Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:
  • Mood:

Блеск и жуть.

  • Читая и перечитывая любимые книги, задумываетесь ли Вы, как выглядели и во что одевались персонажи Дюма, Толстого, Ильфа и Петрова, Чехова? Знаете ли Вы, каким могло быть платье дочери Вандербильда, чтобы ему позавидовала Эллочка? Или во что одевалась Анжелика, Маркиза Ангелов? Экранизации произведений - талантливые и не очень - часто дают нам лишь общее представление об эпохе, да и то не всегда. Часто создатели кино относятся к костюмам, исходя из приципа "чтоб всё было красиво" или "чтобы не выйти из сметы".

  • Ну, начнём с Эллочки, вернее, её кумира - Вандербильдихи. Итак, Эллочка, вероятно достававшая через Фимочку Собак заграничные 'Vogue' или 'Harper's Bazar' (ставший в 1929 году Harper's Bazaar-ом), увидела слудующее:


  • Мода конца 1920-х гг.

    "...Очередной номер журнала мод заключал в себе портреты проклятой соперницы в четырех видах:
    *1) в чёрно-бурых лисах,
    *2) с бриллиантовой звездой на лбу,
    *3) в авиационном костюме - высокие лаковые сапожки, тончайшая зеленая куртка испанской кожи и перчатки, раструбы которых были инкрустированы изумрудами средней величины, и
    4) в бальном туалете - каскады драгоценностей и немножко шёлку".





  • Расцвет эпохи Art Deco.

    Звезда во лбу Вандербильдихи могла быть сделана в Доме Cartier - это был лидер в области бриллиантоведения эпохи Art Deco. Эпоха дансингов и коктейлей не признавала монохромности: возник легкомысленный ювелирный стиль «тутти – фрутти» - с мотивами драгоценных ягодок и цветочков. Например, колье, выполненное в этом стиле, содержит камни зелёного, красного, белого и фиолетово цветов. А так как Остап сообразил, что Эллочка является "...существом с воображением дятла", то ей стиль "тутти - фрутти" был бы в самый раз.


  • Стиль "тутти - фрутти" от Cartier.
  • Изделия Дома Cartier эпохи Art Deco.
  • Серьги от Tiffani эпохи Art Deco.

    Впочем, звезда во лбу и каскады драгоценностей могли быть и от Tiffani (даже, скорее всего). Во-первых, американская фирма, во-вторых, именно Tiffani считались в Америке образцом "высокого стиля".

    Туалеты Вандербильдихи могли быть сшиты в Домах Lanvin, Vionnet, Lucien Lelong, Jean Patou, Chanel.


  • Модные журналы эпохи Art Deco.

    Вот, например, Жанна Ланвен "возродила" фижмы для вечерних туалетов - лиф такого платья был строгим и без излишеств (часто - вообще на бретельках), тогда как юбка содержала обручи или сооружение, наподобие panier XVIII столетия. Мимо такого роскошества Эллочка вряд ли прошла бы равнодушно. Она бы сварганила себе кринолин из железного обруча для бочки и из новых занавесок сшила бы себе соотвествующую юбку...


  • Вечерние платья эпохи Art Deco (1 и 2 - платья с "фижмами" Дома Lanvin (или - в стиле Lanvin).

    "Авиационные" костюмы были своеобразным откликом модельеров на всеобщее обожание лётчиков. Даже дамские шляпки - toque часто оказывались похожи на авиа-шлемы. Эстетика Art Deco - это, с одной стороны, стремление к функциональности, с другой - увлечение роскошью и окружение себя "блескучими вещичками". Недаром это время называют "эпохой звёзд", "Золотой Эрой Голливуда", "эпохой дансингов и джаза".


  • Вечерние Туфли конца 1920-х гг.

    Ильф и Петров пишут: "Утро другого дня застало Эллочку в парикмахерской. Здесь Эллочка потеряла прекрасную черную косу и перекрасила волосы в рыжий цвет". Действительно, в 1920-е годы модная женщина не могла носить длинные волосы, тем более - косу. Стиль причёски назывался - "гарсон", то есть "мальчик". Эталоном стиля считалась актриса Луиза Брукс.


  • Посмотрите, как много "воздуха" в Art Deco!

    Кстати, в эпоху Art Deco именно киноактрисы стали "вытеснять" дочек миллионеров с обложек моджных журналов и из светской хроники. Так что Ильф и Петров немного отстали от жизни - предметом зависти Эллочки Людоедки должна была стать именно Луиза Брукс или какая-нибудь Лиа де Путти.


  • Луиза Брукс.

    А вообще, Эллочка была вовсе не "рвань" (как это может показаться, если честно) - жена инженера в те годы, это был ого-го какой уровень. Конечно, не Вандебильдиха и не Луиза Брукс, но по сравнению с 99% женского населения Советской России, Людоедка жила просто по-королевски.


  • Элементы быта зажиточной москвички 1920-х гг.

    ***

  • "21 июня 1666 года маркиза дю Плесси де Бельер находилась на пути в Версаль... Анжелика была одета в пепельно-зелёное парчовое платье с большими серебряными цветами, длинное жемчужное ожерелье несколько раз обвивало ее лебединую шею и, опускаясь, заканчивалось немного ниже соблазнительной груди. Золотистые волосы мадам были были украшены жемчугом, а два легких белых пера венчали прическу". "


  • Кадры из фильма про Анжелику.

    Тот, кто читал серию об Анжелике, помнит красивые описания костюмов этой прекрасной женщины. Однако соотвествуют ли они реалиям 1660-х годов? А уж какой фантазией обладали художники фильмов про Анжелику, вспоминать просто не стоит! Причёски 1960-х соседствовали с украшениями в стиле Art Deco, а рукава a-la pagode, принятые в XVIII столетии соседствовали с навороченными шляпами в духе Belle Epoque. Я уж не говорю о купальных костюмчиках и странноватых туфельках... Короче говоря, то были "костюмы конца II тысячелетия н.э."


  • Дамская мода 1660-х - 1670-х гг. и...Анжелика.

    Авторы книги правы - пепельно-зелёная парча, вытканная цветами, жемчужное ожерелье и жемчужное украшение для причёски - всё это вполне могло быть. Но вот перья... В 1660-е годы ими не украшались дамские причёски. драгоценности - да. Цветы - да. Перья - увы.


  • До какой же степени фантазия далека от реальности!

    Она дала точные указания портному, чтобы придать жемчужно-серому бархатному жакету мужской покрой, облегающий нежные округлости ее фигуры... Огромная шляпа из белого фетра с каскадами страусовых перьев была подобна снежной лавине. Действительно, именно в эпоху Людовика XIV о дамский охотничий костюм "проникли" тенденции, привычные для мужского костюма. Часто к таким нарядам носили шляпу, наподобие мужской - с перьями. Однако это произошло только в 1680-е годы...


  • Охотничий костюм 1680-х - 1690-х гг.

    В общем, Анжелика в ту пору, когда она была супругой графа де Пейрака, а также когда занималась шоколадным бизнесом, должна была носить платье с широким, открывающим плечи, декольте, с рукавами - буфами, с ничем не украшенным лифом, с мягко ниспадающей не слишком пышной юбкой. Более того, ни о каких "высоких" или "претенциозных" причёсках не могло быть и речи - в моде были несложные комбинации из свободных локонов, разделённых на прямой пробор. Это время принято называть "эпохой Лавальер", когда тон задавала Луиза де Ла Бом ле Блан де Лавальер - фаворитка Людовика XIV.


  • В таком виде Анжелика могла ходить в бытность свою графиней де Пейрак.

    Потом, когда Анжелика уже в качестве маркизы дю Плесси де Бельер, попадает в Версаль, она должна (по идее) носить довольно тяжёлые красно-коричнево-золотые платья, соотвествующе "эпохе Монтеспан", очередной фаворитки короля и заклятому врагу Анжелики. В моде вышивка золотом и серебром, драгоценные украшения на платьях. Причёски остаются, в общем-то, теми же - разделённые на прямой пробор волосы, завиваются в локоны. В моде по-прежнему, украшения из жечуга. Юбки - не слишком пышные, но имеющие более чёткие линии.


  • В таком виде Анжелика могла ходить при дворе короля Людовика XIV.

    ...Очень часто, люди, пишущие исторические романы (а тем более - экранизирующие их), рассматривают XVII - XVIII века, как некое застывшее время под общим названием "Галантный Век". Они представляют себе почему-то высокие причёски дам с "кораблями" (хотя, эти причёски держались в моде всего несколько лет в конце 1770-х - в начале 1780-х гг.); мужские штаны до колен, которые почему-то называются "панталонами" (хотя, настоящее название - кюлоты); белые парики, свисающие ниже пояса (хотя зачастую носили не белые и не парики), а также - пышные юбки, именуемые почему-то "кринолинами" (хотя, кринолин - изобретение XIX столетия).


  • Слева - типа 1650-е гг, справа - типа 1660-е гг.

    В связи с этим, основная масса людей путает Людовика XIV с Людовиком XV, считает маркизу де Помпадур любовницей "Короля - Солнце", которому же и приписывает фразу: "После нас хоть потоп!" (хотя, последняя, скорее всего, принадлежала Регенту Филиппу Орлеанскому). А некоторые (особенно одарённые) называют всё, что было до Наполеона - "Средними Веками"...


  • А вот, в чём фигуряет экранная Анжелика...

    ...В общем, если бы все эти Людовики вдруг ожили и посмотрели бы фильмы о самих себе, они бы умерли вторично. От смеха.


  • Ощущение безвременья под названием "раньшие времена".


    ***

  • Так уж повелось, что большинство юных девушек читает роман Жорж Санд "Консуэло" о судьбе молодой певицы, жившей в XVIII столетии. Книга Ж.Санд, к сожалению, не содержит подробных описаний сценических нарядов актрис Галантного Века (то ли писательница имела о них самое поверхностное представление, то ли не хотела перегружать текст "ненужными" перечислениями рюшек и бантов).


  • Сценические костюмы XVIII века:
  • Опера на "восточную" тематику.
  • Балет "Король эльфов". Балерина - М.Гимар.
  • Балерина Б.Кампанини в костюме женщины из племени вандалов.

    Надо сказать, сценические костюмы тогдашних примадонн отличались живописным несоотвествием. Исполняя партию Федры (или Дидоны) певица выруливала на сцену в таких же фижмах и кружевах, что и те дамы, которые сидели в ложах. На голове сценической Дидоны красовался псевдо-античный шлем с пышным плюмажем, а декольтированную грудь украшали фальшивые драгоценности (а если певица пускала к себе в постель герцогов или королей, то и - настоящие).


  • Вид театра в XVIII столетии.
  • Кадры из фильма "Фаринелли".

    Мадемуазель Консуэло, как помнится, пела все эти "античные" партии. "Но я сказала, что у вас есть великолепная Береника , несравненная, превосходящая всех нас. Вот она! - прибавила Корилла, поднимаясь, и, взяв за руку Консуэло, вывела ее на самую середину встревоженной взволнованной группы, образовавшейся вокруг певицы".

    *(Как известно, Береника - персонаж из древнеримской истории).

    Понятное дело, что Береника (в разумении тогдашних театральных деятелей) была просто обязана порхать по сцене "в жутких розочках". (Хорошо, что в те времена люди не додумались писать оперы на темы древнегерманской мифологии, хотя в России для Елизаветы Петровны уже показывали различные "Перуновы триумфы")...


  • Сцена из спектакля про Юлия Цезаря.
  • Актёр Анри Лекен в роли Чингисхана.
  • Сцена с участием актрисы Ипполиты Клерон на около_античную тему.

    Борьба прогрессивных артистов с псевдо-античными шлемами и недо_восточными покрывалами велась стихийно и часто приводила к скандалам. Так, "звезда" французской сцены - Анри Лекен, играя роль Чингисхана, удивил всех своим прямо-таки реконструкторским "натурализмом": вместо того, чтобы выйти на сцену в пудреном парике, при камзоле и уже упоминавшемся шлеме с перьями, мсье Лекен напялил на себя восточную одежду. О том, чтобы отрыть в Монголии пластинчатый доспех, конечно, не могло быть и речи, но и этого вполне хватило, чтобы Лекена объявили реформатором сценического костюма. Конечно, это понравилось не всем и многие сказали своё эстетское "фи".


  • Актриса Прасковья Ковалёва - Жемчугова в "античном" одеянии.
  • Мари Камарго - прима французской сцены.
  • "Американский балет" в исполнении крепостных актёров графа Шереметева.

    ...А постановки в то время были просто потрясные. Вот некоторые названия: "Галантная Индия", "Армянская пастушка", "Три султанши" (о Роксалане), "Китайский сирота". В общем, "жутким розочкам" было, где разгуляться.

    ***

  • А вот тут - Материал о платье из "Трёх сестёр" от kaitokaito.

    ***

    А вообще, если будете писать исторический роман, листаните что-нибудь соотвествующее, не пишите: "Мария - Антуанетта расправила на узких плечах страусовое боа и небрежно полила себя духами от Guerlain", хотя бы потому что плечи у Марии - Антуанетты были широкие!

  • Tags: 1920, XVII век, XVIII век, Кино
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 157 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →