Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Несовпадение.

  • Мы часто приписываем людям качества, которых у них нет, основываясь на нашем представлении о том, что у "здоровенного бородача должен быть густой бас и непоколебимая сила воли"; что "женщина, поющая низким томным голосом, обязательно роскошная блондинка со скандальной репутацией", а "человек с фамилией Слюнько непременно плюгаво - лысое ничтожество на тонких волосатых ножках". Разумеется, я утрирую, но факт остаётся фактом - мы часто "дорисовываем" образ человека, основываясь на личном опыте.


  • У актрисы Натальи Седых внешность типичной скромницы - отличницы.

    Вот типичный пример. Все в детстве видели фильм "Морозко" с Натальей Седых в главной роли. Тихий, сладковатый голосок, взгляд украдкой, толстовское непротивление злу. Мог ли кто-нибудь предположить, что актриса, обладающая настолько ангельским лицом, в жизни далеко не ангел, а вполне земная чувственная дама, заводившая в своё время роман за романом? Ну никак не вяжется!


  • Фотографии последних лет.

    А что с нами происходит, когда мы узнаём о несоотвествии наших ожиданий - реалиям? Удивляемся и где-то даже разочаровываемся. Нам подсознательно хочется, чтобы человек с лицом уголовника был непременно уголовником, но не писателем, а худой очкарик - непременно профессором (ну, на, худой конец, хакером), но никак не сутенёром.

    Почему это происходит? Оказывается, это наш древний инстинкт распознавания "свой - чужой", "съедобно - ядовито", "опасно - безопасно" и так далее, просто он трансформировался в некие устойчивые стереотипы восприятия людей и явлений. Мы "разочаровываемся" тоже инстинктивно, потому что в пещерные времена ошибка в восприятии могла стоить жизни: прикиньте, на вид ягодка была съедобная, а ваш далёкий предок съел и скопытился...


  • Глядя на эту строгую и правильную даму, сложно представить, что она прыгала из постели в постель и постоянно ввязывалась в полукриминальные махинации.

  • ...Читая, например, о матери Екатерины II, герцогине Иоганне Анхальт - Цербстской, сложно удержаться от усмешки - все её коммерческие начинания, романы и деятельность в духе Маты Хари выглядит как суета гусекрада Паниковского из "Золотого телёнка". Ночёвки в придорожных гостиницах, любовники, которых то она обирала (то - они её) и несостоявшаяся шпионская миссиия при дворе Елизаветы Петровны. Нам представляется бойкая, глуповатая, всклокоченная дамочка в грязных перчатках и поддельных драгоценностях. Персонаж для эксцентричной Людмилы Гурченко. Но. В реале эта дама выглядела столь арийски-возвышенно, что могла бы послужить моделью для возможного шедевра Йозефа Тораха: "Кримхильда оплакивает Зигфрида".


  • Мы почему-то представляем Екатерину II рыжей или же - белокурой. Посередине - Джулия Ормонд, сыгравшая Екатерину.

  • Кстати, её дочь - императрицу мы часто представляем себе рыжей или белокурой, основываясь на странном стереотипе - "немка, значит беленькая". К тому же, как сказал один маленький мальчик: "У неё какое-то рыжее лицо. Ну, такое какое всегда бывает у рыжих". Закреплению стереотипа способствовал фильм "Царская охота" со Светланой Крючковой. При просмотре американского фильма "Молодая Екатерина" с брюнеткой Джулией Ормонд, по залу, где я присутствовала пронёсся недовольный шёпоток: "Не могли что ли блондинку найти?"

    ***


  • Диктор Левитан и плакат с брутальным русским мужиком.

  • История из жизни. Сослуживица моей бабушки во время войны влюбилась в диктора Левитана. Она влюбилась в его голосовые данные, полагая, что из радиоточки вещает брутальный мужик с пудовыми кулачищами и пулемётом в кармане. Эта самая телеграфистка даже хотела письмо Левитану писать - с признанием в любви. В общем, пока не увидала его фотку в газете...

    ***


  • Плакаты Рейха и Генрих Гиммлер.

  • Ещё история из жизни. Одна девочка в детстве читала много про Гиммлера, но долгое время никак не могла заценить его фасад. При словосочетании "рейхсфюрер СС" ей представлялся, во-первых, блондин, во-вторых, довольно плечистый, в-третьих, злой и красивый. Когда девочка уяснила для себя, что Гиммлер - это невзрачный шатен, больше напоминающий улыбчивого велорикшу, она переключилась на Фридриха Великого. Как всегда, она думала, что "король Пруссии и маркграф Бранденбурга" - это плечистый, злой и красивый блондин. Оказалось, что рыжий, мелкий, конопатый, в недопудренном парике и драном мундире.

    ***


  • Полина Виардо - фотография и юношеский портрет и тот образ, в котором её многие представляют...

  • Школьная история.
    На уроке в 9-м классе, одна девочка (но не та, которая читала про Гиммлера, а совсем другая) произнесла буквально нижеследующую фразу: "Иван Сергеевич Тургенев всю жизнь пылал страстью к красавице Полине Виардо". Ольга Алексевна (учительница) удивлённо воззрилась и спросила: "А почему к красавице-то?" Оказалось, что певица с потрясащим именем "Полина Виардо", к тому же влюблявшая в себя всех мужиков (а особенно - Тургенева!) просто не может быть корявой или там лупоглазой.

    ***


  • Слева - ни хрена не художница, справа - типа реальные рембрантихи. (Девчат нашла в сети, не помню где, но очень колоритные).

  • Искусствоведческая история.Как-то раз я выставлялась со своими куклами на ВДНХ (см. фото слева). Сижу в своём, понимаете ли павильоне, никого не трогаю. При этом каждый второй из тех, кто был заинтересован моими куклами, начинал метаться по павильону в поисках художника. "Вы менеджер, да? А где художник?" Сначала я терпеливо объясняла, что художник - это я, а потом стала "грубить" - "Да, я менеджер, а художница ушла пить халявный кофий, поэтому к утру не ждите". Потому что художница с большой буквы "Х" должна носить хламиду с "фенечками", бандану, а на худой конец - самовязанный палантин, вышитый бисером. На ногах у конкретной художницы должны быть макасины (или гриндера - в зависимости от политических убеждений), но никак не шпильки Escada - это уж совсем ни в какие ворота не лезет, чесс слово.

    ***

  • Всё по той же причине мы часто "наделяем" брюнеток вулканическим темпераментом, склонностью к стихосложению и поистине ведьминским умом, а блондинок - милой глупостью и поверхностными суждениями. В период, называемый 'Belle Epoque', когда ценились выспренность, экзальтация и прочий спиритизм, все дамы желали быть непременно брюнетками. Никому не охота слыть хорошенькими идиотками, когда все вокруг поклоняются экзотическим дивам! Ну вот может быть Клеопатра или там Саломея - беленькая? А киногероиня из фильма "Смерть от любви или месть донны Розы"? Да не смешите мои ботинки!


  • Роковая страсть - значит брюнетка.

    ***

  • В общем, мы постоянно мыслим стереотипами: красивая - значит дура, в очках - значит интеллигенция, толстый - значит добрый, немец - значит белокурый, старушка - значит не вдарит. Этими "архетипами" мы облегчаем себе жизнь. Нас так научила Природа, но саблезубых тигров уже давно нет, поэтому не стоит приписывать юной диве в тужурочке "под тигра" качества властной стервы. Может, она милая, добрая и совсем не кусается.

  • Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 204 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →