Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:
  • Mood:

"Очень приятно, царь!"

  • В Советском Союзе, как известно, кино было не развлекательным, а дидактическим. Оно учило не только бить врага и перевыполнять фабричный план, но и дружить, танцевать (правильные танцы) и не давать ни одного поцелуя без любви. Разумеется, кино учило распознавать "своих" и "чужих", ибо, помимо всего прочего, искусство должно было воспитывать в людях классовую ненависть (ну, или хотя бы, неприязнь). Противопоставление счастливой жизни после Революции - ужасающей жизни "до" сделалось любимейшей антитезой советского агитпропа.
    Однако с образами русских государей всё было гораздо сложнее. Если подытожить всё, что мы знаем о царских кино-образах, то вырисовывается очень простая, показательная картина. Все предшественники генсеков делились на:

    1. Отвратительных.
    2. Условно хороших.
    3. Вроде как п.2, но на поверку - п.1.




    К первым относились, например, (Павел I "Подпоручик Киже") и Пётр III ("Михайло Ломоносов"), ко вторым - Пётр Великий и Иван Грозный, к третьим - Екатерина II, а иногда даже и Николай I (ну, к примеру "Композитор Глинка"). Ещё один немаловажный момент - при всей классовой ненависти к царизму, советский агитпроп бывал с царями весьма почтителен. Чем сильнее были закручены гайки, тем осторожнее авторы кинолент обращались с образами царей. Такое чувство, что советские лидеры рассуждали, как домоуправ Бунша из комедии Гайдая: "Какая это собака? Не позволю про ​царя такие песни петь!" Иначе говоря, они в какой-то мере считали себя...прямыми наследниками Петра, Николая и всех прочих венценосцев.

  • Итак, в сталинскую эпоху цари (князья) были похожи на героев классических пьес - они громогласно страдали, жгли калёным железом крамолу, рубили бороды, кидались жезлами и были страшно одиноки. Как песчинка в Космосе. Любимая фраза эпохи "Сталин - это Ленин сегодня", может быть перефразирована как "Царь - это Сталин вчера".
    Как известно, тоталитарный режим всегда имеет источник вдохновения в прошлом1. и Вождь всегда ассоциирует себя с Государем (а не с декабристами и не с Емелькой Пугачёвым), хотя старательно делает вид, что последние ему гораздо более близки и понятны.

    2.Если народу интересно, напишу такой же обзор про Третий Рейх - про любимых А.Гитлером кино-королей и кино-курфюрстов.


  • "Иван Грозный".

    Почему это происходит? Вождь воспринимает себя, как реформатора, как охранителя, как защитника, как воина, etc. Он не видит себя в роди мятежника, выступающего против законной власти. Себя же он, как раз, ассоциирует с этой законной властью. В помпезной послевоенной киноленте "Композитор Глинка" есть шикарная сцена - Николай I в белом френче мундире принимает отчёты от своих бездарных сановников (у Вождя все сановники - бездарны и умри он, всё развалится). Они приносят царю либретто оперы об Иване Сусанине. Император лично исправляет название и произносит короткий монолог о том, как и что должно быть написано. Я всё думала - чего-то в этом образе недостаёт. Когда царь очень характерно прищурился на перепуганных чиновников, я поняла чего не хватает. Трубки и грузинского акцента2..

    2.Кстати, возникли интересные мысли о том, как бы выглядели в кино, скажем, Луи XIV или Елизавета Тюдор в случае, если бы Франция и Англия в XX веке прошли бы через тоталитаризм.


  • Основной посыл - царя всегда окружают предатели или откровенные враги. (Кстати, актёр М.Названов, сыгравший Курбского, несколько раз потом играл Николая I.).

    У товарища Сталина, разумеется, были "любимые" цари - Иван и Пётр. На экране это выглядело так: добрые и совестливые, цари страдают от гадов, поэтому чтобы Русь не сгинула, надо передушить весь гадюшник. Причём, предательство - сплошь и рядом, особенно в семье. Плюс внешние враги, которые трясут париками и жабо, лыбятся, но при этом хотят "Кемска волость" и ещё млеко, яйки, фройляйн, etc. Всё предельно просто - кругом враги, подайте мой топор. Экранный царь уважает достойных противников - Карл XII изображён человеком чести (в отличие от Мазепы).


  • "Пётр I.".

    Вместе с тем, обязательно следовало показать ужасную жизнь простого народа. С одной стороны - классовый соцреализмовский посыл. С другой... У зрителя должно было создаваться впечатление, что виноват в этом не царь, а именно - чиновники. Они вовремя не донесли, не заплатили, не внедрили и не заставили. А то и вовсе - спёрли деньги или сдали Кемску волость крымскому хану.

    Ещё один немаловажный момент - подбор актёров. Царя (царицу, князя, царскую тётку, племянника,...) должен был воплощать актёр особых качеств - презентабельный (или как минимум - похожий!), известный в народе и подходящий на роль с точки зрения самого Сталина. Так, Вождь запретил Ф.Раневской играть Ефросинью Старицкую - не потому что она еврейка (как о том любят говорить), а потому что она - это "Муля_не_нервируй_меня". А Старицкую сыграла не меньшая еврейка - С.Бирман. Точно также Сталин был не доволен образом царицы. Увидев Целиковскую, Вождь сказал: "Таких цариц не бывает!"


  • "Александр Невский.".

    Вот Ольга Жизнева в роли Екатерины Великой плывёт, как ледокол "Арктика", рассекая всё и вся. Никто не заподозрит эту величавую даму в шуточках, интрижках и маскарадных вольностях. Полуулыбка, массивный корпус, закованный в парчовую броню, "торжествующая Минерва", короче говоря. Даже Потёмкин при ней смотрится не как жеребец, а исключительно как Соратник с большой буквы "С".

    ***

  • Потепление политического климата изменило и отношение Автора - к Царю. Стало можно иронизировать, выставлять его в самом комичном свете, показывать слабости и глупости. С другой стороны, Царя "очеловечили", спустили с тоталитарного Олимпа и отняли у него привычный топорик. Теперь Пётр, Иван, Николай, Екатерина и прочие венценосцы имели право расслабиться... Отныне они могли танцевать, распутничать, бояться, тосковать и даже - переквалифицироваться в управдомы.


  • "Иван Васильевич меняет профессию.".

    Культ личности был развечан, поэтому любимых царей было решено сделать персонажами комедий. Так возникли "Иван Васильевич меняет профессию", "Табачный капитан" (о Петровской эпохе) и "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Любимые цари вождей выступали, как вполне положительные герои радостных комедий. Так, Пётр в этих фильмах - весёлый и работящий. Он уже не борется с врагами - он строит коммунизм флот, ну или ещё что-нибудь народно-хозяйственное. И топор ему нужен вовсе не для усмирения бояр, а для того, чтобы крепить индустриальную мощь. Русский царь, как водится, начисто лишён классовых и расовых предрассудков: лишь бы все вокруг - arbeiten.


  • "Иван Васильевич меняет профессию.".

    Иван Васильевич на поверку тоже оказывается своим чуваком - пьёт водку сомнительного разлива, слушает Высоцкого, с первого взгляда обожает Калининский проспект. В общем, ему нравится общество, где нужно "доставать" транзисторы, а боярыни носят брючные костюмы. Только вот нельзя ему остаться - бояре отдадут Казань - шведам и пошлют Марфу Васильну худеть ко двору английской королевы. В общем, над хорошими и нужными царями можно ненапряжно пошутить, если, конечно, талант имеется. Над другими - можно просто грубо постебаться. Вот, например, над Николаем I в фильме "Зелёная карета" про тяжкую судьбень актрисы Асенковой. Оказывается, ей царь не дозволял играть серьёзные роли, ибо сам был охоч до глупеньких водевилей... Причём тех, где субтильные девушки переодеваются в гусаров и дёргают ножками...


  • "Табачный капитан.".

    Царь в фильме изображён, во-первых, очень глупым, во-вторых, отвратительно похотливым. В фильме прямым текстом говорится, что от неутомимого...скипетра Николая Палыча зависит сценический успех той или иной актрисы. В общем, несчастную Асенкову оставляет влюблённый в неё красивый поручик, которому порассказали о царском подарке (державный х*р плюс бриллиантовые серьги)3.. Потому что поручики, они, всегда хранят невинность до самой свадьбы. Кто же этого не знает?! Короче говоря, ещё одна жертва царизма. В другом фильме - снятом по произведению Л.Толстого "Отец Сергий", штучки, мягко говоря, спорной и я б сказала возводящей поклёп, царь тоже - изрядный пошляк и разоритель девичьих будуаров. Да ещё и срадающий лишним весом. Мало этого - он там дёргает пузом, танцуя типа мазурку. Хочется отметить, что в обоих недо-шедеврах засветился весьма симпатичный, но водевильно-комический актёр В.Стржельчик из Питера. В общем, Николай из него, как из г*вна - пуля.

    3.Вообще, от советского зрителя утаили, удосужилась ли мадемуазель Асенкова облобызать роскошный скипетр или просто её в этом заподозрила непримиримая общественность.

  • Кто не очень нервный - можете глянуть на жиро-мазурку.


  • "Зелёная карета."

    Однако, в застойные 1970-е-1980-е было создано несколько серьёзных кинолент, где цари изображались весьма тонко и неоднозначно. "Звезда пленительного счастья", "Юность Петра" и "В начале славных дел", "Россия молодая", "Михайло Ломоносов", "Агония". У царя есть тоже нервы, его тоже можно вывести из себя и заставить беситься. Молоденький Пётр не стесняется, что боится Софью, бояр, стрельцов. Он потом всех порвёт, как Тузик - грелку, но пока он ещё не знает, что ему делать. Поэтому он в одном нижнем белье смывается в Лавру. А ещё он нервно подпрыгивает под окнами арийской милочки - Анны Монс и вообще - постоянно делает руками ветер.


  • "Юность Петра".

    Сомнение - вот новое качество царя. Неуверенным и сомневающимся выглядит молодой-худой Николай Павлович в "Звезде..." Ему не особо хочется казнить декабристов, но положение обязывает. Чисто по-человечески ему жаль и Трубецкого, и даже поручика Анненкова, но фильм-то советский, поэтому Николаю приходится истерично орать на заговорщиков. Кстати, в прессе тогда мелькало неудовольствие, что тиран получился слишком... неоднозначным, слишком думающим. Да, при Сталине экранный Николай только дёрнул бы усами и произнёс бы с расстановочкой: "А что по этому поводу думает товарищ Бенкендорф?"


  • "Звезда пленительного счастья.".

    Сомневается и Елизавета Петровна в сериале "Михайло Ломоносов" - плачет, боится, не хочет и даже - не может. Она поставлена перед выбором - корона и блеск или монастыть строгого режима без права переписки. Трясущаяся от страха и недосыпа цесаревна выбирает корону. Последний император Николай II в "Агонии" - равнодушен и отстранён. Ему всё по барабану - он рисует картинки и уповает на Бога. Интеллигенция, создававшия все эти ленты, реализовывала свои личные представления о том, как мог бы себя вести царь, будь он - ...интеллигентом. В сталинском кино Елизавета Петровна летела бы, сметая на пути всю шушеру, а Николай II непременно оправдал бы свою кличку - "Кровавый".


  • "Звезда пленительного счастья.".

    В "Гардемаринах" Елизавета Петровна - просто капризная барынька, для которой маскарад гораздо важнее государственных дел. Никакой мысли в глазах... Зато хороша Екатерина в "Царской охоте" - ей сочувствуешь гораздо больше, чем нахальной и вёрткой княжне Таракановой, для которой заговор - просто лишняя возможность крутануть веером и переспать с интересным кавалером.

    ***

  • Разумеется, в пределах одного постинга невозможно расписать всё, что было сделано, однако, я так думаю, что в СССР существовало тайное, но...явное обожание царей, сопряжённое с желанием поиграться с короной. Как девочки играют в принцесс, так и киношники игрались в царей.

  • Tags: Екатерина II, Кино, Николай I, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 236 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →