Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

"Девушка в мини" и "Девушка в клёше". 1960-е: все грани прекрасного.

  • ...Типичная героиня советских шестидесятых - скромная, честная, ясноглазая строительница коммунизма с грубом свитере и мини-юбке (иногда модное мини заменяется штанами или же грубый свитер - нарядной блузкой, сути это не меняет). Мини-юбка девушки-шестидесятницы - это вовсе не средство обольщения, ибо с мужчинами она, в основном, дружит.


  • Девушка-шестидесятница в окружении друзей мужского пола. 1964-1968 гг.

    И если на Западе мини - это детище так называемой сексуальной революции, то в СССР юбка выше колена выполняла гораздо более достойные функции... Не постесняюсь этого слова, мини-юбка в СССР - это была спецодежда девушки, широко шагающей в Светлое Будущее. Попробуйте пошагать в широких фижмах эпохи рококо или же - путаясь в романтических складках ампира - быстренько поймёте, почём фунт лиха.

  • Кстати - первая мини-юбка в СССР была...до колена...

    Советская девушка в скромном и трогательном мини - это девушка грядущего, и вместе с тем она же -"Солнышко лесное" Юрия Визбора. На ней - ни грамма золота, ни сантиметра кружев. Всё её богатство - знания (варить борщи и выращивать капусту на шести сотках она научится только в середине 70-х, когда марш в грядущее будет заменён "кухонным"* поиском смысла).
    * Имеются в виду кухонные посиделки интеллигенции в 1970-1980 гг.

  • Здесь можно посмотреть отрывки из фильма "Туманность Андромеды". 1967 г.

    Но были и другие девушки - тоже хорошие и тоже - советские. Они не смотрели за звёзды и не читали Ефремова, им совершенно не хотелось тащиться в горы за юным физиком, потому что они выбирали других парней и другие маршруты. И эти девушки не носили футуристическое мини...


  • Юрий Пименов - певец вечной женственности.

    Эти девушки тоже бывали героинями фильмов и книг, они могли учиться на пятёрки в институте и даже - принимать участие в ВУЗовской комсомольской жизни, им часто давали грамоты и медали за уданый труд, но они совершенно иначе думали и чувствовали. Девушкам в мини хотелось романтики и красивого, сурового минимализма. Девушкам в клёше хотелось прижиматься в танце к сильному мужскому плечу и думать о мягком кресле в отдельной квартире.

    ***

    ...Вернёмся немного назад, а именно в 1948-1949 годы, когда Европа бредила стилем New Look от Диора - пышные юбки, шёлк, узкие талии, ради которых снова вспоминают о корсете. Опять в цене узкие плечи и округлые бёдра, жеманство, перчаточки, вуалетки. В СССР в те годы либо донашивали своё - довоенное, либо - довоенное какой-нибудь Греттль или Вильгельминны, взятое в качество честно завоёванного трофея. Конечно, к празднику шились яркие платья из ситца, а жёны дипломатов и учёных предпочитали панбархат на шифоне, но массового следования европейской моде как-то не наблюдалось.


  • Людмила Гурченко - девушка стиле Диор.

    К тому же - советская женщина, работавшая, отнюдь не ради "самореализации", мало подходила для корсета и летящих юбок. К концу 1950-х, когда уровень жизни в СССР значительно вырос по сравнению с описываемым периодом, New Look постепенно "переполз" через железный занавес... Людмила Гурченко в "Карнавальной ночи" поразила всех и своими юбками, и своею талией. У большинства советскихженщин такой талии не было, но силуэт - узкий верх, пышный низ прижился.
    ...А в Европе-то New Look уже почил...

    В 1960-е возникла мода на аскетизм, но не все её приняли. Таким образом, в СССР существовала некая "альтернативная" женская мода, упорно не желавшая иметь ничего общего с геометризмом и голыми коленями. Девушки, имевшие большой запас женственности, оставались верны "нью-луку" со всеми его маленькми женскими тайнами.
    Вернёмся же мысленно к началу постинга - к девушке в мини и девушке в клёше...


  • Слева - Юрий Пименов "Спор".
  • Справа - "Дождь". И тоже - спор.

  • Девушка в мини любила молодёжные кафешки с треугольными столиками и прозрачными стенами. Ей нравились коктейли, шарики мороженого и споры о кибернетике. Девушка в клёше предпочитала уютный свет "традиционных" кафе, шампанское, вазу с фруктами и хитро приготовленную рыбу. Лучше всего, если в зале будет музыка - девушка в клёше любила танцевать.


  • "Хорошие девчата - заветные подруги..."

  • Девушка в мини читала много и жадно - всё Ремарка, Хэмингуэя, Аксёнова, Ильфа с Петровым, Деренматта, Фриша, etc. Не забывала блеснуть Шекспиром и Гёте. Штудировала "Юность" и "Новый мир". Девушка в клёше припадала к романам Жорж Санд, к полузапретному Мопассану, а из Дюма выносила только описания балов и костюмов, а также линию любви Людовика к Луизе де Лавальер.


  • Слева -"А знаешь...?". Походники 60-х в электричке.
  • Справа - "Ты знаешь..." Картина Ю.Пименова "Начало любви".

  • Девушка в мини могла спокойно прийти в компанию пацанов - побазарить о Космосе и Евтушенко, попеть Окуджаву, погулять по ночной Москве. Девушка в клёше краснела от самой мысли, что придётся одной (!!!) оказаться в компании ребят...
    Девушка в мини говорила парню: "А знаешь...?"
    Девушка в клёше произносила: "Ты знаешь..."


  • Советские женщины с причёсками "бабетта". Взято - отсюда.

  • Девушка в клёше накручивала себе на голове "бабетту", придирчиво разглядывала свою фигурку в зеркалах, в обеденный перерыв подкрашивала губы, подводила "стрелки" и мило сплетничала о соседях. Девушка в мини ещё в восьмом классе оставила косу парикмахеру, а к своей фигуре относилась как к данности: главное - мозги. Впрочем, фигура Девушки в мини округлиться не имела никакой возможности - походы и лыжные прогулки сжигали все наеденные калории в первые же полчаса. Посплетничать девушка в мини могла об Эйнштейне - "он сам или не сам всё это наворотил?!"


  • Девочки Пименова были такие разные...

    "На углу у старой булочной,
    там, где лето пыль метет,
    в синей маечке-футболочке
    комсомолочка идет.

    А ее коса острижена,
    в парикмахерской лежит.
    Лишь одно колечко рыжее
    на виске ее дрожит."
    Булат Окуджава.


  • ...Она успешно бегала на приз МИСИ...
  • Н.Сигорский "Лыжницы".

  • ...Девушка в мини была узкобедрой и сильной - она успешно бегала на приз МИИТа или МИСИ, ела впопыхах и не боялась распределения за Уралом. Девушка в клёше имела слабые плечи и узкую талию, а к спартакиадам относилась, как к ненавистной обязаловке. Зато она спокойно вставала на "мостик" и красиво покачивала полными бёдрами в модном танце.


  • ...Романтика Юрия Пименова.

    Девушка в клёше любила сладкое и совершенно не хотела жить в продуваемой бытовке... Впрочем, её бытовка уже через день приобретала характер уютного уголка - салфеточки, вазочки, фотографии Софи Лорен, Ива Монтана и Лиз Тэйлор. Девушка в мини довольствовалась часами, приёмником и томиком Вознесенского.


  • Журнал выкроек 1966 года.

  • Девушка в клёше стеснялась показывать ноги - она воспринимала их, как нечто само по себе привлекающее и поэтому - требующее дополнительной "охраны". Девушка в клёше скрывала ноги, но знала - они у неё самые-самые (вне зависимости от реального положения дел)! Девушка в мини ноги открывала, но понятия не имела, какие они у неё - просто ноги и всё. Ими можно ходить в поход, вертеть педали, танцевать твист вокруг костра, а иногда, если надо, то и - месить бетон. Впрочем, Девушка в клёше точно также месила бетон своими "самыми-самыми" и не возмущалась.


  • Слева - мини-мода для девушки в мини.
  • Справа - "традиционная" невеста с картины Юрия Пименова.

  • Девушка в клёше исступлённо хотела выйти замуж, причём непременно - в белом, длинном и в фате до самого пола. Она мечтала о роскошных букетах, о ресторане "Прага", о танцах под "живой" оркестр и об остроносых туфельках с дивными розами. Девушка в мини выходила замуж в том же мини, только белого цвета и не звала на праздник никого, кроме необходимых свидетелей. Если жизнь не складывалась, то Девушка в мини разводилась легко и без сожалений, а Девушка в клёше, хоть и рыдала, но не разводилась никогда - "у ребёнка должен быть какой-никакой, но отец". Ну, а если всё-таки разводилась, то прямо на следующий день принималась искать новую "половинку". Девушка в клёше была семейной, тёплой и домашней. Девушка в мини была начитанной и остроумной.


  • Слева - мужчина-мечта для Девушки в мини.
  • Справа - мужчина-мечта для Девушки в клёше.

  • Девушка в мини воспринимала грядущий (неизбежный!) Коммунизм через книжки братьев Стругацких - торжество науки, победа над мещанством и стяжательством, разумный минимализм, выраженный в формуле: "каждому - по потребностям", звездолёты, "яблони на Марсе", "ветка сирени в Космосе".
    Девушка в клёше помнила, что при Коммунизме у неё будет красивая, солнечная, а главное - отдельная квартира со всеми уже придуманными и ещё не придуманными удобствами. И вообще, всё будет очень-очень хорошо!


  • Тусовка девушек в мини.

  • Ни Девушка в клёше, ни Девушка в мини Коммунизма так не дождались, - они теперь вместе стоят в очереди за пенсией. Первая читает в очереди Донцову, вторая - Веллера, одна фасонит в дешёвой турецкой юбке "в цветочек", вторая - предпочитает донашивать дочкины (или даже - внучкины) джинсы. Одна врёт своей внучке, что в юности все оборачивались ей вслед, полагая, что в Москву приехала Брижитт Бардо; вторая врёт, что сам Келдыш прочил ей Нобелевскую Премию. Впрочем, возможно всё так и было...
    Правда, Девушка в клёше, наверняка, теперь живёт в отдельной квартире с окнами на лесопарковую зону... А за Девушкой в мини звездолёт так и не примчался.

    ***
    Моя мама была Девушкой в мини, а Ваша?

  • Tags: 1960, История моды, Мемуары, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 134 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →