Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Экранные короли нацистского Рейха.

  • В процессе написания предыдущего постинга о кино-царях советского агитпропа, нарисовались ещё две темы, одна из которых: "UFA-короли Третьего Рейха". Как известно, костюмно-историческое кино играло особую роль в культурном пространстве нацистской Германии, ибо по мнению идеологов Рейха всё лучшее - осталось в прошлом и одна из задач - вернуть утраченное. Кино-короли Третьего Рейха делились на два типа:

    1. Зовущие к победам Арийского Духа.
    2. Все остальные.


    Первые пребывали в грустном меньшинстве, потому что А.Гитлер выбрал для себя только Фридриха II, Великого Курфюрста, Вильгельма I и прекрасную Луизу Прусскую (ну ту, которая ещё родила жену для Николая I). Заметим, что все они принадлежали к дому Гогенцоллернов. Остальные короли и королевы, а также принцессы и курфюрсты плелись в унизительном отдалении, вынужденные служить красивым фоном для всевозможных развлекательных проектов. Кстати, если в сталинском кино иноземные короли появлялись только эпизодически, то в нацистском - часто бывали ключевыми фигурами.


  • Фильм "Лизелотта Пфальцская". В главной роли - Рената Мюллер.

    Вот, например, история принцессы Лизелотты Пфальцской, ставшей второй женой Филиппа Орлеанского и прибывшей ко двору Людовика XIV с вполне явной целью - любить и быть любимой. Однако многие помнят о том, что Лизелотта впоследствии оставила довольно желчные и резкие воспоминания о версальском дворе - любимый источник цитат для многих авторов. Лизелотте жилось непросто, особенно, если учитывать странный интерес, который испытывал Филипп к шевалье де Лорену... В фильме изображается так называемая "эпоха Ментенон", то есть время, когда вместе с королём правила его фаворитка - Франсуаза де Ментенон.


  • Два портрета Лизелотты Пфальцской и Рената Мюллер.

    Сыгравшая её красавица - Рената Мюллер тоже была женщиной непростой судьбы. Невероятно популярная до прихода нацистов к власти, она плохо монтитровалась с новой реальностью. Причин тому называют несколько - связь с евреем-банкиром, вынужденным эмигрировать, личное пристрастие к алкоголю и якобы нежелание сниматься в пропагандистком кино. В результате женщина погибла при невыясненных обстоятельствах. Опять-таки, называют два "варианта" гибели - случайная передозировка снотворного и самоубийство.


    ***


  • Два портрета Марии Стюарт и афиша Цары Леандер.

    Сложная судьба женщины-королевы или нелюбимой жены дурака-герцога была весьма популярна в нацистском Рейхе. Вот, например, кинофильм "Сердце королевы", повествующий о трагедии Марии Стюарт. Одна из ведущих нацистских звёзд - шведка Цара Леандер красиво страдает в костюмах тюдоровской эпохи, поёт и хочет простой и чистой любви. Но любви она не получит, увы. Если рассматривать фильм с "пропагандистской" точки зрения, то он - "неправильный".

    Мария Стюарт, в принципе, не может быть положительной героиней наци-эпоса. В отличие от всё той же Елизаветы, гораздо более близкой к одиноко-жертвенному, девственно-упёртому "архетипу" Фридриха Великого. Мария Стюарт никогда и ничего не стала бы делать "ради нации", Елизавета же постоянно "ложилась на рельсы" и "кидалась на амбразуру". И, надо сказать, таких странных непопаданий в нацистском кинематографе - довольно-таки много.

    ***


  • Кадр из фильма "Фаворит императрицы" с Ольгой Чеховой. По бокам от открытки - юношейский портрет Елизаветы и её же платье.

    Не обошлось и без вечно-модной темы "а-ля рюсс" - "Фаворит императрицы" - о сложных взаимоотношениях Елизаветы Петровны с любовником - Иваном Потоцким (видимо, писано с Разумовского). Что характерно, за основу была взята любовная история именно Елизаветы, а не Екатерины (как это могло быть). Причина проста и она кроется вовсе не в неприязненном отношении нацистского агитпропа к Фике из Цербста. Просто в 1934 году в США был снят фильм о Екатерине - "Кровавая императрица" с Марлен Дитрих в главной роли. В немецком прокате он шёл под названием "Царевна". "Фаворит императрицы" был "ответом" на голливудский проект.


  • Реклама фильма "Царевна" в нацистской прессе.

    И опять-таки, странная героиня для нацистского кино - царица, которую даже самые доброжелательные русские историки имели обыкновение поругивать за леность и любовь к украшениям. В принципе, дщерь Петрова могла быть центральным персонажем какой-нибудь очередной брошюрки "Der Untermensch'. Таким образом, дидактика в фильме - нулевая, пропаганда - отсутствует. Зачем он был снят? Для того, чтобы показать роскошные плечи госпожи Ольги Чеховой или просто из любви к Галантному Веку? А просто для кассовых сборов. По большому счёту, киностудии UFA было решительно всё равно - о чём снимать, лишь бы народ откликался.

    ***

    Вот "Кольберг" - он уже вполне пропагандистский проект. В фильме примечателен образ Наполеона - уродца, карлика, гадёныша и унтерменша. Вся его мимика и риторика напоминает на...того Гитлера, которого изображали в советских фронтовых кино-сборниках. Видеть в Наполеоне человека позволено только один раз - в сцене поклонения гробу Фридриха Великого: "Фриц, если бы ты правил, разве был бы я здесь?" Без поклонения гробу Фридриха наци-пропаганда попросту невозможна! Однако же уроду-корсиканцу противостоит не наследник Великого Короля, а воздушно-цветочная королева Луиза в исполнении Ирен фон Майендорф.


  • Ирен фон Майендорф.

    И опять многое неясно. Фильм "Кольберг" снимался во время войны с Россией, но по сюжету неоднократно повторяется имя Александра I в качестве союзника Пруссии. Я всё ждала - неужели покажут нашего кудрявого? Но нет. Не показали. Видимо, решили, что если показать русского императора рядом с божественной Луизой, у немецкого народа возникнет когнитивный диссонанс и он (народ) не будет понимать происходящее. Собственно, о чём фильм? Собственно, это - довольно интересное "дополнение" к "Войне и миру" и даже без "дубины народной войны" не обошлось.


    ***

    И всё же главным королём для национал-социалистов был Фридрих Великий. Почему именно он, а не его отец, гораздо более подходящий для наци? Вот смотрите. Король-отец, которого НС-пропаганда откровенно недолюбливала, был истинным арийцем и имел характер нордический. Он мог служить примером семьянина - был верен жене и активно плодился (14 детей, из них 11 выжило). И это в Галантном Веке, когда короли считали своим долгом таскаться по фрейлинам! Король-отец был прост и близок народу, любил выпить пива и поорать песни. Презирал гуманитарную учёность и уважал только практические знания. А ещё - он слыл "биологическим" антисемитом - мог запросто излупить тростью встретившегося на пути еврея и вообще полагал, что все беды - от них, чернявых. Известен случай, когда король даже погнался за евреем, чтобы его отмутузить.



    А его сын, Фридрих Великий? В юности был слабым и чувствительным, любил флейту, стишки, модные шмотки. Венцом его академической деятельности была эпопея под названием "Побег в Англию". Поймали. Отсидел в тюряге за дезертирство. Далее? Великий Король всю жизнь страдал галломанией и считал "Песнь о Нибелунгах" - бездарным набором слов. Свою жену-арийку он презирал, но при этом являлся любовником1. итальянской танцовщицы настолько сомнительных расовых качеств, что никто в Рейхе не решался писать о сем эпизоде королевской жизни. Я не наезжаю на Фридриха (он для меня живее всех живых, и лучше него только Николай I). Просто пытаюсь понять, почему именно он, а не его отец?



    1. Возможно, они не спали вместе, но влюблён он в неё всё равно был, что, с точки зрения НС-пропагады очевидный минус.

    Именно Фридриху был посвящён цикл пропагандиских кинолент, объединённых общим названием 'Fredericus Rex Film'. Среди этих фильмов только один - "Старый король и молодой король" выбивается из общего канонического ряда. Главным образом, тем, что Фридрих там ещё молод и воюет со своим папой. Папа кидает книги в огонь, орудует дубиной и ненавидит всё иноземное (ну, типичный же наци). Принц шляется в каком-то позорном шлафроке (это вместо формы-то!) и пиликает на флейте всякую дурь (типичный стиляга-плесень). Но для НС-пропаганды сынок важнее папочки - вот в чём загадка. Посмотрите этот замечательный эпизод - он снят весьма динамично. Просто перья летят2..

    2. А ещё (это для любителей истории костюма) обратите внимание - у принцессы, которая там мечется, под юбкой отчётливо прорисовываются правильные для конца 1720-х - начала 1730-х годов фижмы. Не кринолин, который обычно суют в каждый фильм, а именно фижмы (или по-французски - 'panier').



    Остальные фильмы о Фридрихе - это сплошное "житие" арийского воина. Семилетняя война - это сплошной Рагнарёк и просто хочется пожалеть худенького короля, которого все годы играл один и тот артист - Отто Гебюр. И здесь тоже интересный момент - какой бы период королевской жизни не экранизировали, Фридрих у них всегда старый, прям как Один. Ещё бы! Отто Гебюр 1877 года рождения, то есть в возрасте "за 60" он постоянно играл тридцати-сорокалетнего мужчину, который к тому же очень долго сохранял свою моложавость. Но Геббельс не хотел даже слушать, когда ему намекали на сие несовпадение. Найти на UFA истинного арийца, да ещё и похожего на короля оказалось делом хлопотным. Доходило до того, что Геббельс лично следил за тем, чтобы Отто Гебюр не играл в других кинофильмах. Иногда Гебюру всё же удавалось сыграть "не-Фридриха", но все эти роли случались по чистому недосмотру министра пропаганды.

  • Картина Третьего Рейха изображающая воинов Фридриха на Вальхалле.


  • Посередине - памятник молодому Фридриху с открытки нацистского периода.

    В фильме "Великий король" есть совершенно чудовищный, на мой взгляд, момент - королеву играет молодая актриса, которая годится Отто Гебюру в дочери. У вечно старого Фрица вечно молодая жена - в этом есть нечто мифологически-устойчивое. Фридрих в нацистском варианте - это высокоморальный человек без слабостей, невероятно совестливый и переживающий за простой народ. Представить себе, что Фридрих Великий может принять в садах Сан-Суси унтерменша Казанову и поболтать с ним о пустяках, просто немыслимо. А ведь это было в реале. Или, скажем, написать скабрезную эпиграмму на маркизу де Помпадур... Все эти эпизоды королевской жизни тщательно замалчивались, ибо нацистам было даже страшно подумать, что их любимый Фриц - в большей степени Локи, нежели Тор или Один.



  • В общем, в Третьем Рейхе при всей гадости, царившей в тогдашнем немецком обществе, умудрялись снимать симпатичные фильмы о королях и принцессах. Все эти киноленты разрешены к просмотру в современной Германии, несмотря на антинацисткие настроения. Вот одно грустно, что не сняли фильм про Николая I - я бы глянула, как какой-нибудь Карл Альберс рассекает в царских ботфортах...

    А ещё - пустоголовые нацики, которые суются изучать немецкий нацизм, очень быстро разочаровываются в эстетике Третьего Рейха - там реально нет больших сисек и порнухи, а супер-антисемитский "Еврей Зюсс" и тот - про XVIII век... Эх, нацики, покупайте себе треуголки!



  • Tags: Галантный Век, Кино, Людовик XIV, Пруссачество, Фридрих Великий
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 130 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →