Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:

С любовью к Art Deco. (Послесловие к выставке в Петровском Пассаже).

  • Art Deco - эпоха роскоши. Этакая новая Belle Epoque, которую потом, после войны, вспоминали с грустью и сожалением. Краткий миг между двумя большими войнами, когда актрисы были ослепительно красивы, мода - элегантна, а вожди - улыбчивы (они ещё не вцепились друг другу в усы, поэтому выглядели вполне презентабельно).


  • Платья 1930-х гг. с выставки в Петровском Пассаже.

    В лондонских "викторианских" гостиных Эркюль Пуаро расследовал очередное удушение богатой тётушки, резвились Дживс и Вустер, героини Фицджеральда демонстрировали свои точёные тела на шикарных пляжах, Тимур и его команда сражались за правое дело с бандой Квакина. Жизнь была полна смысла.



  • Королева гламура - Джин Харлоу.

  • Миром правили блондинки! После многолетней любви человечества к чёрным кудрям, началась эра платиновых локонов. И первая среди равных - голливудская цыпочка Джин Харлоу. За 26 лет короткой жизни Харлоу 3 раза была замужем, оставаясь, тем не менее типичной "мамочкиной дочкой". Мамочка была деспотичной и решала за неё всё - где и в каком виде сниматься, как улыбаться и кому строить глазки. Именно образ Джин Харлоу до сих пор считается классикой гламура.


  • Платья 1930-х гг. с выставки в Петровском Пассаже и - Лемпика.

  • Эталон красоты отныне и навсегда - стройное, узкобедрое тело, прямые плечи и аккуратная грудь. Пухлая красавица Марлен Дитрих, приехав в Америку, срочно села на жестокую диету - то, что было прелестно для Германии, убийственно для Голливуда. Женщины носят "грации" с тем же энтузиазмом, с каким их бабушки и мамы в своё время отказывались от корсетов. Считаются красивыми длинные худые ноги, хотя мода 1930-х позволяет демонстрировать их только на пляже.


  • Реклама конца 1920-х - начала 1930-х гг.

  • В моде загар. Помните у Фицджеральда? "Она спустила с плеч лямки купального костюма, и ее обнаженная спина блестела на солнце; нитка матового жемчуга оттеняла ровный апельсинно-коричневый загар..." Вообще, загар (или, как тогда говорили - гелиотерапия) начал входить в моду на излёте Belle Epoque (тогда вдруг выяснилось, что пребывание на солнце - лучшая профилактика туберкулёза). Однако подлинный интерес к загару возник в 1920-е гг.

    Или вот героиня Агаты Кристи из романа "Зло под солнцем": "Ослепительно белый купальник с глубоким вырезом на спине, обтягивал её высокую и стройную фигуру. Её кожа была подобна золотистой патине бронзы прекрасной и совершенной статуи..."


  • Туфли 1930-х гг. с выставки в Петровском Пассаже.

  • Роскошь Art Deco не похожа на роскошь предшествующих времён. Это функциональность, заключённая в оболочку изысканности. Я б сказала, что Art Deco - это "дочь" рококо и конструктивизма. Вы спросите, почему рококо? Потому что я художник, я так вижу. Стиль жизни (я не беру СССР). Желание получить все земные наслаждения, сопряжённое со "страусиной" позицией: "После нас хоть потоп!" Сергей Есенин писал о западном стиле жизни: "Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот". Грубо, но точно.


  • Рококо эпохи Ар Деко.

    Недаром в 1930-е гг. так любили экранизировать Галантный Век. Довольно бездарный роман А.Дюма "Ожерелье королевы" потеснил все его шедевры. Эпистолярный роман "Опасные связи" в 1930-е гг. имел наибольшие тиражи за всю историю своего существования. В эпоху Art Deco несколько раз переиздавалась порнографическая книжка XVIII века "Фанни Хилл". Поверхностная и откровенно лживая книжка Эдварда Фукса "Галантный век", запрещённая в Третьем Рейхе, была страшно популярна в Англии и во Франции (ну, у нас-то, ясен пень, эта книжка появилась только после Перестройки).


  • Платья 1930-х гг. с выставки в Петровском Пассаже.

    Эпоха рококо печально завершилась Французской Революцией, прелести Ар Деко были сметены Второй Мировой войной. Мы всё это знаем; люди, жившие тогда, всё это предчувствовали, но не хотели задумываться - им была слишком дорога их "дольче вита"... Как говаривала знаменитая художница эпохи Тамара де Лемпика: "Я всегда одевалась в соответствии с автомобилем, и автомобиль подбирала в соответствии с собой".

  • В одной книжке по истории моды 1930-е гг. были названы десятилетием "длинного белого платья" (тогда как 1920-е - десятилетием "маленького чёрного"). Весьма смелое, но любопытное утверждение. Именно в это время модельерами был по достоинтству оценен крой про косой, предолженный ещё в начале 1910-х хх. Мадлен Вионне. Крой по косой позволял подчеркнуть красоту тела, не обнажая его.


  • Длинное белое.

  • Все знают духи Chanel N5, но помимо этого легендарного аромата, в эпоху Art Deco было создано много чего вкусненького. Например, Shalimar от Guerlain - духи с так называемым "восточным" запахом. Или, скажем, Joy от Jean Patou или Arpège от Lanvin.

  • Мода на короткие стрижки продолжалась до конца 1930-х гг. Как бы ни была женственна костюмная мода тех лет, дамы предпочитали носить короткие, волнистые волосы. Сказывалась многовековая усталость от длинных кос, высоких куафюр, локонов и прочих наворотов. Вместе с тем, к концу 1930-х дамские причёски становятся всё сложнее, а волосы уже достигают плеч. К началу войны короткие волосы окончательно выходят из моды.


  • Реклама парфюмерии.

  • Наш типичный герой Art Deco - Остап Бендер. Он хотел ходить в белых штанах, танцевать танго и пить кофе в ресторане для миллионеров, а вместо этого тосковал во всяких Старгородах, а со скуки грабил честных (и особенно - нечестных) сов.служащих. "Мулаты, бухта, экспорт кофе, так сказать, кофейный демпинг, чарльстон под названием "У моей девочки есть одна маленькая штучка" и...о чём говорить!"

    Любовь Остапа к экзотике характерна для эпохи в целом. Если в начале XX века "актуальны" были Япония, мусульманский Восток, Индия, то теперь моде Латинская Америка (или на худой конец - Испания): "Под знойным небом Аргентины, где небо южное так сине... где женщины, как на картине...". Даже в Третьем Рейхе никто не запрещал песенки, типа "Карменсита", "Ночь в Рио" и прочие "расово чуждые" страдания.


  • Голливудская актриса Норма Ширер.

    Латиноамериканские страны воспринимались северянами, как некое подобие Райского сада.

    Вот как у Маяковского:
    "Если Гавану окинуть мигом —
    Рай-страна, страна что надо.
    Под пальмой на ножке стоят фламинго.
    Цветет коларио по всей Ведадо..."


    На деле, белые штаны и бриллианты там себе могли позволить лишь немногие богатые, остальные же носили на себе живописную рванину и страдали от налогов.


  • Эстетика Art Deco в послевоенном кино:
  • "Авиатор" (Гвен Стефани в роли Джин Харлоу).
  • Афиша к фильму "Убийство в восточном экспрессе".
  • "Голова в облаках" (Шарлиз Терон).

  • Почему интерес к эстетике 1930-х гг. достаточно велик? Интересный ответ дают психологи - нам нравится всё то, что было разбито, разрушено и уничтожено. Так, повышенный интерес вызывает эпоха Марии-Антуанетты, дореволюционная Россия (примерно с 1900 года), так называемые "золотые 80-е" (закончившиеся развалом СССР). То есть не то, что эволюционировало во что-то другое, а именно разбитое. Как эстетика 1930-х, уничтоженная войной.

  • Tags: 1930, История моды
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 86 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →