Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:

Искусство СССР и Третьего Рейха. Близнецы-братья? Даже не родственники!

  • В одной искусствоведческой статье прочитала интересную мысль: мол, даже при всей своей эстетической убогости (таково мнение автора той публикации) искусство сталинского СССР и гитлеровского Рейха всегда будет привлекать внимание.

    Кроме того, искусство этих стран может рассматриваться только в контексте его принадлежности к тоталитарному режиму и тем, собственно, интересно. Наверное, автор в чём-то прав - картины Ф.Буше можно разглядывать, совершенно не помня о французском абсолютизме эпохи Людовика XV, а вот вещи И.Залигера или А.Дейнеки, увы, сложнее отделить от сталинизма и национал-социализма. А, может, попробовать?*
    Сегодня речь пойдёт о живописи.


  • А. Дейнека "Обеденный перерыв в Донбассе".
  • А.Янеш "Водный спорт".

    Ну, например, через 200-300 лет, когда Сталин и Гитлер будут казаться не ужаснее Тамерлана и Фридриха Великого, эти картины ведь кто-нибудь будет смотреть, а для этого грядущего зрителя будут иметь значение не решения ВКП(б) и не План Ost, а светотень, композиция и техника рисунка. И, разумеется, энергетика картины. Кто, глядя на картину Ж.Л. Давида "Смерть Марата" размышляет о том, каким зверюгой был "друг народа" Жан Поль Марат?!


  • А. Герасимов "Веранда после дождя".
  • Х. Бикель. Натюрморт со свечой. (Увы, мне не удадлось найти немецкую картину, близкую по жанру...)

    Вместе с тем, все авторы-искусствоведы постоянно, с каким-то сверхчеловеческим упорством, приучают нас к мысли, что искусство СССР и Третьего Рейха - близнецы-братья (ну, или просто ближайшие родственники). На этом утверждении, собственно, и построен самый авторитетный труд по теме - "Тоталитарное искусство" И.Голомштока. Но так ли это? Даже жанры отличаются - так, немецкие мастера "не любили" пейзажи и натюрморты, а наши - очень даже уважали. В то же время, в Германии широко практиковался жанр "ню" - весьма презираемый в Советской России.



  • А. Герасимов "Портрет балерины Ольги Лепешинской".
  • А. Циглер "Обнажённая" (это, собственно, тоже балерина - она в пуантах).

  • Лирическое отступление.
    ...Посмотрите на этих двух балерин - одна решительная, мускулистая, готовая прям ща "ка-а-а-ак прыгнуть", другая - несчастная, измождённая, с тоской глядящая куда-то в сторону. Лепешинская изображена в солнечном репетиционном зале, прусская же "терпсихора" - не то в гримёрке, не то у себя дома: не суть важно - свет в помещении мертвяще-отвратителен.

    ***

    ...Вы никогда не задумывались над тем, почему искусство Советского Союза ярче, праздничнее и, откровенно говоря, приятнее, чем искусство Третьего Рейха? Почему при взгляде на советские картины, многим хочется побыть "там", в них, а вот в нарисованной Германии - почти никому, кроме самых ярых НС.


  • Картины Третьего Рейха:
  • О. Мартин-Аморбах. Девушка у фонтана. (Жутковаятый "закос" под Лукаса Кранаха).
  • О. Граф. Афродита.(Художник совершенно не справился с композицией).
  • Й. Пиппер. Похищение Европы. (Примерно в такой манере, но лучше, рисовали во времена Людовика XIV).

    Кто-то из вас, возможно скажет, что жизнь в сталинском СССР была гораздо светлее и радужнее, чем в Третьем Рейхе. Это весьма спорный тезис, ибо любое тоталитарное государство не особо церемонится со своими гражданами и рассуждения о том, кто был лучше - Гитлер или Сталин носят чисто риторический характер.

    Другие подумают, что в Рейхе не прижились музы потому, что "все лучшие уехали или были признаны расовыми ублюдками". Опять - мимо. Из СССР, кто только не уехал! А уж "классовые враги", которым жилось ничуть не лучше, чем врагам расовым, тоже ничего, кроме лесоповала вокруг себя не наблюдали.

    Третьи скажут: "Просто русские всегда рисовали лучше немцев!" Русская живописная реалистическая школа, разумеется, лучше немецкой, но не в ней дело. Можно быть первоклассным рисовальщиком и создавать при этом пустые, лишённые души картины.


  • Г. Ряжский "Делегатка".
  • Р.Г. Айсенменгер. Австрия возвращается домой.
  • Э. Сундт "Девушка из BDM".

    Ещё есть такая версия - художники в своей массе (даже, если они и не смылись в Париж или куда подальше) всё равно недолюбливали нацистов, поэтому и рисовали безо всякого интереса к происходящему. Мол, если вам надо, чтобы я рисовал голых крестьянок или портрет Рейнхарда Гейдриха, я это нарисую, но уж потом не обессудьте, ибо я хочу рисовать совершенно другое. Тоже не катит. Потому что в СССР многие художники могли бы сказать тоже самое.


  • Э. Меркер "Подводные лодки". (Эрих Меркер один из немногих, кто в третьем Рейхе умел рисовать).
  • Г.Нисский "Атака торпедных катеров".

    Мне думается, что ущербность национал-социалистического искусства проистекает от внутреннего недостатка энергии в самом народе на момент прихода Гитлера к власти. Усталость, царящая в обществе, автоматически передалась и художникам. Более того, создаётся впечатление, что в картинах нет "воздуха" - все персонажи находятся в каком-то странном вакууме, да и сами они (за редчайшим исключением) - неживые, и это, несмотря на динамику изображаемых персонажей.


  • П.Корин "Александр Невский".
  • Немецкая картина "За знамя" (Авт - ?)
  • В.Чех. Гётц фонд Берлихинген.

    Другая возможная причина рукожопости германских авторов состоит в том, что на протяжении 10-20 лет они рисовали кубистическо-анархическую муть. Да. И в СССР пышным цветом цвели конструктивисты, но во-первых, реалистическая традиция всё равно не прерывалась - наравне со ВХУТЕМАСовскими экспериментами были живы передвижнические традиции. Во-вторых, в Германии этого, к сожалению, не было, да и "золотые 20-е" оказались для немцев временем упадка и хаоса, а не "светлой эпохой становления". А ты попробуй-ка - после 10 лет рисования чёрных треугольников или синих женщин без лиц нарисуй хотя бы вазу. А тут, опять-таки, требуют изобразить античную даму и чтоб всё как в музее.


  • А.Герасимов. "Гимн Октябрю".
  • К. Хоммель. Рейхсмаршал Герман Геринг.

    Ещё такой момент - как Вы уже, наверное, успели увидеть - художники Рейха, забыв за время Веймарской вольницы, как рисуются ноги-руки и пространство, черпали своё вдохновение в картинах старых мастеров, причём попытки закоса под Гольбейна-младшего или Лоррена, Пуссена, Риго не приносили никакого результата. Тогда как советский закос под передвижников или художников более позднего периода (например, под К.А. Коровина) очень даже хорошо смотрелся. В чём дело? Просто немецкие мастера не имели возможности лично учиться у придворных живопицев Генриха VIII или Людовика XIV! А тот же Герасимов учился у того же Коровина! Традиция не прерывалась!


  • Г. Савицкий "Первые дни октября".
  • П. Херманн. "И всё же вы победили..."
  • П. Херманн. "Шествие 9 ноября в Мюнхене".

  • Лирическое отступление.
    ...Посмотрите на эти картины-воспоминания о недавнем героическом прошлом. Глядя на картину Г.Савицкого, зритель может почувствовать даже сырой воздух, даже представить себе, как грязно под ногами героев. На немецких картинах - только неаккуратно положенная тень и невнятное время года. А ведь и там, и там - осень. Вы видите осень на картине "Шествие 9 ноября в Мюнхене"?! Я бы сказала, что на дворе жаркое пыльное лето... И опять какая-то обречённость, несмотря на высокую патетику.


  • Ф. Шпигель "Танк" - внизу танки, а на Вальхалле - кавалерия Фридриха. Чертовски концептуальная вещь!
  • В.Пайнер "Фридрих Великий при Кунерсдорфе" - смешались в кучу кони, люди...
  • Й.Торах "Молодость Фридриха Великого.

    Ну, ладно, я что-то забыла нонеча про Фридриха Великого... Это не есть gut, ибо его-то в Третьем Рейхе очень любили рисовать, выпиливать и вылепливать из всех имеющихся в природе материалов. Получался он у них просто ужасен - измождённый до крайности, страшненький и топорно сработанный... Посмотрите на картину В.Пайнера - король похож просто на старушку Шапокляк. А в исполнении Й.Тораха Фридрих вообще неизвестно, как держится на коне. Я понимаю, он был настоящий рембо, но не до такой же степени. Вся дичь заключается в том, что тораховский Фриц похож на другого персонажа Галантного Века - на Джакомо Казанову, ну совсем неарийца. Куда смотрел Геббельс?!


  • К.-А. Флюгель "Урожай". Братья Лимбург приняли бы его за своего. Вероятно.
  • К. Вайс "Смертные грехи". Наш общий друг Ренессанс.
  • К. Труппе. Бахус и Ариадна. Фрагонар был бы не против.

    Мне могут возразить следующим образом: художники СССР были призваны лакировать неказистую, да и просто жуткую действительность, а вожди сверху следили, чтобы получалось как можно убедительнее. Но, если человек в это не верит, если он решительно против навязываемой программы, этот протест тут же отразится на энергетике картины. Что говорить? Жители СССР в те годы переживали подъём, немцы "зализывали раны" после Версальского позора и ужасов "золотых 20-х".
    Или, может, они предчувствовали свой грядущий крах? Как Вы думаете?


  • П. Вильямс "Автопробег".
  • В Сварог "И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. Горького.

  • Tags: 1930, 1940, Иллюстрации, Пруссачество, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 160 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →