Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Music:

Послевоенная мода в зеркале народного кино-хита.

  • Фильм с будничным названием "Место встечи изменить нельзя" появился на излёте эпохи "застоя". В нём не было никакой "супер-злободневности" - её так любили маститые критики, как не было и лёгкого налёта антисоветчины, которую (оказывается!) так ждали от Высоцкого. Он и поёт там только один раз, да и то - не своё с подтекстами, а из репертуара Вертинского (совершенно без оных). Этому фильму была уготована судьба всех крепких, добротных сериалов о тяжёлой, но созидательной жизни народа и неоспоримой правоте советской власти... Однако шедевр С.Говорухина оказался в нашей вечной "горячей десятке" и успешно пережил "застой", "Перестройку", ужасные-девяностые и вот уже в новом тысячелетии продолжает быть нашим любимым фильмом...


  • Слева - реконструкция быта конца 1940-х гг. Платье с крупным растительным рисунком.
  • Справа - платье середины 1940-х гг.

    Фильм про Жеглова, Шарапова и "Чёрную кошку" для меня - предлог поговорить о послевоенной эпохе - мы будем говорить о фильме в контексте времени. Мы увидим, как почему именно так одевались персонажи "Места встречи..."

  • Вот, например, всеми любимая героиня - Манька Облигация - одета в крепдешиновое (или шёлковое) платье в цветочек. Яркие сочные цвета послевоенной моды историк моды А.Васильев назвал экзотическим эскапизмом.Судя по покрою, платье пошито в середине 1940-х гг. и, возможно, трофейное... Типичный для эпохи приталенный силуэт с расклешёной юбкой и фиксированными плечиками.


  • Мария Афанасьевна Колыванова пишет оперу. Опер-уполномоченному, то есть...

    В моде середины 1940-х годов - тщательно выщипанные брови, длинные ресницы, чётко выраженные скулы и акцент на губы.
    Помада была всех оттенков красного - ярко-красный, вишнёво-красный, кирпично-красный, оранжево-красный, тёмно-красный... Чуть менее популярны были малиновые и оранжевые помады. Чулки, которые также щедро демонстрирует Манька, вероятно, изготовлены из 'fil de Perse' - так называемой "персидской нити". Это была шелковистая пряжа, используемая для элитных дорогих трикотажных изделий. Кстати, в США первые нейлоновые чулки появились в продаже в 1940 году.


  • Западная реклама губной помады.

    Браслет-змейка, скорее всего, не мог быть "старше" 1890-х годов: в эпоху Модерн (она же - Art Nouveau) змея была одним из любимых символов (и мотивов для создания ювелиных украшений)... Возможно, он даже "моложе", и относится к эпохе Art Deco.



  • Безумные послевоенные шляпки.

    На голове у нашей дорогой Марии Афанасьевны - красная шляпка с наворотами. Эта эпоха характеризуется большим интересом к женским головным уборам. Их художественное изготовление было делом индивидуальных шляпниц – надомниц, которые по журнальным рисункам создавали современные и актуальные в то время модели. Дамский головной убор 1946-1948 гг. - это небольшая, искусно выполненная шляпка, имевшая исключительно декоратиные цели. Носили такое чудо, сдвинув набок, к одному из ушей. В шляпной моде - нарочитая асимметрия: к примеру, пёрышки и ленточки только с одной стороны...


  • В моде - вариации на тему берета...

    "Угостите даму спичкой, гражданин начальник!" В 1940-е годы папироса и сигарета стали спутником жизни многих женщин и курили, разумеется, не только развесёлые "мурки", но и работницы фабрик, директорши предприятий, вагоновожатые и докторицы. Это было связано с тем, что во время и после войны женщины были вынуждены "играть по мужским правилам"...


  • Модную длину волос, помимо М.А. Колывановой, демонстрирует манекенщица Галина Суворова.

  • Самой популярной длиной волос становиться длина по плечи (или чуть короче) с легкой завивкой на бумажные «папийотки». Среди обеспеченных дам в моде локоны и замысловато уложенный "валик" надо лбом. Сообщница Ручечника, как раз, работает в образе обеспеченной дамы с хорошо сделанной, профессиональной завивкой.


  • Тщательно причёсанные девушки середины 1940-х гг. - неизвестная pin-up girl и гражданка С.П. Волокушина.

    После войны пользовались широким спросом трофейные товары. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге "У нас была великая эпоха" так описывает сложившуюся после войны ситуацию: "На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — "трофейное барахло", вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды."


  • Слева - трофейный немецкий корсет-грация (колоссального размера, кстати).
  • Посередине - дама выходит замуж в трофейном платье...
  • Справа - трофейное платье..

    Часто трофейное барахло, снятое с чужого плеча, не могло сидеть идеально - оно было пошито или куплено на другого человека: немки имели массивные плечи, широкую талию и длинные стройные ноги, тогда как среднестатистическая советская женщина отличалась неширокими плечами, выраженной талией и довольно крепкими ногами средней (или ниже среднего) длины. Для того, чтобы привести в соотвествие немецкий пиджачок и советскую фигуру, существовали эти самые Верки-модистки.


  • Слева - дама в трофейной одежде.
  • Справа - жёны обеспеченных граждан (справа - жена дипломата) в привозной одежде.
    Взято из книги А.Васильева "Русская мода".


    Верки жили бедно и особо не разбирались, что за шмотьё им притаранил очередной клиент - оно могло быть честно отнятым у какой-нибудь Фредерики-Августы на подступах к Потсдаму, а могло быть и вынесено из квартиры профессора или генерала... Перешитое Веркой пальто - с подкладкой от одного и лисьим воротником от другого - поступало в оборот и уже доказать что-либо не представлялось возможным.


  • Трофейные открытки.

    Трофейные открытки с многочисленными и незнакомыми дивами UFA также имели авторитет модных журналов. Костюмы и причёски, в лучшем случае, 1944 года, воспринимались как приметы красивой жизни. Создатели фильма "Серенада Солнечной долины" были бы крайне удивлены, узнав, что костюмы из этого фильма этак до 1950 года будут восприниматься в СССР, как весьм актуальное шмотьё (все эти свитера "с оленями").
    В "домашней" моде - широкие шёлковые халаты "с драконами" - типа кимоно. Правда, носили их отнюдь не работницы фабрик...


  • Сцена в ресторане.

  • Из статьи американского журналиста: "Среди женщин – шляпка на голове – признак хорошего заработка; менее обеспеченные носят шали или платочки завязанные узлом на головой. Самые модные женщины – студентки университета, переводчицы, журналистки, доктора – тоже носят чулки из вискозного шелка и не скупятся на губную помаду. Салоны красоты и маникюрши пользуются большим спросом, так же как и парикмахерские – которые как и в царское время называются старинным названием, означающим «изготовитель париков»*
    *Имеется в виду слово парикмахер (от нем. Perücke - парик и machen - делать какую-либо вещь, готовить) - пришло в русский язык в XVIII веке именно в значении "делатель париков".


  • Справа и слева - манекенщица Галина Суворова.
  • Посередине - фото из модного журнала. Позади статной дамы стоит дама поменьше - манекенщица Мария Брунова.

  • В фильме "Место встречи..." советское общество 1940-х показано , как весьма неоднородный и неоднозначный социум. Так, помимо "светлых сил" во главе с МУРовцами, бывшими фронтовиками и милыми девочками из пед.ВУЗов и противостоящих им ворам - бандитам, есть ещё один "мир". Это мир маникюрш, модельерш, артисток и манекенщиц - мир, скажем так, весьма тухловатый и не вполне советский. Так, сделать подружкой Фокса учительницу было бы просто немыслимо, а вот модельером или артисткой - запросто!


  • Послевоенная мода.

    И вот красивая старая дева Соболевская показана таким образом, чтобы все поняли - она, разумеется, нам не враг, но и не особо друг. Она ходит в косметической кремовой маске, всегда нарочито-хорошо одета и любит романтические приключения (в виде Фокса). Фрагментарно показана и демонстрация мод - тоже какое-то "не наше" зрелище. Убитую Ларису Груздеву, от которой муж сбежал аж на Лосинку, тоже, вероятно, была красивой (судя по тому, что её сестру играет Светлана Светличная) и модно одетой дамой. И очень ценила мужественную мужскую красу (опять же - в виде Фокса).


  • Слева - в магазине консервов.
  • Справа - в парфюмерном отделе

    ...Начало борьбы с влиянием зарубежных мод связано, безусловно, с изменением главной тенденции в женском силуэте и возникновением в Париже зимой 1947 года «нью лука», революции в силуэте платьев у Кристиана Диора. Новый силуэт заставил бы в одночасье изменить все модели и выкройки для массового и серийного производства, при этом увеличить расход ткани. К чему ни советская мода, ни советская промышленность не была готова. Таким образом, тяжелые подкладные плечи и укороченная длина юбок еще долго царствовали в гардеробе советской женщины. Ну и "борьба с космополитизмом" также внесла свою лепту в развенчание чуждых нам силуэтов.


  • Статуэтка "У маникюрши".

    Отличительной чертой модного мужского силуэта того времени были широкие подкладные плечи, как у пиджаков, так и у верхней одежды. Рубашки носились как однотонные, так и в полоску, с небольшим воротником и галстуком. Причём был актуален широкий силуэт, как будто вещи несколько великоваты. Важным аксессуаром каждого интеллигентного или руководящего мужчины была фетровая шляпа. Тогда же прозвучал вопль мещанки: "А ещё шляпу надел!"


  • Одежда советских людей конца 1940-х - начала 1950-х гг.

    Особым шиком считалось ходить в военной форме, и не только потому, что больше одеть было нечего. Фронтовики были самыми желанными гостями и женихами: нормальное желание женщины - выйти замуж за воина. Более того, люди в военной форме казались вне всяких подозрений - в народном сознании они символизировали абсолютное добро. Поэтому-то Фокс и прикидывался офицером-фронтовиком.



    Актуальны мужские кожаные пальто и куртки - необязательно трофейные или американские. Некоторые доставали кожанки своих отцов. В чёрном кожаном пальто мужчина выглядит значительнее - людям в коже приписывается властность и жёсткость.


  • Особый шик - чёрное кожаное пальто, символ мужественности и власти.

  • ...Одновременно с этим в мужской моде всё больше чувствовались “блатные “ тенденции. Дворовая культура порождала особую атмосферу - её жертвами становились, прежде всего, дети и подростки. Полностью предоставленные сами себе, они с удовольствием примеряли на себя роли "жиганов". В "блатной" моде - кепочка, противостоящая интеллигентской шляпе. Типичный прикид хулигана тех лет - синяя кепка-малокозырка, смятые "в гармошку" хромовые сапоги, белый шарф и, конечно, зуб-фикса.


  • Интересная деталь - "мент" одет по типичной "блатной" моде, бандит одет как дипломат - в велюровый пиждажок...

    Мир малолетних хулиганов той эпохи - это отдельная тема для целой книги, потому что через эту "романтику" проходили не только те, кто потом влился в дружные ряды "щипачей" и "медвежатников", но и дети из вполне приличных семей. Среди дворовых мальчишек считалось особым шиком не просто хулиганить, но и водиться с местными урками, покуривать и, разумеется, держать голубятню. Всё это вкупе с "тюремными" песнями, татуировками, словечками составило особый пласт городской послевоенной культуры.


  • Слева - Иван Бортник - исполнитель роли Промокашки.
  • Справа - Промокашка и Жеглов - приятели по жизни.

    Связано это было не только с тем, что огромное количество людей проходило через ГУЛАГ и привносило в свой быт "блатную феню" и прочие атрибуты своей отсидки. Виновата и беспризорность, и безотцовщина, и невозможность работающих матерей заниматься своими детьми. Мир бандитов манил детей точно также, как мир героев Майн Рида или Луи Буссенара - риск, погони, драки, презрение к боли, ненависть к навязанным авторитетам и так далее.


  • Слева - дворовый пацан Лев Дуров.
  • Справа - студент горного техникума Иосиф Кобзон.
    Взято из журнала 'Gala-Биографии'.


    Небольшая роль Промокашки в фильме "Место встречи...", тем не менее, является достаточно заметной - молодой "шестёрка" в банде. По существу, он - главный носитель этой субкультуры. По замыслу сценариста роль Промокашки была гораздо объёмнее - он должен был петь песни, однако, чиновники тогда запретили подобную популяризацию "русского шансона".


  • Лев Дуров в компании.
    Взято из журнала 'Gala-Биографии'.


    Кстати большинство современных людей (даже весьма респектабельных) постоянно употребляет в своей речи слова из блатной "фени". К примеру, такие слова, как ксива, кодло, параша, фрайер, пацан, родаки (близкие родственники), салага, не говоря уж о всеми любимом слове "мент".
    Считается, что основу блатного языка составляет идиш - в начале XX века по тюрьмам скиталось очень много воров, проституток и мошенников именно этой национальности. Иногда "феньку" ещё именуют почему-то "лагерным ивритом".

  • КРАТКИЙ СЛОВАРЬ БЛАТНОЙ ФЕНИ.

    ***


  • Кадр из фильма "Новые похождения солдата Швейка" (1943), который смотрели Шарапов и Промокашка.

  • ...Помните атмосферу кинотеатра, куда зашли Шарапов и Промокашка? Тогда перед сеансом пели эстрадные исполнители - эту особенность подчеркнул Говорухин, выведя в эпиходических ролях Наталью Крачковскую и Зиновия Высоковского. Показано с ностальгической иронией - два немолодых и не слишком талантливых певца играют на маленькой сцене "любовное свидание". Пение перед сеансом считалось чем-то вроде "второго сорта", как и пение по ресторанам.


  • Дина Дурбин и Джаннет Макдональд.

    Фильмы, которые смотрели советские граждане 1940-х, делились на два типа - "наши" - их было мало (в основном - довоенные) и "трофейные" (их было гораздо больше). Правда, в эту категорию почему-то попадали и американские кинокартины, которые трофейными, собственно, не являлись. Невероятно популярны были "Тарзан", "Сестра его дворецкого", "Серенада Солнечной долины", "Судьба солдата в Америке".


  • Слева - кадр из фильма "Девушка моей мечты".
  • Справа - кадр из фильма "Серенада Солнечной долины"

    ...Из немецких - "Девушка моей мечты" и "Индийская гробница". По-прежнему любимы картины "Большой вальс" и "Петер" - их демонстривали в СССР ещё до войны, однако, они не потеряли своей актуальности. Итак, мальчики во дворе играли в Тарзана, девочки покупали на "толкучке" трофейные открытки с Диной Дурбин, Марикой Рёкк, Джаннет Макдональд.


  • Слева - кадр из фильма.
  • Справа - советская женщина с ребёнком. 1947 год.

    В фильме постоянно произносится словосочетание "продовольственные карточки".
    14 декабря 1947 года было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". Через два года после окончания войны, невиданной по своему напряжению и жертвам, СССР оказался в состоянии отменить вызванное войной нормированное снабжение населения продуктами питания и промышленными товарами и перейти к нормальной развернутой советской торговле.


  • Рекламные плакаты конца 1940-х гг.

    Помните фразу Жеглова про "домик в Жаворонках с коровкой да кабанчиком"? Имеется в виду, как Вы понимаете вовсе не дача. Дело в том, что западное направление (Жаворонки, Перхушково, Голицыно, etc) в те времена не было сугубо дачным. Его планировали сделать резервным при расселении коммуналок центра Москвы. На станциях Дачное, Малые Вязёмы, Пионерская, Немчиновка, всё те же Жаворонки строились деревянные дома с возможностью для жильцов обзаводиться "хозяйством" - коровками да кабанчиками. Правда, это была вовсе не популярная мера - никому особо не хотелось уезжать с Арбата в городок Голицыно. Хотя, клоповники-коммуналки тоже не сахар. Это немыслимое расселение происходило примерно до 1951 года, после чего всё это дело тихо "свернули". Но многие люди так до сих пор там и живут...


  • Отсыпь нам сахарку и даже не мечтай о домике в Жаворонках...

    Что можно сказать о том времени? Самая популярныя композиция - 'Rio-Rita', самое популярное дамское имя - Лёля, самый популярный человек... вот с ним - заминка. Что любопытно, в фильме не звучит имя, которое (вроде бы!) просто обязано звучать - СТАЛИН. Сталинская Эпоха оказалась эпохой кого угодно - МУРовцев, бандитов, манекенщиц, фронтовиков, биллиардистов, актрис и сторожей. Но не Сталина. У него отняли право жить в такую героическую эпоху...

  • САЙТ ФИЛЬМА.

  • Tags: 1940, История моды, Кино, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 119 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →