Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Легенды "золотых 80-х". Часть II.

  • Итак, продолжаю любимую многими читателями серию "Легенды 80-х". Для начала вспомним один из культовых фильмов эпохи - "Через тернии - к звёздам" . Что в нём поражало? Ну, помимо того, что это была модная по тем временам фантастика, то есть заведомо кассовая вещь, "Через тернии - к звёздам" оказались ещё и социально значимым фильмом. В нём поднималась проблема экологической катастрофы на некоей планете (потом это обыграет Г.Данелия в талантливом фарсе "Кин-Дза-Дза"). Что удивило? Во-первых, какая-то инопланетная худоба девушки Нийи (актриса-фотомодель Елена Метёлкина). Во-вторых, были жуткие моменты. Например, всех завораживала биомасса - довольно меркое зрелище живого теста, которому постоянно требовалась живая плоть. В-третьих, вызывали ужас рожи с той планеты, где происходило действие фильма. Сейчас подобные изображения не смутят даже пятилетнего ребёнка.


  • "Через тернии - к звёздам".

    Природу гибнущей планеты снимали в Таджикистане, в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего комбината возле города Исфары. В конце фильма предполагались титры: "Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на территории СССР". После "цензурного" скандальчика появился вариант: "Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля".


    Хотя действие фильма происходит в XXIII веке, персонажи фильма пьют молоко из пакетов начала 1980-х и жуют жвачки того же периода. Сейчас бы это называли "скрытой рекламой" молока за 36 копеек и советских жевательных резинок... Ну, это как в "Гостье из будущего" активно и беззастенчиво рекламировался кефир в стеклянных бутылках.


  • Фотомодель Елена Метёлкина (Нийя) в журналах мод.

    Однако зрители увидели всего лишь увлекательную киноленту с наивными по нынешним меркам спецэффектами. Ах, да. Там была ещё одна сцена, которую поначалу хотели выкинуть. Девушка Нийя раздевается догола на пляже, полагая, что так и надо. Но потом цензурщики решили, что девушка-модель с её скромными формами вряд ли может смутить кого бы то ни было и вызвать эротический ажиотаж вокруг этой сцены. Во всяком случае, этот фрагмент не вызывал никакого интереса.


    ***

  • Ну, а теперь поговорим о грустном. Тот, кому довелось жить в совесткие времена, наверняка, помнят такой правовой термин, как "тунеядство". Считалось, что человек обязан трудиться даже, если у него нет к этому никаких социально-материальных предпосылок. Общество, да и милиция тоже, косо смотрели на бездетных жён-домохозяек и взрослых детей богатых родителей. В андроповский 1983 год эта борьба с неработающими гражданами достигла своего апогея.
    Честно говоря, я никогда не понимала, почему человек обязан трудиться, если его на законных основаниях содержит муж? Таких дам, конечно, тоже могли привлечь по статье (!!!), но чаще всего их просто осуждали и обливали официальным презрением.


  • Справа - офис-леди советского образца.

    Ну так вот, в андроповскую эпоху (по счастию - краткую) милиция бегала по городу и выискивала праздно шатающихся граждан. Устраивались утренние рейды по кинотеатрам, по магазинам и парикмахерским. Производился отлов прогуливающих студентов и работников, сидящих на бюллетенях, но при этом - разгуливающих "на свободе". Более других страдали отпускники - они должны были иметь при себе копию приказа об отпуске. Люди, работающие посменно (к примеру, телефонистки) тоже должны были доказывать, что они не тунеядки, а идут сегодня в ночную смену. Непросто было и учителям в их свободный, так называемый "библиотечный" день. Знакомая учительница рассказывала, что её заловили в один из таких дней, когда она рискнула пойти сделать маникюр. На имя директора школы пришла официальная бумага о том, что учитель NN в "библиотечный" день была не в библиотеке...


  • Просто люди. 1980-е гг.

    Вообще, лично меня всегда дико раздражал пропагандируемый в СССР образ дерзновенной труженицы, которая, приходя домой, становилась примерной домохозяйкой - выпекательницей, вытирательницей и выносительницей. Я по своей лености всегда считала, что человек не может быть многостаночником. И оказалась права!

    ***

    В 1985 году было решено провести грандиозное мероприятие - XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Считалось, что по размаху он он будет равен Олимпиаде-80 и Фестивалю 1957 года. Во всяком случае, чисто по деньгам, траты были грандиозными. Политической задачей фестиваля был показ позитивных сторон советской жизни.
    Неблагонадёжные элементы, как и перед Олимпиадой-80, в ходе подготовки фестиваля были выдворены за пределы Москвы. Особым "вниманием" властей пользовались самые большие сторонницы интернациональной дружбы - валютные проститутки. Их сослали в первую очередь.


  • Тоже реклама.

    Несмотря на то, что средств и сил было затрачено много, мероприятие не получилось столь же захватывающим, как Олимпиада. То ли в обществе уже ощущались грядущие перемены, то ли было слишком много казённого официоза, но особых воспоминаний этот фестиваль ни у кого не вызывает. Знаете, так бывает, когда хотят сделать сиквел очень хорошего фильма, а психология зрителей давным-давно изменилась и вторая часть не катит. Так получилось и с Фестивалем-85. К этому времени все так устали от лозунгов "Миру - мир!" и "Нет войне!" что хотелось просто потанцевать.


  • Журнал "Работница" Лето 1985 год.

    ***

    Одной из знаковых персон 1980-х можно назвать Кристину Орбакайте. Пожалуй, это был единственный ребёнок в стране, о котором ходили слухи. То говорили, что девочка как сыр в масле катается и учится вместе с детьми высшей партийной элиты. То, напротив, рассказывали, что Кристина - позабыта-позаброшена, живёт с бабушкой и учится в обычной районной школе. Истина была, как всегда, посередине. Дочь примадонны училась в хорошей английской школе, но без особых "наворотов". Училась средне.


  • Алла и Кристина.

    Многим она почему-то не нравилась. Не сама по себе, а потому что "заведомо всё по блату". Когда Кристину взяли на роль Чучела и об этом заговорили на всех углах, большинство не верило, что дочь Пугачёвой утверждена не за мамины заслуги, а сама по себе. После того, как Орбакайте гениально сыграла девочку-изгоя, к ней стали относиться лучше, но, всё равно большинство продолжало твердить, что на дочери звезды "отдохнула природа". Некоторые, продолжая развивать версию "позаброшенной" Кристины, утверждали, что дело не в таланте, а девочка попросту сыграла самоё себя. Мол, живёт с бабушкой, носит один и тот же свитер, одноклассники смеются... Но всё-таки большинство признало: девочка гениальная актриса.


    Разумеется, её пение ни у кого не вызывало восторга и будь она дочерью ткачихи или учительницы, она бы даже не смогла победить на смотре самодеятельности.
    Другое дело - Кристина никогда не была, что называется, пафосной и нахальной. А могла бы, по идее. Она очень рано стала самостоятельной - начала выступать в танцевальном ансамбле "Рецитал", лет в 16 ушла жить к Володе Преснякову и вообще как-то выбивалась из общего "контекста". Мне она всегда очень нравилась, особенно когда в фильме "Виват гардемарины!" примерила на себя костюм Галантного Века.

    ***

  • Несомненно, интересная тема - советский молодёжный псевдонацизм 1980-х гг.
    Вообще на эту тему есть интереснейший опус - Громов Д.В. Советские неофашисты как персонажи фольклора. Это вообще очень смешная и очень отдельная песня. Вообще, неофашизм считался проявлением чисто западным, капиталистическим. Мол, у них там - сплошные язвы общества, им положено.


  • Типовая советская статья о западном неофашизме. 1987 год.

    Для неофашизма отечественного таких предпосылок не было, ибо основным поводом для выбривания на голове свастики была, по мнению нашего агитпропа, именно молодёжная безработица, а не что-нибудь ещё. Здесь всё было смешнее - напяливание на себя свастики считалось чем-то, вроде вызова советской...не идеологии, а - эстетике. Это было какое-то стихийное ультра-западничество, не имевшее ничего общего с неонацизмом, как с таковым. Среди детей и полростков ходили "страшилки" о неких нацистских бандах, действующих в СССР. Итак, что им предъявлялось? Например, то, что это - потомки фашистских оккупантов. Я лично знала одного дебила, который рассказывал, что его дед - эсэсовец. (Потом это стало большим сюрпризом для его маман, как вы понимаете, ничего не подозревавшей о своём происхождении).


  • Фотки со сборищ западных неонацистов, опубликованные в советской прессе.

    Затем считалось, что "фашисты" бреют виски. Опять-таки, неизвестно, зачем. Отличительным признаком "фашиста" была почему-то одежда из чёрной кожи в сочетании с белой рубашечкой и тонким чёрным галстучком. В нескольких претенциозных статьях о неких "питерских наци" говорилось, что они - учащиеся ПТУ, которые перешивают чёрную ПТУшную форму в "эсэсовскую", ходят по ночам с воплями "Хайль Гитлер!" и обижают ветеранов. А ещё - они придумывают себе немецкие имена... Потом ещё очень долго Питер называли "родиной российского фашизма", хотя это было какое-то маскарадное юродствование. И когда появилась "Память" со своими хоругвями и Николаем I/Александром III, никто их и не считал "настоящими" наци - стоят себе и крестятся, царя-батюшку славят.

    ***

  • До 1988 года граждане, имевшие возможность выезжать на работу за рубеж, могли отоваривать чеки "Внешпосылторга" в магазинах сети "Берёзка". Так как ассортимент элитных "Берёзок" был также стандартен, то и "фирмачи" зачастую одевались в одни и те же джинсы ‘Super Rifle’. На эту тему было много карикатур. Например, такая: встречаются две "упакованные" (как тогда говорили) девицы в идентичной одежде, с абсолютно одинаковыми лейблами и, глядя друг на друга, плачут: "Наверное, мы – близнецы, разлучённые в детстве!" И вот в 1988 году было объявлено о закрытии этих "распределителей благ".
    Существовала официальная версия закрытия "Берёзок" - тотальная война с привилегиями. Среди неофициальных (то бишь - неафишируемых в сов.прессе) называли, к примеру, мировой экономический кризис, поразивший все кап.страны в 1987-1988 гг.


  • Мода: 1987-1988 гг.

    Зато в 1987 году был введён в действие закон "Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР". Закон об ИТД позволил создавать швейные и сапожные кооперативы. За редким исключением, качество кооперативных изделий сильно уступало не только зарубежным, но и отечественным образцам, но у этих вещей было одно неоспоримое преимущество – они создавались в соответствии с модными направлениями текущего сезона.

    Очень важным событием стало открытие в конце 1980-х Рижского рынка в Москве – такие же "толкучки", только меньшего масштаба, стали появляться во всех крупных городах СССР. На Рижском рынке можно было купить практически любую модную новинку – от банальных джинсов до шикарного вечернего туалета с люрексом. Правда, никто не гарантировал "фирменность" вещи – именно тогда в СССР начался настоящий "бум" подделок. Как правило, неизбалованные советские люди покупали польские товары с самопальным лейблом ‘Made in France’.


  • Мода: 1987-1988 гг.

  • Но это всего лишь мои личные воспоминания. У Вас, вероятно, есть и другие - пишите в комментариях свои "мемуары". Давайте напишем историю Золотых 80-х вместе!

  • Tags: 1980, История моды, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 201 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →