Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Война и мода.


  • Как Вы считаете, к какому историческому периоду может относиться это милое платье? Бантики, рюшки, наивная расцветочка... На ум не приходит, как правило, ничего конкретного - то ли детское платице Наташи Ростовой, то ли наряд куклы наследника Тутти. Тем не менее, это платье сезона 1915-1916 гг. - мода Первой Мировой Войны.


  • Моды 1915-1917 гг.

    Действительно, с началом войны женская мода странным образом изменилась - куда-то исчезли бескорсетные прямые платья, странные шляпы, эгреты и яркие сочные шелка, предложенные Полем Пуаре. На их место откуда-то из глубины прабабушкиного сундука вернулся кринолин, в моду вошла розово-голубая гамма, кушачок, завязываемый на спине воздушным бантом... И вот, что главное - впервые открылись ноги.

    Под lj-cut - размышленая на темы:

  • "Фонарики" и рюшечки Третьего Рейха.
  • Рококо - военный стиль?!
  • У войны - наивное лицо (феномен Дины Дурбин и Людмилы Целиковской).
  • На десерт - Спасите девушку - 'baby-doll'!



  • Для сравнения - так выглядела предвоенная мода 1910-1914гг.(Модели Ж.Пакэн и П.Пуаре).

    Мне иногда приходилось читать, что укороченные юбки Первой Мировой войны - это реакция "самок" на уменьшающееся количество "самцов" (завлекательный манёвр). Или - что это был способ экономить материалы. Разумеется, первое мнение принадлежит современным авторам, второе - часто встречалось в советские времена. Выскажу своё мнение - весьма далёкое, как от надоевшего всем здравомыслящим людям, фрейдизма, так и от советской монументальной политэкономии.


  • Слева - карикатура "Война всё длиннее - юбки всё короче".
  • Справа - костюмы Ж.Ланвэн и П.Пуаре 1915 г.

    Кого, скажите, может завлечь наивное платьице с оборочками? А как можно сэкономить материал, изготавливая юбку на кринолине? Вот именно. Я не зря вспомнила о детском платье и наряде для куклы, потому что женская мода Первой Мировой предназначалась не для взрослой женщины, которая хочет мужика, а для женщины-девочки, которая ждёт защиты от этого мужика.


  • Моды 1915-1916 гг.

    Это стиль дорогой фарфоровой куклы, которую нужно срочно завернуть в вату. Это образ пассивно ждущего существа, которое в любой момент может упасть и разбиться вдребезги. Разумеется, это была мода аристократических салонов Парижа, но и простые горожанки встретили "короткий" стиль весьма благосклонно - в укороченных платьях было проще жить и работать. Именно в Первую Мировую женщина прочно заняла место в конторе, на заводе и за рулём. В юбке, которая волочится в виде шлейфа, работать просто невозможно...!
    То есть, отрезанный подол оказался хорош для всех - и для хорошенькой бездельницы, и для вагоновожатой.


  • Моды 1918-1919 гг.

    Послевоенная мода отмечена метаниями между довоенным стилем и теми странными рюшечками, о которых было сказано выше. Одно радует - юбка продолжала укорачиваться, пока не достигла колен. Мода 1920-х годов - спорт, чарльзтон, "гарсон" и дансинг - это мода уставших от войны людей, которым хочется только одного - удовольствий...


  • Женственная мода 1930-х гг. - вечерние туалеты и прогулочные костюмы.

    Мода 1930-х была точно создана для зрелой женщины - длинные платья, непременные шляпки, перчатки на все случаи жизни, туфли на высоком каблуке, небольшие, но тщательно уложенные причёски. Мода 1930-х превращала 20-летнюю девчушку в матрону и, если честно, немилосердно старила. Настоящей даме 30-х годов - всегда "за 30"...


  • Немецкие девушки начала 1940-х гг.

    Но начавшаяся война опять...отрезала женщинам подол, вернула немыслимый рукав-фонарик, вместо струящегося шёлка женственной юбки появился "солнце-клёш". Вопреки всякой логике, короткие стрижки довоенной поры постепеннно сменились кукольными локонами...


  • Немецкие открытки 1940-1941 гг.

    В Третьем Рейхе мода на "фонарики" совпала с пропагандой т.н. "баварского" стиля, основу которого составляет белая блузка с пышными рукавами, узкий корсаж и пышная юбка. Если до войны "народный стиль" не пользовался особым спросом (дамы всё равно стремились к парижским модам), то с началом войны немецкие девушки всё чаще наряжались именно так и по доброй воле, а не по разнарядке Геббельса.


  • Для сравнения - стиль 1930-х и "военный" стиль Третьего Рейха.

    В Америке во время войны наибольшей популярностью пользовалась актриса с внешностью пухлой девочки-подростка - Дина Дурбин. Она прославилась ещё до войны, однако, пик своей популярности Дина пережила в 1942-1944 гг. Именно её - женщину-девочку - и хотел защитить каждый американский солдат. Она получала мешки писем с фронта - каждый хотел написать именно ей... После войны бантики Дины Дурбин постепенно вышли из моды, а попытка сыграть что-нибудь серьёзное провалилась.


  • Дина Дурбин.

    В 1948 году руководство киностудии прекратило контракт с Диной Дурбин, заявив, что она слишком стара, чтобы играть роли молоденьких девушек, а для более сложных ролей она не слишком талантлива.
    Кстати, Дина Дурбин до сих пор жива!


  • Людмила Целиковская.

    ...В советском сталинском кинематографе самой красивой считалась Валентина Серова, самой "звёздной" - Любовь Орлова, а самой милой - Людмила Целиковская. Если в довоенную пору на экране царила Орлова, которую иногда пыталась оттеснить Серова, то во время войны сердца были отданы именно Целиковской - женщине с кукольным лицом.

  • «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» - статья в "АиФ".


  • Людмила Целиковская.

    Она выглядело по-детски наивно, хлопала ресницами и счастливо улыбалась - это была девочка, нуждавшаяся в защите сильного. Орлова была слишком сильной женщиной, а Серова...слишком женщиной, чтобы даже предположить, что они могут "упасть и разбиться".
    Людмила и после войны играла в театре, снималась в кино, однако, пик популярности - опять-таки - пришёлся на военные годы.

    ***
    Лирическое отступление №1.

    В одной весьма умной книге прочла любопытную фразу: "Расцвет стиля рококо пришёлся на 1740-е - 1750-е годы, во всяком случае, после 1763 года интерес к рокайльным изображениям сменился иными пристрастиями...". (Ну, там дальше шли рассуждения по поводу "последнего героя" - Фрагонара, который уже в 1770-е годы всё ещё творил в стиле рококо, тогда как всех давным-давно занимал классицизм, - нам всё это не так важно.)


  • Женщины военного времени.

    Важно другое. 1740 - 1763 гг. - это годы, занятые войной за Австрийское Наследство и Семилетней войной (с перерывом, разумеется). И вот, что интересно, именно в это время в моде голубой, розовый, бледно-салатовый цвета, многочисленные бантики, розовая пудра и прочие "омолаживающие" штуки. Если в 1730-е годы в костюме допускались и ярко-синий, и малиновый, и зелёный, то во время войн женщины "прятались" в свои детские "конвертики" и ждали защиты от фашистов.


  • Сравните женщину 1733 года - наглую и уверенную в себе с куколками 1740-х гг...

    После войны вновь возобладали и зелёный, и бордовый, и причёская "выросла", и детскость исчезла. Вспомните женщин с полотен Т.Гейнсборо, да и стиль времён мадам Дюбарри был вовсе не "наивным".

    ***
    ...Параллельно с кукольно-девчачьим стилем во время войны развивается милитаризированный, или нет - "мужественный" стиль одежды (об этом можно прочесть в любой книге по истории костюма). Расширяются плечи, возникают накладные карманы, талия подчёркивается строгим поясом с пряжкой. В женской одежде появляются элементы мужского костюма.


  • Мода для женщин 1740-х и 1940-х годов, которым не идёт кукольный стиль...

    Таким образом, военная мода развивается в двух направлениях: "наивный стиль" и "мужеподобный" стиль. Поняли почему, да? Именно таким женщинам проще всего выжить во время войны - наивную защитят, сильная защитится сама. Забота о самосохранении и никакого фрейдизма!

    ***

    Лирическое отступление №2.

    В современной моде существует так называемый 'baby doll style' - нарочито детский, кукольный стиль - короткие расклешённые юбочки, гольфики, банты, туфли с круглыми носами, в качестве причёски - два хвостика. Иногда этот стиль называют "стилем Лолиты"... Девочки - 'бэби долл' обязаны быть очень худыми и старательно изображать наивность.


  • Стиль 'baby doll': слева - "высокая мода", справа - "прет-а-порте".

    Психологический портрет девуши 'бэби-долл': нежелание взрослеть, боязнь отвественности, страх перед жизненными неудачами (в число которых входит набор веса), активная childfree-позиция, максимализм, любовь к маленькм аксессуарам - сумочкам, зеркальцам, пуговкам и зонтикам (желательно с изображением "101 далматинца" или кошечки Китти). Девушки 'бэби долл' часто имитируют детские повадки - ставят ножки носками внутрь, замечены в любви к "чупа-чупсам", надувают жвачные пузыри и обожают анимэшки. Девушки 'бэби долл' открыто презирают всех "уродов" - они-то писаные красавицы! (Лично мне наиболее смешны бэби-долл, лезущие в...политические движения с явной "коричневой" или "красной" окраской - "коктейль" из розовых соплей и свастик (или - красных звёзд) вызывает у меня нечто среднее между истерическим смехом и тошнотой.)


  • Дурочкам всё к лицу и всё можно...

    ...Им нравится быть глупенькми. Не дурами, а именно - глупенькими, маленькими, беззащитными. Типичной представительницей этого стиля можно назвать Пэрис Хилтон - слабую, безвольную, миленькую идиоточку, которая психологически не вышла из детского возраста и живёт по принципу: "Дай!" Такие переростки всех раздражают.

    На деле девушка 'бэби-долл' сигнализирует о том, что ей страшно - она нуждается в защите и не находит её. Приходится притворяться пятилетней девочкой, которой всё можно... Кстати и лезут-то они в ультра-правые или левые движения именно в поисках защиты.

  • Tags: XVIII век, Девочкам на заметку, История моды, Пруссачество, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 151 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →