Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Любовь и вздохи на скамейке: любовь в СССР. ЧАСТЬ II.

Продолжая тему любви и взаимоотношений мужчины и женщины в советском социуме, напомню, что мы остановились на довоенной эпохе. Фронтовая любовь - это отдельная песня, поэтому её петь мы не будем, а если будем, то в другой раз.
...Итак, весна 1945 года. В стране, помимо всех прочих, появляется серьёзная демографическая проблема - потери СССР в войне были колоссальными. Стимулировать рождаемость на фоне всеобщей нищеты и разрухи оказалось делом непростым.


  • П. Вильямс "Весна".
  • Открытка, изображающая встречу школьников, которые учатся "раздельно".
  • Открытка.

    Во-первых, ещё во время войны стали закрывать глаза на внебрачные связи. Во-вторых, началась целенаправленная борьба с подпольными абортами.
    Кстати, постановление, запрещавшее аборты, было принят в ещё 1936 году, но именно после войны начались реальные преследования не только по отношению к врачам, избавлявшим дамочку от нежелательной беременности, но и самих женщин.



    Другая проблема заключалась в том, что на 1 мужика после войны приходилось 5-7 женщин, что породило естественную для любого вида борьбу "за самца". Разумеется, государство по-прежнему "блюло чистоту". Мужчину, рискнувшего покинуть свою семью ради юной красавицы, осуждали и даже могли турнуть с начальственного места. Любовь по-прежнему должна была отличаться чистотой помыслов и подлинными, очень сильными чувствами. Парадокс? Увы, советское бытие было полно таких парадоксов, не все из которых могут быть объяснены логически.
    Вообще же двойная (и даже - тройная) мораль, была характерна и для Третьего Рейха.

    "Милый друг, наконец-то мы вместе,
    Ты плыви, наша лодка, плыви.
    Сердцу хочется ласковой песни
    И хорошей, большой любви.".



  • Раритет: Памятка беременной колхозницы.
  • Кадр из фильма "Первая перчатка".

    Появление самого понятия "хорошая любовь" автоматически подразумевало, что есть любовь "плохая". Понятие "хорошая" любовь включало в себя долгое платоническое обхаживание, заканчивающееся непременным созданием семьи - ячейки общества. "Плохая" любовь заключалась в уводе из семьи мужика, в стремлении наслаждаться "процессом" без желания иметь детей. Неудивительно, что стилягам - врагам общества приписывали пропаганду "свободной любви", хотя, далеко не все "чуваки" и "чувихи" были похотливыми мартышками, каковыми их пытались изображать.


  • "Сердцу хочется ласковой песни и хорошей, большой любви..."

    Хорошая любовь подразумевала цель - будущее деторождение, плохая обходилась без "плодов". Мать-одиночка не являлась нарушительницей моральных принципов, она рисовалась, скорее, жертвой. Женщина, делавшая всё тоже самое, но при этом никого не рожавшая, считалась отщепенкой. Хорошая любовь была лишена демонстративности - прилюдный поцелуй был чем-то вроде антиобщественного поступка. В шварцевской пьесе "Золушка" король говорит в финале: "У принца родится дочь - вылитая Золушка..." А иначе-то зачем?!


  • Агитационный плакат.
  • Послевоенная идиллия.
  • Ещё один плакат.

    Стоит также вспомнить о раздельном обучении мальчиков и девочек. В качестве причины чаще всего называют подражание имперской России с её гимназиями, но есть и ещё один аспект. Когда мальчики и девочки воспитываются отдельно друг от друга, у них на первом этапе возникает антагонизм, а на втором - совершенно дикое влечение друг к другу, как к чему-то сверх-запретному. Более того, воспитанные "по разным углам" юноши и девушки испытывают повышенный интерес к любовным переживаниям - им достаточно протанцевать тур вальса, чтобы из искры возгорелось пламя.

    При такой системе ни у кого не возникает желания извращаться или искать "разнообразие" в сексе - особь противоположного пола сама по себе настолько заманчива, что одно прикосновение рук сводит с ума. Чем больше запретов в области секса, чем загадочней кажутся девушки, тем сильнее страсть. А когда всё с детства известно и знакомо, то и результат соотвествующий: "Зафигом мне Люська, пойду попробую с Володькой...Ну и Люську возьмём для интереса.".


  • Открытки.


  • Во второй половине 1950-х климат "потеплел" - отменили сталинское постановление о запрещении абортов (в 1954 году), отменили раздельное обучение, а после выхода книжки И.Эренбурга "Оттепель" уход жены от нелюбимого мужа перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. "Демократизация" отношений шла постепенно, поэтому и была возможна вот такая песенка:

    Бежит река, в тумане тая,
    Бежит она, меня маня.
    Ах, кавалеров мне вполне хватает.
    Но нет любви хорошей у меня.

    Танцую я фокстроты-вальсы,
    Пою в кругу я у плетня.
    Я не хочу, чтоб кто-то догадался,
    Что нет любви хорошей у меня.

    Стоит береза у опушки,
    Грустит одна на склоне дня.
    Я расскажу березе, как подружке,
    Что нет любви хорошей у меня.

    Все парни спят и спят девчата,
    Уже в селе нет ни огня.
    Ах, я сама наверно виновата,
    Что нет любви хорошей у меня.



  • Открытки и кадр из фильма "Девчата".

    Таким образом, понятие "хорошей" любви по-прежнему актуально. Более того, важным моментом становится "исправление" нехороших ребят и девчат под влиянием самых разных обстоятельств. В кинофильме "Высота" девушка Катя - явно не блещет целомудрием, её кавалер - передовой рабочий Коля Пасечник тоже не девственник. Но вспыхнувшая между ними любовь всё ставит на свои места - разбитная девчонка превращается в верную подругу. В этом же фильме интересна и другая линия - линия инженерши Дерябиной (оч хорошей женщины), которая жадными глазами смотрит на оч хорошего прораба Токмакова. И как-то, знаете, подразумевается, что она к нему всё-таки ринется, ибо какая же семья без любви и уважения?!


  • Кадры из фильма "Девчата".

    В другом кино-хите эпохи - "Девчата" идёт противопоставление чистой и светлой Тоси - многоопытной Анфисе. "Она, брат, такая..." - говорят о ней бывалые лесорубы. В конце-концов, Анфиса понимает, что жениться на ней никто не собирается, а самый главный мачо сбежал к неказистой Тоське. "А я, Илюшенька, не влюблённая!" - восклицает красавица-телефонистка и с горя заводит роман с молодым начальником.


  • Кадры из фильма "Девчата".
  • Картина Ю.Пименова "На танцы".

    Весьма характерна финальная сцена - девушка, которой уже исполнилось 18 лет, не имеет никакого представления о половой жизни. Ей кажется, что поцелуй - это крайняя точка отношений, за которой, вероятно, следуют дети. Впрочем, она и целоваться-то толком не умеет.
    ...Уже в эпоху Перестройки именно над этим эпизодом хихикали доморощенные "фрейды". Мол, какая дикость-то была при Совке - ни поцеловаться, ни трахнуться не умели. Но самое-то смешное, что это неумение никому не мешало любить и размножаться. Оно даже "гулять налево" не мешало. И, как говорят, импотентов было куда меньше...


  • Кадр из фильма "Девчата".
  • Картина Ю.Пименова "Бегом через улицу".

  • Продолжение - следует!


    Tags: 1940, 1950, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 165 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →