Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Золотой Век. А кому как...

  • Одна из ошибок Человечества заключается в неумении и нежелании жить настоящим. Вот Пушкин. Вроде бы и не глупый человек, а сказал: "Сердце в будущем живёт, настоящее уныло..." Большинство людей делятся на тех, кто живёт прошлым и на тех, кто живёт будущим. Но если бы только отдельные люди! Практически каждая эпоха создавала свой миф о Золотом Веке, причём оный не обязательно оказывался в далёком и не поддающемся проверке прошлом. Иногда Золотой Век "переносился" в будущее.


  • Обложки журналов 1950-х гг.

    К примеру, в СССР однозначно никто никому не обещал скорого счастья. Оно то переносилось в Прекрасное Далёко - без точных и даже примерных дат, то вдруг обретало конкретные сроки. Так, совершенно магической считалась дата - 2000 год. К 2000 году сначала обещали построение Коммунизма, потом опомнились и стали обещать несколько более скромное счастье - "каждой советской семье - отдельную квартиру".


  • Оттуда же.

    Кстати, в 1960-е годы все верили в то, что Коммунизм будет построен уже в начале 1980-х гг. Вообще, вся жизнь советского человека была наполнена ожиданием светлого Завтра.
  • "Через четыре года здесь будет Город-Сад!
  • "Но мы еще дойдем до Ганга, но мы еще умрем в боях, чтоб от Японии до Англии сияла Родина моя!"
  • "И на Марсе будут яблони цвести!".

    Таким образом, человек привыкал к жизни в ожидании счастья. Он приучался откладывать "на потом" эмоции радости. "Вот перебьём всю контру...! Вот сдадим новую домну (шахту, азотно-туковый комбинат)...! Вот получим новую квартиру...! Вот тогда-то и наступит что-то неожиданно-прекрасное.


  • Кадры из фантастического фильма "Космический Рейс". 1935.

    ...Большинство людей на территории бывшего СССР честно ждало Миллениума. Люди уже давным-давно "забили" и на обещанный Коммунизм, и даже на неполученные квартиры, но всё равно - трепетно ждали. Всем казалось, что вместе с магией цифр и переходом в новое тысячелетие наступит нечто феерическое. Феерии не было, ибо 2-0-0-0 - это простой набор цифр.


  • Москва будущего с обложки журнала.
  • Москва будущего из фильма "Космический Рейс". 1935.

    Но вернёмся к СССР... Согласно концепциям советских фантастов, в грядущем будет настолько хорошо, что люди прекратят бить друг другу морды и пить "горькую"... И рассуждать они будут примерно следующим образом:
    "Как понять чудовищные массовые психозы в конце ЭРМ - Эры Разобщённого Мира, приводившие к уничтожению культуры и избиению лучших? Молодые люди ЭВР - Эры Встретившихся Рук - безмерно далеки от всего, что связано с истерически напряженной нервозностью и страхами прошлых времен..."


  • Кадры из фильмов "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Нач. 1970-х гг.

    Люди будут покорять Космос, делать добро и не воровать дрова у соседей, да и воровать будет незачем, потому что у всех будет всё. Однако Советский Золотой Век выглядел очень аскетично и подходил далеко не всем - в прекрасном будущем было много космических кораблей, мега-тракторов и просторных квартир с окнами-иллюминаторами и прозрачными крутящимися столиками.


  • Кадры из фильмов "Москва - Кассиопея" и "Космический Рейс"..

    Но пива, воблы и толстых красивых блондинок "под пивко" почему-то не наблюдалось. Французские духи с дефицитными джинсами тоже не упоминались.
    Подразумевалось, что все будут ходить в скафандрах или в белых хламидах, пить воду и закусывать питательными смесями. Для построения такого Золотого Века нужно было уничтожить вещизм, пьянство, разврат и капиталистов, а всё вышеперечисленное уничтожаться упорно не желало, и, в конце-концов, общими усилиями ещё и победило.

    ***

    А вот для Третьего Рейха Золотой Век однозначно располагался в прошлом, и, чтобы "догнать" его достижения, нужно было хорошо поднатужиться...


  • Картины Константина Васильева.

    В период борьбы за власть национал-социалисты видели свой Золотой Век в дохристианской, мистической Германии, воюющей с разноплеменным расово-нечистым Римом. В языческой мифологии немецкие НС находили истоки "новой религии", которая сметёт, якобы, неактуальное и враждебное белому человеку христианство. В обращении к чистой и светлой древности прослеживалось желание "смыть грязь", которую принёс век машин, джаза и массовой культуры...


  • Картины Константина Васильева.

    Кстати сказать, именно этот "романтический нацизм" так нравится современным молодым НС. Миф о чистоте крови, Зигфрид, валькирии, викинги, "белокурые бестии", благородные звери. Однако НС-государство со временем выбрало для себя совершенно другой Золотой Век... Галантный Век. Это только на первый взгляд кажется бредом сивой кобылы, а по сути - всё правда. XVIII век - эпоха крупнейших немецких достижений во всех областях - от войны, до науки, от музыки до градостроительства. Время Моцарта, Гайдна, Лейбница, Фридриха Великого, Баха, мейссенского фарфора, в конце-концов...


  • НС-фильм о Моцарте.

    Время, когда немцы реально правили миром. На троне Англии - немецкая ганноверская династия, на троне России - гольштейн-готторпская ветвь Роомановых. В крови Бурбона Людовика XV - немецкая кровь его матери - Аделаиды Савойской, жена Людовика XVI - белокурая Мария-Антуанетта. Немецкие принцессы - самый ходовой "товар" на рынке невест. Кстати и целенаправленное изучение любимого нацистами язычества началось именно в Галантном Веке (в России - тоже!)

    Галантный Век оказался самым экранизируемым историческим периодом. От пропагандисткого "Еврея Зюсса" до оперетточного "Нищего студента" - все эти фильмы повествовали об эпохе "красных каблуков и величавых париков". Скажите, Вы сможете назвать хоть один фильм о дохристианском периоде в истории Германии, снятом в Третьем Рейхе? Ну, хоть самую незначительную постановку? Я тоже не смогу.


  • Истории из жизни королей, поэтов и их женщин...

    Но основным персонажем Золотого Века был, конечно же Фридрих Великий. Из него в Третьем Рейхе старательно лепили языческое божество, великое и несчастное. Он, действительно, был мудр и коварен - как Один, храбр - как Тор, прекрасен и чувствителен - как Бальдр и хамоват - как Локи...


  • НС-киношедевры с участием кудрявых париков и шёлковых панталон...

    НС-режиссёры настолько скрупулёзно экранизировали каждый пук жест из жизни великого короля, что это породило целое направление в немецком кино - 'Fridericus-Rex Film'. Короче, его так залюбили в Третьем Рейхе, что после падения оного, бедняга-король стал чётко ассоциироваться с нацизмом и даже - с Холокостом, хотя, в отличие от своего папы, он не избил ни одного еврея...


  • 'Fridericus-Rex Film'.

    Из воспоминаний Ольги Чеховой, актрисы Третьего Рейха: "Прием в Шарлоттенбургском дворце был дан Герингом... В прусском старинном дворце комнаты были освещены свечами в старых люстрах, все присутствующие были в костюмах времен Фридриха Великого. После ужина я сидела с королевской парой в саду - говорили о моих фильмах, гастролях и о Московском Художественном театре..."


  • Просто он любил римское приветствие и восточные земли.

    ***

    Кстати Галантный Век был Золотым Веком и для такой непохожей на Третий Рейх эпохи, как 'Belle Epoque' (1889 - 1914 гг). Достаточно взглянуть на творчество объединения "Мир искусства", на фотки Кшесинской из балета "Камарго", на парижских светских "львов" в маскарадных костюмах стиля Louis XV, чтобы понять, как много в 'Belle Epoque' было тоски по этому самому Louis XV...


  • Золотой Век Константина Сомова...

    Модельер Жак Дусе не только коллекционирует картинки Фрагонара, но и создаёт бальные платья в духе Марии-Антуанетты; в моде - сумочки "Помпадур" и причёски - "а-ля маркиза". Актуальны милые глупости, вроде столиков стиля "шинуазери" и пуфиков, вышитых розами.


  • Золотой Век Обри Бердслея...

    Галантный Век воспринимался, как прекрасное, несуетное, но полное заманчивых приключений время, как невозвратная и абсолютно счастливая эпоха, так некстати закончившаяся Великой Французской Революцией. Людям XVIII века приписывался особый эстетизм, возвышенность чувств и утончённость эротического переживания. Как там у Николая Агнивцева:
    "В саду у дяди-кардинала,
    Пленяя грацией манер,
    Маркиза юная играла
    В серсо с виконтом Сен-Альмер".



  • Псевдо-античные танцы.

    Другим "идолом" 'Belle Epoque' была античная Греция. В моду опять вошли стихи Сафо и "Дафнис и Хлоя" Лонга. Ложи рукоплещут крупноватой американке - Айседоре Дункан, которая свои прыжки и притопывания называет "античным танцем"... Воодушевлённая успехом, Дункан решает устроить феерическое шоу на развалинах эллинских храмов.


  • ...У Айседоры нашлось много последовательниц...

    Вот только реальные греки посмотрели на танец "божественной Айседоры" с участливым недоумением. Однако мода на хитоны и пеплосы на этом вовсе не закончилась, а когда модельер Мадлен Вионне представила публике свою "греческую" коллекцию, случился пикантный скандальчик - оказалось, что манекенщицы дефилирировали без нижнего белья...

    Ну и, конечно, интеллигенция на своих дачах любила кричать о "новой - прекрасной жизни", которая вот-вот наступит, но надо "работать-работать!" и "в Москву - в Москву!" И вся Россия будет - вишнёвый сад.

    ***

    В Галантном Веке, который был Золотым для Третьего Рейха и 'Belle Epoque', люди тоже маялись от собственного несовершенства - их идеалом была всё та же античность. Но не реальная, а придуманная поэтами и художниками. Эталоном называли "счастливую страну Аркадию" (центральную часть Пелопоннеса).


  • ...Пастушки, собирательницы плодов и прочие жители села выглядели не вполне колхозно...

    Считалось, что именно там обитает недосягаемая гармония, а непритязательная любовь под кипарисами не идёт ни в какое сравнение с жеманным кокетством дурочек-графинь... Аркадские пастухи, воспевавшиеся с фантастическими прикрасами, сделались предметом рода поэзии — пасторали. Однако мир пастушков и пастушек был вовсе не похож на реальную античность - в Золотом Веке, изображаемом со всей причудливостью стиля рококо, жили всё те же графини в своих фижмах и кудряшках.


  • ...Идеальный мир.

    Идеальный мир рококо утопал в цветах и был подёрнут розово-голубой дымкой, в неестесвенно - красивых облаках кувыркались голозадые купидоны, а заказчица картины возлежала полуголая на "аркадских" травах в виде невинной нимфы... Мужикам такие картины очень даже нравились!


  • Флора, Геба, Артемида.

    На маскарадах дамы и кавалеры часто выбирали себе костюм царицы Зенобии или Геракла - фижмы, шёлк, брилльянты и много-много перьев. Желеобразные виконты изображали из себя победителей Немейского льва, а их неподъёмные виконтессы - стройных Артемид.

    Вместе с тем...


  • Футуризм XVIII века.

    Вместе с тем, и тогда жили люди, которым тоже хотелось новенького, необычненького - и они выдумывали Светлое Будущее. В XVIII веке образованный народ был охоч до утопий и наивного конструктивизма. Уставшие от вычурной и манерной жизни, люди видели в будущем воплощение идеалов чистоты, простоты и каждодневного созидания.


  • Придворный архитектор Людовиков XV и XVI - Клод Леду верил, что люди будут жить в его домиках!!!

    Аскетизм среди идеальной (возделанной человеком!) природы, простая одежда, простая еда, жена - не пилит, дети - не орут (жёны - общие, детей воспитывает государство). В общем, дом-коммуна имени товарища Бухарина, 1925 год, один примус на три "отсека" и шамовка в вегетарианской столовой.


  • И ещё немного сюра из галантного века...

    ***

    А что же теперь? Светлое будущее сегодня не в моде. Настоящее - тоже весьма неказисто. Где суть? Правильно, в прошлом. Ещё в 1970-х, когда часть населения поняла, что Коммунизма с квартирами всё равно не будет, началась ностальгия по дореволюционной России.


  • Николай и Александра.

    Народ сначала пел о поручике Голицыне и корнете Оболенском, потом, с Перестройкой, начал искать в своём рабоче-крестьянском генеалогическом древе владельцев заводов-газет-пароходов и ругать Советскую Власть, отнявшую у них имение в Симбирской губернии и дом с колоннами на Остоженке. Один режиссёр даже пустил слезу под названием "Россия, которую мы потеряли".


  • Открытки 'Belle Epoque'.

    Попсовые мальчики надрывно пели про то, "как упоительны в России вечера". "Балы, красавицы, лакеи, юнкера...И вальсы Шуберта, и хруст французской булки..." И сразу тётки в зале пускали слезу и представляли себе, что красавицы - это они, а юнкера - их кавалеры. Не лакеи же, право?

    В общем, для современного общества Золотым Веком можно считать 'Belle Epoque', которая, кстати сказать, сама себя ненавидела и считала уродливой декаденткой...

  • Tags: 1960, Belle époque, XVIII век, Галантный Век, Кино, Пруссачество, Ретрофутуризм, СССР, Фридрих Великий
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 168 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →