Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:
  • Mood:
  • Music:

Ботиночки.

  • Тип обуви и даже сама манера ставить ступню на землю – всё это показывает различия в «пользовании» пространством. Модная обувь – это материальное воплощение отношения к пешему передвижению. Иначе говоря, чем больше человеку приходится проводить "на ногах", тем меньше наворотов имеет его обувь, тем главнее критерий "удобство".


  • Дамские туфли XVIII столетия.

  • Не роскошь, а средство передвижения.

    ...Вот, например, в XVIII столетии дамские туфли были чрезвычайно узкими, имели высокий каблук и матерчатый верх – это означало, что дама Галантного Века не имела потребности много и долго ходить пешком, а тем более – бегать. В XVIII веке кожаная обувь на низком каблуке была принадлежностью женщин так называемого "третьего" сословия. Таким образом, критерия "удобство" в отношении "светской" обуви не существовало.


  • Дамские туфли начала XVIII столетия.
  • Картина Ф.Буше, изображающая служанку и одевающуюся госпожу.

    Женщина XVIII века ходила мелкими шажками, танцевала плавные (в основном) танцы и не собиралась изобретать беговую дорожку. В моде - крохотная ножка, поэтому как можно более высокий каблук смещается к середине ступни. Часто туфельки были без задника - во-первых так ножка казалась ещё меньше, во-вторых, бегать-то незачем! Ну и кидаться ими проще (не без этого).
    Более того, не было разделения на левые и правые туфли. Обе шились одинаково, а разнашивание поручалось служанкам или же - крепостным девкам.


  • Фрагмент картины О.Фрагонара.
  • Картина Д.А. Каналетто, изображающая прогулку венецианских дам.

    Постепенно обувь становилась всё удобнее - в конце XVIII века вошли в моду неспешные пешие прогулки ("Назад к природе!"), а уж когда возобладал аскетичный ампир, дамские туфли и вовсе лишились своих каблучков - нимфы хороши только в сандалях. Потом каблучок вернулся, но он был крошечным и чаще едва обозначенным. Окончательное "возвращение" каблука произошло только в конце 1840-х гг., правда, был он не столь велик, как в XVIII столетии и не особо утруждал красавиц.


  • Справните: дамская обувь 1830-х и конца 1840-х гг.

    ...По мере того, как происходило «расширение пространства», которое использовал человек для пешего времяпрепровождения, менялась и обувь. Покинув пределы салонов и бальных зал, прекрасная дама «переобулась» в кожаную обувь. Это "переобувание" длилось примерно до 1860-х гг., а к началу 1880-х гг. кожаные туфли стали превалировать в дамском гардеробе. Но, что характерно, каблук сделался обязательным! Правда, высота его была не слишком велика - самое большое 7-8 см., а чаще - 6.


  • Ботиночек 1880-х - нач. 1890-х гг. Каблук - "французский".
  • Ж.Беро. Парижанки.

    ‘Belle époque’ (нач. в 1889-х г.) – время, когда женщины освоили такой вид досуга, как длительные пешие прогулки, полюбили продолжительные путешествия, а также выразили свою потребность в трудовой самореализации. Таким образом, дамская обувь отныне должна была отвечать не только эстетическим критериям, но и быть максимально удобной. Каблук ‘Belle époque’ опять уменьшился и не превышал 5-6 см.


  • Обувь ‘Belle époque’.

    Кстати, такого понятия, как дамские сапоги в те времена попросту не существовало - были шнурованные полусапожки высотой где-то до середины икры. А всё почему? Вернее - зачем? Юбки длинные - ногам не холодно, зачем сапоги-то?


  • Изображения Серебряного Века.

    ***

  • Лирическое отступление. Французский каблучок.

    …Выгнутый, тонкий каблук, с дамской «талией» посередине, так называемый «французский», был актуален ещё в XVIII столетии, однако, именно ‘Belle époque’ воспела этот вроде бы незначительный элемент дамской моды наиболее тонко и где-то даже двусмысленно... Французский каблук удивительно повторял изгибы женского тела, сформированного тугим корсетом, и, если бы этого фасона не существовало, его бы непременно выдумали!


  • Обувь 1890-х гг. Посередине - фрагмент картины А. де Тулуз-Лотрека.
  • Справа - "французский" каблук.

    Героини Арцыбашева, Бунина, Пруста идут по жизни, покачиваясь на французских каблучках. «Так вонзай же, мой ангел вчерашний, в сердце острый французский каблук...» - это уже А.Блок. Французский каблук время от времени появляется в моде, например, в конце 1940-х, в эпоху New Look. Его считают символом женственности, сексуальности и гедонизма.

    ***


  • Обувь 1920-х гг.

    В 1920-е годы произошли колоссальные изменения в восприятии человеком своего тела, а дамские туфли теперь были призваны подчёркивать длину и красоту ног. В моде - открытые (как правило) туфли на высоких, но устойчивых каблуках, с ремешками. Это было нечто новое - раньше обувь застёгивалась на пуговки или шнуровалась.


  • Фривольные открытки 1920-х гг.

    Очередные изменения в фасонах обуви появились во время войны. Дамская обувь, понятное дело, заметно "огрубела" - дамы переобулись в тяжеловесные, устойчивые туфли, а изобретённый итальянцем Феррагамо каблук-танкетка стал настоящим "хитом" эпохи.


  • Обувь войны.
  • Посередине - актриса Дина Дурбин.

    ...Очередное испытание для женщин было придумано в середине 1950-х гг. и называлось оно "каблук - шпилька". Авторство создания первого каблука-шпильки приписывают Роже Вивье, который работал в доме Диора и в 1955 г. представил целую коллекцию из туфель на высоких тонких каблуках различной формы. Однако историки моды назовут вам ещё с десяток имён первооткрывателей "шпильки". Что это значит? А то, что идея носилась в воздухе!


  • Туфли конца 1950-х гг.
  • Брижитт Бардо.

    C тех пор каблук-"шпилька" стал одним из фаворитов моды. Некоторые исследователи называют его символом "агрессивной сексуальности" и "антиподом французского каблука" (символа абсолютной женственности).


  • "Шпильки".

    В противовес каблучкам - гвоздикам в конце 1960-х гг. возникли тяжёлые, устойчивые каблуки, а потом возникла мода на подошву - платформу. Эти жуткие туфли были своеобразной реакцией на усталость от "шпилек".


  • Туфли первой половины 1970-х гг.

  • Как вы думаете, почему...?

    *В эпохи, когда женские ноги скрывались под длинными юбками, туфли были украшаемы бантами, розочками и даже - драгоценностями. Чем короче становилась юбка, тем скромнее туфли? Вроде бы должно быть наоборот?
    *Почему каблук считается признаком "женской сущности", а, например, в 1830-х гг. (эпоха истинной женственности) туфли не имели каблуков? А в те же 1960-е гг., когда началась эра унисекса, напротив, дамы* шеголяли на высоченных шпильках?
    (Правда, не все, но символом 1960-х всё-таки стали "шпильки").

    На мой вгляд, дело в общем построении костюма каждой конкретной эпохи. Обувь "следует" за платьем, а не наоборот. И психология тут ни при чём. Если платье в оборочках, то и туфли будут с "милыми штучками"...


  • Стиль "яппи".

    Вот, например, навязчиво-безвкусный стиль 1980-х, который в истории моды принято называть "яппи-шик". Страсть к ярко-зелёным, блескучим кофточкам породила моду на такие же зелёные туфли. Разумеется, на "шпильках" (хотя, были модны и лишённые каблуков "лодочки", но тоже - зелёные). Типичный молодёжный прикид 1980-х: чёрные лосины, длинная яркая футболка, короткая джинсовая курточка и... лаковые туфли на шпильках. Ну, или что-нибудь короткое и блестючее.


  • Популярная в 1980-е гг. певица Азиза.
  • Красные туфли 1985 года.

    Вместе с тем, в середине 1970-х гг. начался настоящий "бум" на спортивную обувь. Кроссовки (особенно в СССР) стали символом респектабельности, и девушки носили их даже с юбками!


  • Кроссовки со встроенным плеером.

    А сейчас время хорошее - можно носить ВСЁ! И никакой "диктатуры шпилек", в связи с которой так плакали в 60-е...

  • Tags: 1920, 1940, 1960, 1970, XIX век, XVIII век, Галантный Век, История моды
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 99 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →