангелами / дьяволами. По обе стороны сражались за своих вождей рабочие, школьные учителя, клерки, крестьяне. И русский солдат, он не безобидно-затурканный мужичок, которого просто разозлили, он - победитель.
***
Journal information