Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:

Детская одежда в СССР: Часть II.

  • Детская одежда предвоенного десятилетия известна нам по фильмам «Подкидыш» (1939 г.), «Тимур и его команда» (1940 г.), «Моя любовь» (1939/1940 гг.).
    Однако все эти фильмы – лишь красивая витрина, нечто вроде странички из журнала мод. Реальность была куда как менее радужна. Но начнём мы с того, что вспомним одну немаловажную деталь - социально-экономическая жизнь первой половины 1930-х была совсем не похожа на предвоенные 1939-1941 гг. Фраза И.Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее» как бы делит предвоенное десятилетие на два периода. Если в после_нэповские годы нищета была просто ужасающей, то после 1936 года жить действительно стало если не веселее, то легче. Приведу типичный пример - журнал «Работница» с 1930-го по конец 1935-го года вообще не публиковал статей о моде, о кулинарии, о быте. Шла сплошная суровая передовица с Ворошиловым на обложке.


  • Плакат художника И.Громицкого.
  • Скан из книги Н.Самсонадзе и И.Кононовой «Женщина и её платье».
  • Афиша фильма «Подкидыш».

    Зато время от времени появлялись вот такие радостные стихи о девушках-швеях:

    «…Шьёт Маруся трусики
    Рядом октябрёнку,
    Из полосок узеньких –
    лифчик, распашонку.

    И ребята сгрудятся
    Платьем похвалиться,
    Запестреет улица
    Мотыльковым ситцем!

    …Встать ударной сменою
    За работу рьяно
    И вписать отменную
    Цифру промфинплана!»
    1.

    1.«Работница». 1933. №1. С.15.

    А уже в первых номерах журнала за 1936 год появились публикации о косметике ТЭЖЭ, новых линиях о дамской одежде (входил в моду широкоплечий, приталенный силуэт) и, разумеется, о детях. Вот, к примеру, описание одежды рядового школьника: «Брюки у меня были потёртые, в масляных пятнах, и я долго возился на кухне, отчищая их бензином. Рубашку я взял серую. Она была мне мала, но зато в пути не пачкалась. Каблук у одного ботинка был стоптан, и, чтобы подровнять, я сдёрнул клещами каблук у другого, потом гвозди забил молотком и почистил ботинки ваксой».


  • Пионеры в реале, в рекламе и в пропаганде.

    Основу летнего мальчишеского гардероба составляли мешковатые брюки, штаны до колен на помочах, пара рубашек да несколько футболок. Классика жанра - матросские костюмчики – были недосягаемой мечтой, причём не столько самих ребят, сколько их родителей. Если в разгар игры во двор выходил карапузик в матросском костюмчике, над ним принимались потешаться, и он с рёвом уходил домой – переодеваться в линялые штаны и серую майку.


  • Фотографии с сайта пионерлагеря «Артек».

    Интересное описание делает А.Гайдар: «И он протянул мне сверток. В нём были короткие, до колен, защитного цвета штаны, такая же щеголеватая курточка с множеством карманов и карманчиков, жёлтые сандалии, пионерский галстук с блестящей пряжкой, косая, как у летчика, пилотка и небольшой кожаный рюкзак».
    Разумеется, так экипировать своего ребёнка могли далеко не все родители, особенно в многодетной семье. Как правило, младшие сыновья послушно донашивали штаны за старшими, а обновку к школьному утреннику не покупали, а шили дома, очень часто на руках, безо всяких швейных машин.


  • Кадры из фильма «Тимур и его команда».

    Особо стóит остановиться на кепках и вообще – на головных уборах. Большинство мальчиков с самого раннего детства начинали носить кепку. Она чисто визуально прибавляла возраст и, как казалось, даже рост. Было даже такое презрительное выражение – «метр с кепкой», означавшее, что у мальчика рост всего один метр, да и то, если считать вместе с головным убором. Кроме того, кепка превратилась в некий атрибут «дворовых пацанов», которых боялась вся округа. Мальчик, если хотел прослыть «своим» во дворе, должен был носить кепку, более того, не новую, а потрёпанную в боях.


  • Кадры из фильма «Тимур и его команда».

    В гайдаровской «Судьбе барабанщика» несколько раз упоминается кепка малолетнего жулика – Юрки. Она «плоская как блин» и «клетчатая». Но и сын завмага-растратчика Серёжка тоже не отстаёт от приятеля: «Беда моя - это была кепка. Кепку, как известно, у мальчишек редко найдёшь новую. Кепку закидывают на заборы, на крыши, бьют ею в спорах оземь. Кроме того, она часто заменяет футбольный мяч. В моей же кепке была дыра, которую я прожёг у костра на ученической маёвке. Если бы ещё оставалась подкладка, то её можно было бы замазать чернилами. Но подкладки не было, а мазать чернилами свой затылок мне, конечно, не хотелось. Тогда я решил, что днем буду кепку держать в руках, будто бы мне всё время жарко, а вечером сойдет и с дырой».

    Многие мальчики носили среднеазиатские тюбетейки – они тоже считались «правильными» головными уборами и символизировали дружбу с освобождёнными народами Востока. Белая панама была обязательным атрибутом лагерной пионерской жизни. Например, в фильме «Новый Гулливер» можно увидеть ребят в пионерской форме и в больших белых панамах.


  • Фотографии с сайта пионерлагеря «Артек».

    Что характерно, в те годы пионеры носили галстуки не только в школу или на мероприятия, но и в повседневной жизни. Разумеется, если подросток забывал надеть галстук при посещении кинотеатра или магазина, наложить на него взыскание не могли, но всё равно такая забывчивость считалась предосудительной. Ю.Нагибин в своих ностальгических рассказах о Чистых Прудах, упоминает именно такой случай.
    «-Каюсь, ребята, - сказал он, подходя.<…> Он приоткрыл ворот куртки: на длинной, стройной шее не было пионерского галстука. <…> Он так мучился тем, что нарушил пионерский этикет, что ему не терпелось уйти». По ходу повествования выясняется, что пионервожатый страдал вовсе не из-за отсутствия галстука, а потому что растратил общие деньги, но сама ситуация весьма характерна.


  • Пионеры. Начало 1930-х гг.
  • Кадр из фильма «Моя любовь».

    С детской обувью были проблемы, поэтому даже в официальной хронике можно увидеть босых мальчишек на летней улице. Девочки 1930-х старались выглядеть аккуратными и красивыми. Маленьких девчушек одевали в очень короткие, расклешённые от груди цветастые платья. Чем старше становилась девочка, тем длиннее был подол – эта общая тенденция бытовала и в 1930-е годы. Подростки 12-13лет одевались почти так же, как взрослые девушки – в приталенные платья с узкими юбками, в жакетики и туфли с узкими носами.


  • Скан из книги Н.Самсонадзе и И.Кононовой «Женщина и её платье».
  • Платьице из вискозы. Конец 1930-х гг. Накидка - ручная вязка. Фото с выставки «По волнам нашей памяти».
  • ЦПКиО имени Горького.

    Помимо коротких стрижек, девочки носили длинные косы, которые в предыдущее десятилетие считались если не предосудительными, то безнадёжно устаревшими. Много в эти годы говорилось о качественном воспитании будущих матерей, о привитии девочкам хорошего вкуса. Уже не считалось зазорным носить кружевной воротничок или пышный «старорежимный» бант.


  • Кадры из фильма «Разбудите Леночку».

    В приложениях к журналу «Работница» довольно часто встречаются пёстрые ситцевые сарафаны, которые полагалось носить с белыми блузами. Такие сарафаны были отрезными по талии, юбка – в частую сборку. Этот наряд был очень прост в исполнении, поэтому многие девочки сами шили себе такой сарафанчик. Если мальчика, проявлявшего тягу к щегольству или даже элементарной аккуратности, нещадно высмеивали в дворовых компаниях, то девочка в шёлковом платье цвета «увядшей розы» вызывала восхищение. Девочки, как и мальчики, носили матросские костюмчики. Ю.Нагибин пишет: «У калитки стояла девочка в белой кофточке с матросским воротником и синей юбке».


  • Фотографии с сайта пионерлагеря «Артек».
  • В центре - обложка фотоальбома 1940 года, посвящённого «Артеку».

    В 1930-е годы было много наработок, касавшихся новых форм детской одежды, возникло даже понятие «гигиена детской одежды». В данном контексте понятие «гигиена» означало совокупность факторов, влияющих на здоровье человека, а не собственно чистота или опрятность. Считалось, что разрабатывать детскую одежду должны целые коллективы, куда, помимо модельеров входят и педиатры. Но, как правило, все эти благие намерения оставались нереализованными. Во-первых, советская лёгкая промышленность была слишком неповоротливой, чтобы сразу переключиться на создание последних новинок. Во-вторых, при всей декларативной «заботе о детях» одежда подрастающего поколения не входила в число первоочередных задач партии и правительства.
  • Продолжение - следует!
  • Tags: 1930, История моды, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 189 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →