Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:
  • Mood:
  • Music:

Роман О.Нестерова о Третьем Рейхе.

  • На прошлой неделе я не без интереса прочитала книгу музыканта и продюсера Олега Нестерова "Юбка" (o_nesterov) о Третьем Рейхе. Помимо того, что меня заинтересовала тема, а сам Нестеров всегда вызывал положительные эмоции, он (кроме всего прочего) является выпускником той "немецкой" школы, где я несколько лет преподавала историю. Таким образом, я могу поручиться, что язык, на котором разговаривали в Третьем Рейхе, автор знает отлично.


  • Странички из немецкого журнала 'Filmwoche'.

    Почему эту книгу стоит прочесть? Помимо интересной концепции (о ней будет сказано ниже), в "Юбке" сделана попытка воссоздать реальную жизнь Третьего Рейха - без демонизации и эстетизации. Многие, увы, полагает, что в нацистской Германии поголовно все были "насильниками-грабителями-мучителями людей", как поётся в знаменитой советской песне. Тезис о том, что громадное число жителей Рейха вообще было вне политики и принимало Фюрера, как принимало бы Кайзера или Короля, подчас вызывает гнев и недоверие. Но это действительно так.


  • Странички из немецкого журнала 'Filmwoche'. Актрисы:
  • Кристина Зёдербаум.
  • Грета Вайзер.
  • Марина фон Дитмар.

    Многие из нас, к сожалению, привыкли видеть Третий Рейх глазами талантливых фальсификаторов (типа М.Ромма) и не менее талантливых профанов (типа Ю.Семёнова), а некоторые "особо одарённые" умудряются верить извращенцу Тинто Брассу с его "Салонами Китти". Результат? Толпы маргиналов влюбляются в несуществующую "садо-мазо-эстетику" национал-социализма и честно верят в то, что все женщины Рейха были распутными блондинками с хлыстами и в коротких виниловых мундирах. Сама мысль о том, что в Рейхе самым исполняемым музыкальным произведением была бетховенская 'An die Freude' (а не эротишная 'Lili Marleen') вызывает у "нациков" скуку и зевоту. Поэтому, смею утверждать, что чем больше люди будут узнавать о реальном Третьем Рейхе, тем меньше псевдо-нацистов будет орать свои "зиг-хайли" на 20 апреля.


  • Лени Рифеншталь - центральная фигура в повествовании.

    Теперь - о самой книге. Главной фигурой повествования является талантливая актриса, танцовцица и режиссёр - Лени Рифеншталь. Работа над монтажом "Олимпии", сложные взаимоотношения с Геббельсом, её воспоминания, её досуг, её любовь...
    Лени вообще сейчас в моде. Как её назвали в одной статье - "фашистствующая антифашистка" - никогда не была сторонницей "Циклона-Б" и вряд ли имела представление о зверствах режима. Её делом было искусство и, окажись Лени в СССР, она так же весело снимала бы авиационные праздники и парады физкультурников. Рифеншталь видела в Гитлере харизматичную кинозвезду, способную одним своим появлением "завести" толпу.


  • Лени Рифеншталь.

    Сюжет книги таков: Лени Рифеншталь узнаёт, что четверо ее дружков-архитекторов увлеклись идеей "электрификации" гитар. Кроме того, мальчики-архитекторы повадились играть странную музыку (разумеется, в свободное от работы время). Лени всё это послушала и...тут же доложила Фюреру, что эта музыка способна собирать стадионы. Гитлер не сразу, но поверил, присвоил идее статус «проекта», который назвал 'Der Rock' (в переводе с немецкого - «юбка», в честь прелестной юбки, надетой во время разговора на Лени Рифеншталь). Понятна игра слов der Rock - стиль "рок".


  • Лени Рифеншталь.

    О.Нестеров в своём романе развивает тему домогательств Геббельса к Лени Рифеншталь. Было ли это на самом деле, сказать сложно. Большинство исследователей, симпатизирующих Лени, утверждают, что министр пропаганды к ней упорно лез, а она ему гордо отказывала. Другие авторы (склонные критиковать режиссёршу) убеждают нас, что никто к Рифеншталь не приставал, и вообще не в меру худощавая кино-деятельница была не во вкусе эстетствующего министра.


  • Макс Шмелинг.

  • В книге очень много названий, имён и указаний на события. Вот, например, упоминается легендарный боксёр Макс Шмелинг, помимо всего прочего, сыгравший в фильме "Любовь на ринге". Он же поёт (весьма своеобразным голосом) песенку "Сердце боксёра", которое должно знать только одну любовь - борьбу за победу на ринге. Но не тут-то было. В жизнь главного героя фильма вторгается фамм-фаталь в исполнении Ольги Константиновны Чеховой...


  • Ольга Чехова.

  • Подробнее о фильме, о песне и о Максе Шмелинге - ТУТ.

  • ...Упоминает автор и о главной кино-диве Рейха - шведке Царе Леандер. В частности, о её песне "Где твое сердце?" из кинофильма "Сердце королевы" о Марии Стюарт (в советском прокате он шёл под названием "Путь на эшафот").


  • Цара Леандер.
  • Обратите внимание на правую картинку - там фильм о П.И. Чайковском.

    О Царе Леандер говорили, что она "играет, как Грета Гарбо, а поёт как Марлен Дитрих". Это постоянное "как" и было главной печалью кинодеятелей студии UFA и доктора Геббельса - в кинематографе Третьего Рейха постоянно наблюдалось вот это грустное "как" - постоянная вторичность. Так, Марику Рёкк тоже называли "немецкая Элинор Пауэлл". И только Ольга Чехова - это просто "немецкая ЧЕХОВА" ибо не хрен.


  • Ольга Чехова.
  • Кадр из фильма об эпохе Людовика XIV (вернее, об архитекторе Андреасе Шлютере, чей стиль был эталоном в Третьем Рейхе).
  • Реклама из журнала 'Filmwelt'.

  • Подробнее о Царе Леандер и её киноролях - ТУТ.

  • В книге есть упоминание о кинокомедии 1937 года "Человек, который был Шерлоком Холмсом", где комики Ханс Альберс и Хайнц Рюман сыграли двух английских сыщиков-неудачников. Их партнёршами были хорошенькие актрисы - Ханси Кнотек и Мари-Луиза Клаудиус.


  • Ханс Альберс.
  • Хайнц Рюман.

    Смысл фильма - два "авантюриста" выдают себя за Холмса/Ватсона и пытаются на этом подзаработать. Судьба сводит их с двумя сестрёнками, которым "сыщики" помогают вернуть похищенное...

  • Подробнее о фильме - ТУТ , а отрывок из фильма - ТУТ.


  • Ханси Кнотек.

    ...Вообще, в Третьем Рейхе выходило много кинокомедий - их было даже больше, чем костюмных мелодрам. Немецкие комедии были наивными, в них мало настоящего остроумия и много - энергии и оптимизма. Ну, а уже чего в них совсем не наблюдалось, так это - политики. Наши комедии тех лет (за исключением, пожалуй "Весёлых ребят") все насквозь пронизаны партийным пафосом (хотя, если честно, от этого не становятся хуже).


  • Мари-Луиза Клаудиус.

  • ...В романе упоминается идея Гитлера пустить поезда дальнего следования по колее, вдвое шире существующей. Идея не получила реального воплощения, но остались проекты. Мегаломания, вообще свойственная деятелям Рейха, в этих проектах воплотилась наиболее полно...


  • "Внутренности" таких поездов.

    ...Через Гамбург, Берлин, Мюнхен, Линц, Вену и Нюрнберг планировалось протянуть железные дороги с вдвое большей шириной колеи, по которым со скоростью 200–250 км/ч должны были помчаться гигантские поезда. Париж, Рим, Триест, вся Европа, затем на восток – Прага, Стамбул, Минск, Москва. Затем еще дальше – Каспийское море, Урал.

  • Подробнее о непостроенных магистралях Третьего Рейха - в журнале "Популярная механика" №3 2008 г.


  • Слева - карта несостоявшихся железных дорог.

  • А ещё в книге О.Нестерова Вы найдёте описание знаменитых "стиляг" Третьего Рейха - Swing Kids , которые в эпоху Адольфа Гитлера считали себя "гражданами мира" и "свободными" от национал-социалистической идеологии. Они приветствовали друг друга "Swing heil!" вместо "Sieg heil!"

  • Подробнее о Swing Kids - ТУТ.


  • Странички из журнала 'Filmwoche'.

    ...И, что самое главное - в книге передано ощущение времени. Это весьма "тонкая материя", которую игнорируют (и с которой не справляются) многие авторы, пишущие "костюмные" романы. Ощущение времени - это как запах дорогих духов, стелющийся шлейфом за прекрасной дамой...

  • Tags: 1930, pr, История моды, Пруссачество
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 120 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →