Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Детская одежда в СССР: Часть I.

  • Сегодня мне захотелось поговорить о детской одежде в СССР, о том, как она развивалась и по каким принципам создавалась. Главное, о чём стоит помнить - как бы мы ни хвалили СССР, факт остаётся фактом - советский легпром никогда не был на высоте. Особенно это касалось детской одежды.

  • Итак 1920-е годы. Вспомним, как выглядела типичная толпа эпохи НЭПа - перемешалось старое и новое, модное и ношеное, рваное и шикарное. Бежали на службу совслужащие в толстовках, мимо фланировали нэпманши в меховых манто, в противоположном направлении шли домохозяйки в блузах со старорежимными рукавами-фонарик. Именно в эту эпоху по костюму можно было определить «своего» и «чужого». Кожанка - значит свой, галстук - значит недорезанный буржуй...


  • В центре - два фото из книги А.Васильева «Русская мода».
  • Справа и слева - фото из книги И.Кононовой и Н.Самсонадзе «Женщина и её платье».

    …Среди детей, как и среди взрослых, появились свои «пролетарии» и «буржуи» - дети нэпманов и высокооплачиваемых спецов носили добротную, дорогую одежду, очень часто купленную за границей. Девочки из таких семей носили каракулевые шубки с воротниками-стоечками, узконосые сапожки, а летом – модного фасона платьица с заниженной талией, белые носочки и мягкие сандалики.

    Как и во взрослой моде, большое внимание уделялось контрастности отделки и интересным цветовым сочетаниям. Так, платье для девочки 5-6 лет из «Мод сезона»1. строится на контрасте белой лифа и клетчатой юбочки. Нарядное платьице модного розового цвета оформлено кружевными вставками, а летний курортный ансамбль из белого ситца в тёмный горошек оформлен отделкой в тон горошка .
    Актуальны плиссированные юбочки, а также – бантовые складки, оборки и банты, оформляющие низ платьев. Длина девичьих платьиц – до колена и чуть выше.

    1.«Моды сезона». Лето. 1927. С.20-22.

    Очень модными были простые белые платья. Кстати, есть несколько версий, почему белые платья были в моде. Одна из них - влияние стиля юных танцовщиц Айседоры Дункан, как известно, танцевавших в коротких белых одеждах.

    Мальчиков (если они, конечно, были детьми обеспеченных родителей) одевали в матросские костюмчики с короткими шортами или модные клетчатые костюмчики. Кстати, буржуйский ребёнок отличался от пролетарского именно длиной штанов - дети рабочих с детства носили длинные штаны, в отличие от «голоногих» буржуйчиков. И потом, когда уже появились пионеры в шортах, у многих это вызывало неприятные ассоциации.


  • На фото - маленький Владимир Этуш.

    Многие дети высокопоставленных родителей принимались бунтовать против бантов и гольфиков, предпочитая носить штопаные блузы и парсусиновые тапочки на босу ногу. Красивая, модная и – не рваная (!) одежда воспринималась ими, как основной признак буржуйского быта. В этом проявлялось извечное детское желание «быть как все», быть вместе с сильным большинством…
    Как правило, дети носили костюмы, сшитые руками матерей и бабушек. Журнал «Работница» время от времени предлагал выкройки детских вещей. К примеру: «Костюм для мальчика из шерсти или бумажной ткани. Воротничок – отложной, с накладными карманами. Брючки – короткие»2..

    Очень интересное описание этого обидного для детей имущественного контраста дано в рассказе Ю.Нагибина в его чистопрудном цикле. Подросток-герой рассказа, действие которого происходит в начале 1930-х, вспоминает своё недавнее детство и детей из богатых нэпманских семей: «...Во мне хватило ясности понять, что я очень плохо одет по сравнению с другими детьми: бархатными мальчиками и кружевными девочками». Сам же герой был одет в сшитые из отцовской толстовки курточку и штаны3..

    2.«Работница». 1928. №15. Форзац.
    3.Я так смотрю - толстовка была совершенно потрясающей универсальной вещью! Помнится, из неё же пошила себе платье Эллка Людоедка.



    Декрет «О единой школе…» 1918 года отменил единую ученическую форму, признав её наследием царского режима, неким символом униженности и угнетённости школьника. Это на словах. На деле причина была другая. Школьная форма (даже самая дешёвая) была бы не по карману беднейшим слоям населения, что спровоцировало бы отказ от посещения занятий. В результате тезис о всеобщем образовании остался бы только на бумаге. Таким образом, рядом за партой могли сидеть сын инженера-спеца в шевиотовом костюмчике и юный «пролетарий» в застиранной, многажды штопаной рубашке. Это явное неравенство провоцировало самые нежелательные последствия, вплоть до драк, но все попытки здравомыслящих чиновников ввести единую школьную одежду натыкались на непонимание властей.


  • Слева - фотография юных пионеров тех, кто к ним примкнул.
  • Справа - Б.Владимирский «Пионеры слушают радио». 1924 г.

    Зато не было недостатка в других видах общеобязательной формы. Так, во всех воспитательно-трудовых учреждениях, куда со всей страны свозили беспризорников, была своя форма полувоенного покроя.
    «Ботинки, суконные полугалифе, гамаши, тёмно-синяя гимнастерка заправлена в штаны, талия стянута узким чёрным поясом с пряжкой. На одном рукаве золотой вензель, широкий белый воротник ослепительно чист, хотя чуточку примят» - так выглядел воспитанник из макаренковской повести «Флаги на башнях».
    Теперь давайте вспомним о пионерской форме. Упоминания о ней в литературе тех лет довольно часты. Вот, к примеру, хрестоматийное описание из поэмы Э.Багрицкого:

    «Рухнула плотина -
    И выходят в бой
    Блузы из сатина
    В синьке грозовой…

    …В прозелень лужайки
    Капли как польют!
    Валя в синей майке
    Отдает салют»
    .


  • Слева - В.Журавлёв «Призыв» 1927 г.

    На картине В.Журавлёва «Призыв» (1927 г.) пионер-горнист также изображён в синей форме. Одежда синего «пролетарского» цвета подчёркивала преемственность поколений – «Мы пионеры – дети рабочих». Помните пролеткультовский театр «Синяя блуза»?
    Появляться в пионерской форме на улицах города было очень почётно, но и – очень опасно. Газеты пестрели сообщениями о том, что «на юного пионера было совершено нападение».
    Самым главным атрибутом пионерской формы был, разумеется, красный галстук – «частица красного знамени», как тогда говорили. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. К галстуку до войны полагался специальный зажим. Кроме того, существовал ещё и значок – его дизайн на протяжении 1920-х годов менялся несколько раз.

    Так, в первоначальном виде на значке изображались серп и молот, горящий костёр и девиз «Будь готов!» Потом появился второй вариант значка – к существующим символам добавили мавзолей Ленина. В конце 1920-х на значке было решено изображать самого Ленина.
    Блузок из сатина, воспетых Э.Багрицким, тоже на всех не хватало. Чаще всего, пионеры довольствовались только алым галстуком.


  • Слева - семейная фотография. Вторая слева - мама Леонида Якубовича.
  • Справа - один из первых пионерских отрядов.

    Детские прически тех лет – просты и незамысловаты. Девочки носили короткие стрижки с чёлочкой или же – традиционные косы, несмотря на то, что банты-ленты клеймились позором, как «буржуйские украшательства». Тем не менее, В.Каверин, создавая образ Кати Татариновой, наделяет её длинными косами, да ещё колечками на лбу. Н.Огнев, описывая подругу своего главного героя, Кости Рябцева, намеренно наделяет её косой и пышным бантом. Авторы стремились показать, что косы и буржуйский бант – вовсе не помеха пролетарскому мировосприятию.

    Мальчиков коротко стригли – на фотографиях тех лет много и обритых «под нуль» пионеров и школьников. Это объяснялось не столько «аскетизмом» или модой («стрижка под Котовского»), сколько гигиеническими соображениями. Мальчики-«буржуйчики» часто носили локоны почти до плеч - как в дореволюционную эпоху. Разумеется, это считалось чем-то, вроде вызова всеобщей аскезе. В уже упоминавшемся рассказе Ю.Нагибина богатый мальчик (враг!) был с завитыми шёлковыми кудряшками.

    В те годы очень много писали о том, как должен одеваться и вообще - выглядеть советский ребёнок. Говорилось о том, что западные лекала, ориентирующиеся на взрослую нефункциональную моду, совершенно не подходят детям. Дизайнеры-конструктивисты постоянно выдумывали какие-то специализированные комбинезоны и ползунки (вроде тех, которые в своё время разработала Екатерина Великая для своих внуков). Много писалось и о цветовых предпочтениях, о влиянии цвета на развитие ребёнка. Однако всё эти начинания разбивались о суровую реальность - бессилие легкой промышленности становилось всё более и более очевидным...

  • Tags: 1920, История моды, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 98 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →