Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Любовь и вздохи на скамейке: Любовь в СССР. ЧАСТЬ III.

  • По просьбам трудящихся продолжаем серию о любви и дружбе в Советском Союзе. Итак, на горизонте радостные 1960-е - фантастика стала реальностью, юбки укоротились, молодёжь танцует твист вокруг костра.
    ...В эти годы, как в своё время и в 1920-е, образовалось три модели поведения - мещанское ухаживание, которое считалось пошлым; крепкая межполовая дружба, частенько исключавшая развитие отношений в сторону любви и, собственно - свободное сожительство двух умственно развитых индивидов. Почему именно - умственно развитых? В принципе потому, что девушки из "простого народа", как правило, стремились к крепкой семейной жизни и к ЗАГСовским штампикам.


  • Фотография девушки из семейного альбома - подруга мамы.
  • Фотография 1960-х гг.
  • Брижитт Бардо - идеал красоты для многих советских мужчин.

    Я не "до кучи" разместила фотографию Брижитт Бардо. Так уж случилось, что именно она стала неким символом женской привлекательности для советских мужчин. В аксёновском "Звёздном билете" Галька похожа на Брижитт Бардо, в "Братской ГЭС" Е.Евтушенко молодой инженер держит на столе фотку француженки:

    "Был он гордый... Не пил, не ругался,
    на девчонок глаза не косил.
    Увлекался искусством, а галстук
    и в рабочее время носил.

    Я себя убеждала: "Да что ты!
    На столе его, дура, лежит,
    понимаешь, не чье-нибудь фото,
    а французской артистки Брижитт".




  • Странички из журнала мод.
  • Карикатура.

    Причин тому называют много. Например, считается, что на советских людей подкупающе подействовал образ девчонки-оторвы, который эксплуатировала Бардо. Мол, типаж знакомый и жизненный, а в советском кино никак не отмечен. К тому же, ББ оказалась попросту лучше известна обывателю, чем даже Лорен или Лоллобриджида. Так, после триумфа кинокомедии "Бабетта идёт на войну" все девушки бросились делать себе начёсы под названием "бабетта". И, вместе с тем, никто от девушек не требовал точного попадания в образ, да и вообще, вся эта возня вокруг Брижитт была на уровне словес. Девушки были хороши только потому что они - девушки.


  • Кадр из фильма "Я шагаю по Москве".
  • Фотография свадьбы.

    В той же "Братской ГЭС" есть намёк на некоторые обстоятельства:

    "Я смотрела тайком пригвождённо,
    как, от всех и меня вдалеке,
    размышлял у костра отчуждённо
    он с приемничком-крошкой в руке.

    Несся танец по имени "мамба"
    и Парижей и Лондонов гул,
    и шептала я: "Мамочка-мама,
    хоть бы раз на меня он взглянул!"

    И взглянул - в первый раз любопытно...
    Огляделся - мы были вдвоем,
    и, кивнув на вечерние пихты,
    он устало сказал мне: "Пойдем..."

    И пошла, хоть и знала с тоскою:
    оттого это все так легко,
    что я рядом была, под рукою,
    а француженка та далеко..."


  • Кадры из фильма "Я шагаю по Москве".

    Кроме того, походное времяпрепровождение тоже способствовало "романам под пихтами". Молодые люди пытались быть циничными, как персонажи Хэмингуэя, хотя в моде было слово "романтика". Вся эта любовь по палаткам редко приводила к созданию семей, а всё больше к абортам. Наивные девушки (а в девушках ценилась этакая наивность!) очень часто ломали себе жизнь. Вот этот чудесный сплав цинизма с романтикой - это, по сути, и есть 1960-е. Говорить о любви красиво - пошлость, мещанство. Такое же, как накомодный слоник или скатёрка с цветочным узором. Остаются только секс или дружба или дружба, переходящая в секс.


  • Фотографии 1960-х гг.

    Кстати, в те годы было принято дружить втроём - два-три парня и девчонка, и ни у кого не возникали грязные мысли по этому поводу. В фильме "Я шагаю по Москве" показана именно такая ситуация - девушка нравится только одному парню, но гуляют все кучей. Слегка отвлекусь на современность, чтобы проиллюстрировать свою мысль - в этом году девочка с наших дач привезла в гости двух парней и разгуливала вместе с ними по посёлку. Все, кроме моей наивной мамы-шестидесятницы, решили, что там "лямур-а-труа". Цитирую одну из соседок: "А зачем ещё молодой девке привозить двух бугаёв (sic!) на ночь?!" Просто все уже давно оскотинились осовременились, а моя мама всё ещё торчит в 1960-х... Кстати о птичках, я тоже там торчу. В смысле, верю в дружбу между мужЫком и тётькой.


  • Моя мама с друзьями.
  • Фотография 1960-х гг.

    В замечательном фильме "Операция "Ы" есть сюжет про то, как Шурик учит физику рядом с полураздетой девушкой и совершенно на неё не реагирует. Это, разумеется, гротеск, но в те времена действительно "первым делом - самолёты", то бишь ракеты, реакторы и локаторы. Ну а девушки? А девушки - потом. Девушки зачастую воспринимались, как "хороший товарищ" в борьбе за Космос (или за приручение нейтрино!) Что, в принципе, не исключало последующую постель! Но её могло и не быть.


  • Кадры из фильма "Бриллиантовая рука".

    Дружба становилась побудительной причиной для создания многих семей. Люди зачастую понятия не имели, каков его будущий супруг в быту, любит ли он детей и хочет ли их заводить вообще?! Походник-балагур мог в повседеневной жизни "превратиться" в брюзгу и маменькина сына, дерзновенный физик - в эгоиста, а компанейская скалолазочка - в кухонную склочницу. Очень часто эти дружественные браки распадались после появления "наследника". К тому же, у дружащей пары "откуда-то" появлялись дополнительные "друзья" в виде тёщ, свекровей и прочих золовок и сватьев. Это тоже создавало непонятки - зачем мне все эти люди, мы их с собой на Селигер вроде бы не брали?!


  • Фотографии 1960-х гг.

    Много таких браков сошло на нет - дружба не смогла трансформироваться в супружескую любовь, ибо дружба часто построена на максимализме: "Ты мне друг или портянка?!!!" В супружестве всё сложнее - там нет места прямолинейности, иначе в ход идут сковородки и прочая тяжёлая артиллерия. Но, как правило, до утюгов, летящих по параболе, не доходило - мужчина брал свой лёгкий чемодан, связку фолиантов по квантовой механике и уходил в пространство. А иногда - к другой женщине, у которой было бы можно ощущать себя свободным. Многие люди привыкли ощущать свой дом как место привала между походами, а когда на привале тебя гонят за картошкой или заставляют баюкать младенца - увы и ах.


  • Кадр из фильма "Бриллиантовая рука".
  • Фотографии 1960-х гг.

    ...Кстати, по поводу известного эпизода из "Бриллиантовой руки". Сейчас принято говорить, что это была первая эротическая сцена, что тесный лифчик Анны Сергевны и её же "Шанель номер пять" были едва ли не кульминацией всей кинокартины. Приходилось также читать статью о том, что многие люди именно ради этой сцены ходили на фильм по нескольку раз. Не верю. Ну, вот не верю и всё. Вот в то, что эта роль, по существу, сломала карьеру С.Светличной, очень даже верю.

    Не знаю, может, кто-то и вожделел, но многие люди, которые были молоды в 1960-е говорили, что испытывали по отношению к героине гадливую жалость. Может, они "совки" - не знаю. Эта девушка с длинными белыми волосами была априори чужая на ТОМ празднике жизни. Она была чем-то вроде карикатуры из журнала "Крокодил". Все эти сказки про "первый секс-символ" придумали постфактум, чтобы было о чём писать.
    Для, общества устремлённого в Будущее, эти халатики с перламутровыми пуговками и "коктейли пряные" с "ямайским ромом" были попросту забавны, не более. Кстати, эту песню стали с завидным постоянством крутить в бордовопиджачные-жирнопузые 90-е. Ну что ж, каждая эпоха берет из эпох ушедших что-то "своё-родное".


  • Плакаты 1960-х гг.

    Но вот закончились походные, проведённые на семи ветрах 60-е, девочки в футболочках сделались тётями в кремпленовых костюмах, но это уже совсем другая история...

  • Продолжение - следует!
  • Tags: 1960, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 202 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →